Решение по делу № 33-2355/2020 от 29.07.2020

Судья Дмитриев А.В.

№ 33-2355/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.

судей Тимошкиной Т.Н., Душнюк Н.В.

при ведении протокола помощником судьи Овсовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (...) по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 мая 2020 года по иску А.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчёте фиксированной выплаты страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

(...) А.С. обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что является получателем пенсии по старости с 25.03.2020. В период с 20.04.1983 по 16.10.1984 проходил службу в войсковой части (...), дислоцировавшейся в г. (...). После увольнения с военной службы с 05.12.1984 был трудоустроен в (...) в должности (...). Ответчиком в перерасчёте пенсии отказано. Просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 20.04.1983 по 16.10.1984, произвести перерасчёт размера страховой пенсии с момента возникновения права на данную выплату.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить (...) А.С. в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 20.04.1983 по 16.10.1984 в районах Крайнего Севера; произвести (...) А.С. перерасчет страховой пенсии по старости с 01.04.2020 с учётом периода прохождения военной службы по призыву с 20.04.1983 по 16.10.1984 в района Крайнего Севера.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что удовлетворяя требование истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода срочной военной службы, суд руководствовался подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590. Однако, данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 №80. Периоды службы в армии не могут рассматриваться как осуществление трудовой деятельности и давать право на включение спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера. Понятие фиксированного базового размера (базовая часть пенсии) страховой части трудовой пенсии впервые введено в пенсионное законодательство в 2001 году, а понятие повышенный фиксированный базовый размер (базовая часть пенсии) страховой части трудовой пенсии введено в 2009 году. В соответствии со статьей 12 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и пунктом 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1015 от 02.10.2014, введенных в действие с 1 января 2015 года, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). В них законодатель предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера, и закрепил в этих же целях порядок подсчета стажа. Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности истец не мог рассчитывать на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, так как данного понятия в период работы истца не существовало, следовательно, ухудшения в реализации пенсионных прав истца не наступило.

В возражениях на апелляционную жалобу (...) А.С. просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что при рассмотрении исковых требований судом первой инстанции верно применены нормы законов. В период прохождения службы в армии, в области пенсионных прав действовал Закон ССР «О государственных пенсиях», принятый Верховным Советом ССР 14.07.1956, при этом порядок и назначения и выплаты пенсий регулировался «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Совета Министров ССР №590 от 03.08.1972. Согласно п.п. «к» п. 109 Положения, в общий стаж работы засчитывается так же служба в составе Вооруженных сил ССР. Абзацем 14 п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, служба приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду службы либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В судебное заседании суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о дне слушания дела. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Исходя из ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Одним из основных условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 этого же закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно распоряжения Правительства РСФСР от 14.12.1991 № (...) г. (...) отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, указом Президента РФ от 20.12.1993 № (...), г. (...) отнесён к местностям, приравненным к РКС.

В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии по старости.

Из военного билета на имя (...) А.С. следует, что он проходил срочную военную службу с 10.10.1982 по 16.10.1984, в период с 20.04.1983 по 16.10.1984 проходил службу в войсковой части № (...)

Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ войсковая часть (...) в спорный период дислоцировалась в г. (...)

В соответствии с указанной справкой, (...) А.С. был призван Кондопожским РВК г. Петрозаводска, 10.10.1982, проходил службу в войсковой части (...) в период с 20.04.1983 в воинском звании – «(...)» в должности - (...), уволен в запас по окончании срока службы, исключён из списков личного состава части с 16.10.1984.

Ответчиком включён период прохождения военной службы по призыву только в страховой стаж истца.

Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в связи с прохождением срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера.

Как следует из письменного отказа ответчика в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости от 10.04.2020, на основании представленных документов истцу было отказано в зачёте периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и осуществлении перерасчёта фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, но не для перерасчёта размера назначенной пенсии.

Из трудовой книжки истца следует, что он после увольнения со службы, 05.12.1984 принят на (...) в качестве (...), который в тот период времени не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. При этом период работы истца на данном предприятии ответчиком засчитан в стаж работы, в том числе в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд руководствовался вышеуказанными нормами материального права и обоснованно исходил из того, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, в связи с чем он имеет право на включение спорного периода в стаж работы в особых климатических условиях.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность включить спорный период в специальный стаж и произвести истцу перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.04.2020 в силу положений ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и получившую правильную оценку в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 мая 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2355/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чусин Андрей Сергеевич
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Глушенко Наталия Олеговна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
30.07.2020Передача дела судье
25.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2020Передано в экспедицию
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее