Дело № 2-1667/2024
УИД 52RS0009-01-2024-001352-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» июня 2024 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области
в составе председательствующего судьи Гульовской Е.В.,
при секретаре Сыровой О.Ю.,
с участием представителя истца Арзамасского городского прокурора помощника Арзамасского городского прокурора Кабановой Е.Е.,
истца Малышева С.А.,
представителя ответчика администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области по доверенности Зайцевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Малышева С.А., к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании правомерным нахождение на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании бездействия незаконным
установил:
Арзамасский городской прокурор Нижегородской области, действуя в интересах Малышева С.А., обратился в суд с иском к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании правомерным Малышева С.А. нахождение на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании бездействия незаконным.
В обоснование иска указывает на то, что была проведена проверка по обращению Малышева С.А. в части исполнения требований жилищного законодательства при осуществлении единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-Ф «О ветеранах» предусмотрено, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, ветеранов боевых действий.
На основании ч.ч. 3.2, 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Положениями ч.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Проведенной проверкой установлено, что Малышев С.А., <дата> г.р., являющийся ветераном боевых действий, был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека: он, дочь К. и сын А..
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области, утвержденными решением исполкома областного совета народных депутатов и президиума облсовпрофа от <дата> №, на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, проживающие в данном населенном пункте (ч.2 раздела I указанных Правил).
Аналогичная норма содержится в законе Нижегородской области от 16.11.2005 № 179-З «О порядке введения органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (ч.1 ст.2 Закона).
В соответствии с п. 19 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений Нижегородской области, утвержденных Советом народных депутатов Горьковской области от 09.01.1991 № (далее – Правила), органы местного самоуправления, организации в ходе перерегистрации уточняют изменения в жилищных условиях граждан, состоящих на учете, а также другие обстоятельства, характеризующие нуждаемость в улучшении жилищных условий, и снимают их с учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители данного собственника.
Супруга Малышева С.А. являлась жителем Арзамасского района, в заявлении о принятии на учет в качестве члена семьи указана не была. До настоящего времени О проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. 1/2 доля жилого помещения по указанному адресу принадлежит О на основании завещания.
В соответствии с ч.1 ст.36 Семейного кодекса РФ имущество, полученное одним из супругов в порядке наследования, является собственностью этого супруга и не относится к совместно нажитому имуществу.
На основании изложенного, при определении уровня обеспеченности жилой площадью жилого помещения членов семьи Малышева С.А. площадь части <адрес> суммироваться не должна, т.к. суммируется площадь жилых помещений заявителя и членов его семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся.
Мать Малышева С.А. - В. также не была зарегистрирована по месту жительства Малышева С.А. на момент принятия его семьи на учет, заявлений о принятии ее на учет в качестве члена семьи Малышева С.А. после регистрации В. по месту жительства сына не имеется. По вопросу отчуждения В. жилого помещения по адресу: <адрес> установлено, что члены семьи Малышева С.А. в период с даты принятия на учет и до настоящего времени не совершали действий по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, на момент регистрации В. в жилом помещении по адресу: <адрес> на жилой площади 21,5 кв.м. были зарегистрированы 4 человека, обеспеченность жилой площадью была менее учетной нормы, следовательно, указанные действия не могут быть отнесены к намеренным действиям по ухудшению жилищных условий.
На основании изложенного, основания для снятия Малышева С.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отсутствуют. Малышев С.А. включен в список имеющих право на предоставление мер социальной поддержки как ветеран боевых действий администрацией городского округа правомерно и обоснованно, нуждаемость в улучшении жилищных условий Малышева С.А. подтверждена, обеспеченность благоустроенным жилым помещением составляет менее 9 кв.м. жилой площади на одного члена семьи, основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют.
В настоящее время основания, по которым Малышев С.А. встал на учёт по улучшению жилищных условий не изменились и не отпали.
Период ожидания подхода очередности являлся длительным, в связи с чем Малышев С.А. не утратил права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, так как длительное неисполнение, предусмотренных государством гарантий, не может быть основанием для возложения неблагоприятных последствий для граждан, для которых данные гарантии предусмотрены.
По состоянию на 11.03.2024 единовременная денежная выплата на строительство (приобретение) жилого помещения Малышеву С.А. не произведена.
Малышев С.А. обратился к прокурору с соответствующим заявлением, так как самостоятельно осуществлять защиту своих прав в суде не может, что дает основание Арзамасскому городскому прокурору Нижегородской области обратиться в суд в его интересах.
Представитель истца Арзамасского городского прокурора помощника Арзамасского городского прокурора Кабанова Е.Е. исковые требования и их обоснование поддержала.
Истец Малышев С.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области по доверенности Зайцева Л.В. с иском к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области не согласна, поскольку администрация городского округа город Арзамас Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В 2004 г. Малышев С.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, дочь К. и сын А.) и был включен в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как относящийся к категории граждан, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (ветеран боевых действий, вставший на учет в качестве нуждающихся до <дата>). Администрацией была проведена проверка предоставленных заявителем документов, в ходе которой установлено, что Малышев С.А. (ветеран боевых действий) был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека; он, дочь К. и сын А. по месту жительства по адресу: <адрес> (жилая площадь квартиры – 21,5 кв.м.). Совместно с ними проживал и состоял на регистрационном учете отец Малышева С.А. – М. Супруга Малышева С.А. - О являлась жителем <адрес>, в заявлении о принятии на учет в качестве члена семьи указана не была. До настоящего времени она проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, р.<адрес>. 1/2 доля жилого помещения по указанному адресу принадлежит О на основании завещания. Считают, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью жилого помещения членов семьи Малышева С.А. жилая площадь части <адрес> р.<адрес> суммироваться не должна, т.к. суммируется площадь жилых помещений заявителя и членов его семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся по заявленному месту проживания семьи. Мать Малышева С.А.- В., также не была зарегистрирована по месту жительства Малышева С.А. на момент принятия его семьи на учет. Заявлений о принятии ее на учет в качестве члена семьи Малышева С.А., после регистрации В. по месту жительства сына, не имеется. Администрация городского округа <адрес> считает, что Малышев С.А. включен в список имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, как ветеран боевых действий правомерно, нуждаемость в улучшении жилищных условий Малышева С.А. подтверждена, обеспеченность благоустроенным жилым помещением составляет менее 9 кв.м. жилой площади на одного члена семьи, основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют. Копии документов учетного дела Малышева С.А. были направлены администрацией г.о.г. Арзамас в министерство социальной политики Нижегородской области для рассмотрения с целью включения в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в текущем году. До настоящего времени Малышев С.А. не обеспечен единовременной денежной выплатой на строительство (приобретение) жилого помещения, что нарушает его права и законные интересы.
Представитель ответчика министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания должным образом извещены. В суд представили возражения на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что Малышев С.А. утратил право на получение ЕДВ в 2019 г.
Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив письменные материалы дела, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства, взятые в их совокупности. Суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют свое право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.
Закон Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З определяет в рамках переданных полномочий Российской Федерации формы и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 N 148 утвержден порядок организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.
Согласно указанных норм в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, по муниципальному округу, городскому округу Нижегородской области формируется органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления).
На основании списков, сформированных органами местного самоуправления, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области (Министерство социальной политики Нижегородской области) формирует и утверждает список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, по Нижегородской области. Для включения в список граждане представляют в орган местного самоуправления заявления по утвержденной форме.
Решение о включении гражданина в список должно быть оформлено правовым документом органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления несут ответственность за обоснованность включения граждан в списки.
При принятии решения о включении в списки граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., орган местного самоуправления организует проверку наличия у граждан оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что постановлением мэра города Арзамаса от <дата> № Малышев С.А. принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, дочь К. и сын А.), включен в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как относящийся к категории граждан, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (ветеран боевых действий, вставший на учет в качестве нуждающихся до <дата>) (л.д.9-11, 14, 15).
Малышев С.А. был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека; он, дочь К. и сын А. по месту жительства по адресу: <адрес> (жилая площадь квартиры – 21,5 кв.м.). Совместно с ними проживал и состоял на регистрационном учете отец Малышева С.А. – М. (л.д.12-13).
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области, утвержденными решением исполкома областного совета народных депутатов и президиума облсовпрофа от 9 января 1991 г. № 20, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,0 кв.м. и ниже (пп.6.1 п.6 Правил). Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9,0 и более кв.м.(пп «а» п.19 Правил). Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте (п.7 Правил).
Аналогичная норма содержится в законе Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 179-З «О порядке введения органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (ч.1 ст.2 Закона).
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители данного собственника.
Супруга Малышева С.А. – О являлась жителем <адрес>, в заявлении о принятии на учет в качестве члена семьи указана не была (л.д.9).
До настоящего времени О проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. <дата> О было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на 1/2 долю жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.35).
Суд приходит к выводу, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью членов семьи Малышева С.А. жилая площадь ? доли <адрес> р.<адрес> суммироваться не должна, поскольку суммируется площадь жилых помещений заявителя и членов его семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся по заявленному месту проживания семьи.
Мать Малышева С.А.- В., также не была зарегистрирована по месту жительства Малышева С.А. на момент принятия его семьи на учет. Заявлений о принятии ее на учет в качестве члена семьи Малышева С.А., после регистрации В. по месту жительства сына, не имеется.
Часть 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г. для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П).
Исходя из приведенных выше норм права, для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г., под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г.).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Малышев С.А. включен в список лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки как ветеран боевых действий правомерно и обоснованно, нуждаемость в улучшении жилищных условий Малышева С.А. по состоянию на текущую дату подтверждена, обеспеченность благоустроенным жилым помещением составляет менее 9 кв.м. жилой площади на одного члена семьи, основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют.
<дата>, <дата> Малышев С.А. обращался в администрацию городского округа город Арзамас Нижегородской области с заявлением о включении в список граждан, вставших на учет до <дата> и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.3 п.23.2 ФЗ «О ветеранах» (л.д.40-43).
<дата> и <дата> Малышевым С.А. были поданы заявления на получение единовременной денежной выплаты (л.д.44-45).
В соответствии с утвержденным, постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 N 148, Порядком организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области органы местного самоуправления направляют в министерство копии учетных дел граждан, указанной категории.
<дата>, <дата> копии документов учетного дела Малышева С.А. были направлены администрацией г.о.г. Арзамас в министерство социальной политики Нижегородской области для рассмотрения на комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области с целью включения в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в текущем году.
<дата> на заседании комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области было принято решение: администрации г.о.г. Арзамас рассмотреть вопрос о снятии Малышева С.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом заседания №.
Таким образом из материалов дела следует, что позиция администрации городского округа город Арзамас по вопросу нуждаемости в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий Малышева С.А. не совпадает с позицией министерства социальной политики Нижегородской области - с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий он не снят.
Судом установлено, что до настоящего времени Малышев С.А. не обеспечен единовременной денежной выплатой на строительство (приобретение) жилого помещения, что нарушает его права и законные интересы.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией, права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.).
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Малышева С.А., к Министерству социальной политики <адрес> о признании правомерным нахождение на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании бездействия незаконным - обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку Малышев С.А. встал на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, дочь К. и сын А.) до <дата>,, включен в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как относящийся к категории граждан, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (ветеран боевых действий, вставший на учет в качестве нуждающихся до <дата>), основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют, единовременная денежная выплата на строительство (приобретение) жилого помещения ветерану боевых действий Малышеву С.А. <дата> рождения до настоящего времени не произведена.
На основании вышеизложенного, суд находит признать правомерным нахождение на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Малышева С.А. <дата> рождения, признать бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области по неосуществлению единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения ветерану боевых действий Малышеву С.А. <дата> рождения незаконным и обязать Министерство социальной политики Нижегородской области произвести единовременную денежную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения ветерану боевых действий Малышеву С.А. <дата> рождения.
В иске к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области суд находит отказать, поскольку все действия по соблюдению жилищных прав Малышева С.А. со стороны администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области выполнены: он поставлен на учет, включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, который направлен в Министерство социальной политики Нижегородской области.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать правомерным нахождение на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Малышева С.А. <дата> рождения.
Признать бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области по неосуществлению единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения ветерану боевых действий Малышеву С.А. <дата> рождения незаконным.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области произвести единовременную денежную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения ветерану боевых действий Малышеву С.А. <дата> рождения.
В иске к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Арзамасского городского суда: подпись Е.В. Гульовская.
***
***
***
***