Дело № 2а-1011/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 19 ноября 2020 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Рыковой М.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Павлову ФИО7 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за их несвоевременную уплату,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 9 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Павлову А.Р. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в общей сумме 32418,46 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 5840 руб.,пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 6,03 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 26545 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 27,43 руб.
Требования мотивированы тем,что Павлов А.Р. в период с 01.04.2016 г. по
30.03.2020 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, в указанный период являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В соответствии с п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.В установленный срок страховые взносы плательщиком не были уплачены. За несвоевременную уплату страховых взносов в соответствии со ст. 75 НК РФ плательщику начислены пени. В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки, пени, штрафов
№ 1107 от 14.01.2019 г., на уплату задолженности по страховым взносам, а также пени. 10.07.2020 г. мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю был вынесен судебный приказ о взыскании с Павлова А.Р. вышеуказанной задолженности. На основании поступивших от должника возражений данный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края от 29.07.2020 г. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена.
Представитель административного истца МИФНС России № 9 по Красноярскому краю Слободчикова А.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, на удовлетворении требований настаивала.
Административный ответчик – Павлов А.Р., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что истец до обращения в суд с указанными требованиями в адрес ответчика направлял копию административного искового заявления, а также направление судом в адрес ответчика копии административного искового заявления, однако, ответчик никаких возражений относительно заявленных требований в суд не направил, руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ, суд признает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Согласно ст. 204 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.
Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 65, а также в пункте 67 Пленума от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание участников судебного процесса.
На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, без проведения аудиопротоколирования.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, соответственно.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ и пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона № 326-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
С 01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года
N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
Из содержания п. 1 ст. 45 НК РФ следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Согласно части 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В судебном заседании установлено, что Павлов А.Р. с 01.04.2016 г. по 30.03.2020 г. был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, в силу вышеперечисленных положений законодательства в указанный период являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с ненадлежащим исполнением Павловым А.Р. обязанности по уплате страховых взносов, образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017 г. в сумме 5840 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01.01.2017 г. в размере 26545 руб. За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование плательщику были начислены пени в размере 6,03 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – пени в сумме
27,43 руб.
В адрес должника было направлено требование № 1107 от 14.01.2019 г. об оплате указанной задолженности.
Факт направления налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога и пени подтверждается реестром почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.
Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.
Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания пени и страховых взносов, а у налогоплательщика возникла обязанность по их уплате.
Требование № 1107 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, до настоящего времени Павловым А.Р. не исполнено, задолженность по страховым взносам и пеням не погашена.
Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно требованию № 1107 от 14.01.2019 г., срок уплаты недоимки и пени был установлен до 06.02.2019 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Панова И.Н. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а также пени в общем размере 32418,46 руб., истек 06.08.2019 г.
Из материалов дела № 02а-0614/23/2020, представленного мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края по запросу суда, следует, что заявление МИФНС России № 9 по Красноярскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании с Павлова А.Р. задолженности по страховым взносам и пени в сумме 32418,46 руб., (датированное 29.04.2020 г.) принято мировым судьей 09.07.2019 г., то есть со значительным пропуском установленного действующим законодательством шестимесячного срока по требованию о взыскании недоимки по страховым взносам и пени № 1107 от 14.01.2019 г. Судебным приказом от 10.07.2020 г. указанная задолженность взыскана с Павлова А.Р.
Определением мирового судьи судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе от 29.07.2020 г. в связи с поступившими от должника Павлова А.Р. возражениями, судебный приказ отменен с разъяснением взыскателю права обращения в суд с административным исковым заявлением. Настоящее административное исковое заявление о взыскании с Павлова А.Р. задолженности по страховым взносам и пени, направлено в Енисейский районный суд (сдано в отделение почтовой связи) 17.09.2020 г.
Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу положений части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом был значительно пропущен срок, установленный для принудительного взыскания по требованию об уплате страховых взносов и пени № 1107 от 14.01.2019 г., то соблюдение административным истцом шестимесячного срока предъявления иска после отмены судебного приказа, не может быть расценено как предъявление исковых требований с соблюдением установленного законом срока, при отсутствии объективных, уважительных причин для его восстановления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой по указанным требованиям, не установлено. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган не ходатайствовал о восстановлении ему пропущенного срока.
При этом, факт вынесения судебного приказа о взыскании суммы задолженности, не свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, поскольку судебный приказ отменен.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах
Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога в судебном порядке является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о взыскании с Павлова А.Р. задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в общей сумме 32418,46 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 5840 руб.,пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 6,03 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 26545 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды с 01.01.2017 г. – 27,43 руб., Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Павлову
Антону Радиевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за их несвоевременную уплату, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 г.
Судья Н.М. Ларионова