РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2015 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Центрального района г.Красноярска Мерзлякова В.Л.,
представителя ответчика Министерства культуры Красноярского края Леюшкиной С.В.,
при секретаре Олиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры Красноярского края об оспаривании бездействия и возложении обязанности изготовить паспорт объекта культурного наследия, организовать разработку проекта зоны охраны объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры Красноярского края об оспаривании бездействия и возложении обязанности изготовить паспорт объекта культурного наследия, организовать разработку проекта зоны охраны объекта культурного наследия. Свои требования мотивировал тем, что согласно информации Министерства культуры Красноярского края от 22.03.2011 №16-09/1292 Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенная по <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения, ведется сбор документов для регистрации объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), паспорт объекта культурного наследия не отвечает требованиям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», охранные обязательства в отношении объекта культурного наследия не оформлялись.
Просит суд признать незаконными бездействие ответчика в части неизготовления паспорта, непринятия мер по организации разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенного в <адрес>; возложить обязанность на ответчика изготовить паспорт объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенного в <адрес> и организовать разработку проекта зоны охраны объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенного в <адрес>.
Представитель процессуального истца – старший помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Мерзляков В.Л., в судебном заседании поддержал предъявленные требования по вышеизложенным основаниям, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства культуры Красноярского края Леюшкина С.В., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что все работы выполняются в рамках финансирования, в 2015-2016 годах планируется проведение работ по разработке или корректировке проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, землеустроительные работы по определению границ зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения. В рамках данной программы будет организована разработка проекта зон охраны объекта культурного наследия.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно вводной части Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Статьей 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 48 Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Статьей 53 Закона установлены ограничения при использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо ограничения при использовании земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия
Так, согласно ст. 21 Закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Согласно приказу Росохранкультуры от 21.06.2010 № 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта объекта культурного наследия" паспорт объекта культурного наследия (далее - паспорт) является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Таким образом, на собственника объекта культурного наследия возложена обязанность по оформлению (получению) паспорта объекта культурного наследия с целью дальнейшей регистрации права.
В соответствии со ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3166 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края» к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия отнесено организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.
Границы зон охраны объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством края на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по представлению краевого органа охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
В соответствии с п. 2.4. Положения о Министерстве культуры Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 32-п (далее - Положение), к задачам Министерства относится обеспечение сохранности объектов культурного наследия на территории Красноярского края.
Согласно п. 3.7. Положения к компетенции Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится:
-осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке;
-согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
-осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проведение один раз в пять лет обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия;
-выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и приемка работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
-оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании, Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенная по <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения.
Паспорт объекта культурного наследия, установленной на сегодняшний день, формы, на указанный объект отсутствует, что не отрицается ответчиком. Кроме того, не разработан проект зоны охраны объекта культурного наследия.
Исходя из положений статьи 21 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия относится к компетенции Министерства культуры Красноярского края.
В силу пп. 18 п. 3.7 Положения о Министерстве культуры Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 года №32-п, к компетенции Министерства культуры Красноярского края относится, организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном порядке.
Таким образом, Министерством культуры Красноярского края не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части изготовления паспорта объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенная по <адрес>.
Указанным бездействием нарушены права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности доводов прокурора, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Прокурора Емельяновского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Министерства культуры Красноярского края в части неизготовления паспорта, непринятия мер по организации разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенного в <адрес>.
Обязать Министерство культуры Красноярского края изготовить паспорт объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенного в <адрес>, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство культуры Красноярского края организовать разработку проекта зоны охраны объекта культурного наследия - Братская могила 13 рабочих-подпольщиков, зверски замученных колчаковцами, расположенного в <адрес>, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: подпись А.В. Жуль
Мотивировочная часть решения изготовлена 03.02.2015 года.
Верно:
Судья А.В. Жуль