Дело № 2-6010/2023
.....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2023 года |
город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
секретаря судебного заседания Братушевой Е.А.,..
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Федоренко ФИО11 к войсковой части 77360-Е, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с иском к войсковой части 77360-Е, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота»), с учетом изменения предмета иска в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.52), просит взыскать невыплаченную заработную плату в размере 34 161 рубль 89 копейки за период с 01.08.2022 по 31.07.2023, компенсацию морального вреда 10 000 рублей, отпускные в размере 2 548 рублей 70 копеек за период с 10.09.2022 по 01.10.2022, отпускные в размере 7 281 рубль 04 копейки за период с 15.05.2023 по 06.07.2023, компенсацию за задержку выплат в размере 6 397 рублей 66 копеек за период с 10.09.2022 по 15.11.2023, 640 рублей 22 копейки за период с 07.09.2022 по 15.11.2023, 926 рублей 87 копеек за период с 12.05.2023 по 15.11.2023 и компенсацию по ст. 236 ТК РФ по день фактической выплаты заработной платы и отпускных не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день задержки исполнения решения суда, расходы по оплате услуг представителя 8 000 рублей.
В обоснование указано, что истец работает в войсковой части 77360-Е. В спорный период работодателем выплачивалась заработная плата, при расчете без учета дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации ....., в размере меньше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, по определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что истец работает в войсковой части 77360-Е начальником смены сторожевой охраны, работодатель войсковая часть находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота».
Истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации ....., районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации ..... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, у суда сомнений не вызывают и суд признает их установленными.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315 – 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении ..... «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО12», согласно которой повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2021 составлял 12 792 рубля в месяц, с 01.01.2022 составлял 13 890 рублей в месяц, с 01.06.2022 - 15 279 рублей в месяц, с 01.01.2023- 16 242 рубля в месяц.
При таких обстоятельствах заработная плата истца при полностью отработанной норме рабочего времени должна была составлять в марте – декабре 2021 года не менее 12 792 рублей в месяц, а с января 2022 года – не менее 13 890 рублей, с 01.06.2022 не менее 15 279 рублей, с 01.01.2023 не менее 16 242 рубля в месяц до начисления на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
В случае если норма рабочего времени была отработана не полностью, их заработная плата не должна была быть меньше указанной суммы, определенной пропорционально времени, фактически отработанному в соответствующем месяце.
Из материалов дела следует, что в спорный период работодателем истцу выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ..... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
С учетом данных выплат начисленные истцам суммы превышают минимальный размер оплаты труда (в том числе пропорционально фактически отработанному времени за не полностью отработанные месяцы).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 349 ТК РФ на истцов, относящихся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации ..... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» предусмотрено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 Указа, которым руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с данным Указом приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (п. 3 Порядка).
Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации ....., не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.
Кроме того, анализа расчетных листков следует, что на суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не производится начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах выплаченное дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от ....., не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Иной подход приведет, в частности, к тому, что средний заработок работника, определенный по правилам ст. 139 ТК РФ, будет меньше минимального размера оплаты труда, что недопустимо, а заработная плата работника как вознаграждение за труд в значительной части окажется подмененной выплатами, имеющими иную правовую природу.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.
Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года) предусмотрено пунктом 41 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к приказу Министра обороны Российской Федерации от ....., и является стимулирующей выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, единовременное денежное вознаграждение подлежит учету при определении соответствия фактического размера заработной платы работника минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации.
Представленный стороной ответчика расчет требований недополученной заработной платы является математически верным.
На основании изложенного, в пользу истца подлежит взысканию за период с августа 2022 года по июль 2023 года сумма 34 161 рубль 89 копеек. Расчет стороны ответчика составлен с учетом фактически отработанного времени, оклада, разницей без учета премии по приказу № ....., начисленной премии из экономии фонда.
Следовательно, подлежат перерасчету отпускные за период с 10.09.2022 по 01.10.2022 по расчетному периоду с 01.09.2021 по 31.08.2022, взысканию подлежит 2 548 рублей 70 копеек. По отпуску с 15.05.2023 по 06.07.2023 по расчетному периоду с 01.05.2022 по 30.04.2023 подлежит взысканию 7 281 рубль 04 копейки. Расчеты стороны ответчика проверены судом, признаны математически верными.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, которая возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. При определении размера должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку ответчиком нарушены трудовые права истца, связанные с невыплатой заработной платы, требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. С учетом конкретных обстоятельств дела, требований соразмерности, разумности и справедливости суд определяет компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, исходит из длительности нарушений трудовых прав истца, суммы удовлетворенных требований.
Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Следовательно, расчет компенсации за задержку выплат заработной платы, отпуска составит 9 207 рублей 60 копеек (.....
С учетом требований ст. 236 ТК РФ, суд определяет дату взыскания процентов – дату вынесения судом решения, что не является выходом за рамки исковых требований, но определяется статусом работника – как слабой стороны в трудовом споре.
А именно, по сумме 4600 рублей, просрочка с 10.09.2022 по 11.12.2023, сумма процентов составила 1 278 рублей 19 копеек (.....
По взысканной сумме в размере 2927 рублей 78 копеек, просрочка с 11.10.2022 по 11.12.2023, сумма процентов составила 767 рублей 07 копеек .....
По взысканной сумме в размере 3 411 рублей 14 копеек, просрочка с 11.11.2022 по 11.12.2023, сумма процентов составила 841 рубль 04 копейки (.....
По взысканной сумме в размере 8 222 рубля 94 копейки, период просрочки с 10.12.2022 по 11.12.2023, сумма процентов составила 1 908 рублей 05 копеек (.....
По взысканной сумме в размере 5 000 рублей 01 копейки, период просрочки с 10.03.2023 по 11.12.2023, сумма процентов составила 932 рубля 83 процента .....
По взысканной сумме в размере 5000 рублей 01 копейка, период просрочки с 11.04.2023 по 11.12.2023, сумма процентов составила 855 рублей 33 копейки .....
По взысканной сумме в размере 5 000 рублей 01 копейка, период просрочки с 11.05.2023 по 11.12.2023, сумма процентов составила 780 рублей 33 копейки (.....
По взысканной сумме в размере 2 548 рублей 70 копеек, период просрочки с 07.09.2023 по 11.12.2023, сумма процентов составила 712 рублей 08 копеек (.....
По взысканной сумме в размере 7 281 рубль 04 копейки, период просрочки с 12.05.2023 по 11.12.2023, сумма процентов составила 1 132 рубля 68 копеек (.....
Судом требования истца о расчете процентов, установленных ст. 236 ТК РФ до исполнения решения суда не могут быть удовлетворены, поскольку требования истца должны быть определены конкретной датой, что не лишает права истца обратиться в суд с требованием о расчете процентов после решения суда, с учетом даты фактической оплаты. Суд учитывает, что статус ответчика, как бюджетной организации определяет порядок исполнения решения суда (Глава 24.1. БК РФ), что свидетельствует о невозможности удовлетворения требования о взыскании процентов на будущее.
В силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате экспертам, и другие признанные судом необходимыми расходы.
Частью 1 ст. 98 ГПК РФ закреплено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 №461-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО13 на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что возмещение судебных расходов на основании ч. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК Российской Федерации осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от .....
В свою очередь, вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом в суд требования непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части его решения (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ), о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч.1, 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
С учетом удовлетворения требований, работы представителя по подготовке иска, суд полагает, что расходы по оплате услуг представителя подлежат возмещению в сумме 4 000 рублей, что соответствует требованиям разумности.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федоренко ФИО14 (.....) к войсковой части 77360-Е, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (ОГРН .....) о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, процентов, расходов по оплате услуг представителя удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части 77360-Е за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово – экономическая служба» в пользу Федоренко ФИО15 невыплаченную заработную плату в размере 34 161 рубль 89 копеек за период с 01.08.2022 по 31.07.2023, компенсацию морального вреда 5 000 рублей, проценты, рассчитанные по правилам ст. 236 ТК РФ, в размере 9 207 рублей 60 копеек, перерасчет отпускных за период с 10.09.2022 по 01.10.2022 в размере 2 548 рублей 70 копеек, по отпуску с 15.05.2023 по 06.07.2023 в размере 7 281 рубль 04 копейки, расходы по оплате услуг представителя 4 000 рублей, всего взыскать 62 199 (шестьдесят две тысячи сто девяносто девять) рублей 23 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований Федоренко ФИО16 к войсковой части 77360-Е, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании процентов, расходов по оплате услуг представителя отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий |
Ж.С. Кочина |
Мотивированное решение суда изготовлено 18.12.2023 |