Копия
Дело № 1-683/2021
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Томск 20 октября 2021 года
Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Ильиной А.А.,
при секретаре Оюн А.А. с участием государственного обвинителя Пирожковой О.А., потерпевшего А., подсудимого Кушнера И.В. и его защитников Кривошеева В.А., Юдниковой И.А.,
рассмотрев уголовное дело в отношении:
Кушнера Игоря Владимировича, ..., находящегося под мерой пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ;
У С Т А Н О В И Л :
Кушнер И.В. с применением предмета, используемого в качестве оружия, умышленно причинил тяжкий вред здоровью А. при следующих обстоятельствах:
Кушнер И.В., находясь в период с 17.00 часов до 18.13 часов 11 августа 2020 года около дома по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, умышленно из неприязни к А. с целью причинения ему тяжких телесных повреждений, вооружившись молотком и используя его в качестве оружия, нанес этим молотком множественные удары по голове А., в результате чего причинил А. физическую боль и следующие телесные повреждения:
- пять ушибленных ран в лобной области, относящиеся к легкому вреду здоровья как вызвавшие временную нетрудоспособность до 21 дня;
- перелом наружной стенки правой орбиты с переходом на краевые отделы верхней стенки, перелом правой скуловой кости, перелом скулового отростка правой височной кости с угловой деформацией скуловой дуги, ушибленную рану в правой скуловой области, параорбитальную гематому справа, проникающую инфицированную рану роговицы правого глаза с выпадением внутренних оболочек и травматическим птозом верхнего века, повреждением сосудистой оболочки и сетчатки, относящиеся к тяжкому вреду здоровья, опасному для жизни человека.
Подсудимый Кушнер И.В. в судебном заседании вину признал в полном объеме.
Однако в ходе судебного следствия Кушнер И.В. выдвигал версию о наличии у него алиби на время причинения А. тяжкого вреда здоровью, ссылаясь на показания свидетелей К. и И.
Из судебных показаний подсудимого Кушнера И.В. следует, что с А. и В. он встречался 10 августа 2020 года по ул.Мичурина в г.Томске, где они распивали спиртное, после чего Кушнер И.В. и В. ушли, А. остался один. 11 августа 2020 года Кушнер И.В. с А. не встречался, удары молотком по его голове не наносил, вред здоровью не причинял, в этот день он находился с К. и И., осуществляя покупки в магазинах г.Томска. В ходе предварительного следствия Кушнер И.В. оговорил себя, поскольку был избит сотрудниками полиции.
Из показаний свидетеля К. следует, что 10 августа 2020 года Кушнер И.В. весь день находился с ней на спортивной площадке, был трезвый, спиртное ни с кем не употреблял, 11 августа 2020 года Кушнер И.В. не причинял вред здоровью А., поскольку Кушнер И.В., К. и И. в дневное время осуществляли покупки в магазинах г.Томска, после чего Кушнер И.В. и К. находились на дне рождения ее брата.
Оценивая исследованные по делу доказательства, суд критически относится к изложенной подсудимым защитной версии, считает вину Кушнера И.В. доказанной и основывает свои выводы о его виновности на следующих доказательствах:
Из показаний Кушнера И.В., данных в присутствии своего защитника в качестве подозреваемого 11 марта 2021 года, следует, что 10 августа 2020 года он, В. и А. на лавочке около дома по ул.Мичурина - 9 в г.Томске распивали спиртное, после чего разошлись по домам. Утром 11 августа 2020 года Кушнер И.В. и А. встретились в том же месте, продолжили на лавочке распивать спиртное, в ходе чего между ними возникла ссора. В ходе ссоры Кушнер И.В. сильно разозлился на А., увидев под лавочкой молоток, взял данный молоток и нанес им удары сверху по голове А., в область виска и лица с правой стороны, в лобную часть его головы, а увидев кровь, прекратил наносить удары. Кушнер И.В. ушел домой, молоток по дороге выбросил.
(л.д.97-98)
Из показаний Кушнера И.В., данных при защитнике в качестве обвиняемого 21 апреля 2021 года, видно, что Кушнер И.В. 11 августа 2020 года находился в компании с А. на лавочке около дома по ул.Мичурина - 9 в г.Томске.
(л.д.108-109)
Сведения о совершенном преступлении, содержащиеся в приведенных показаниях подсудимого Кушнера И.В., судом принимаются во внимание, поскольку согласуются с исследованными доказательствами.
Так, Кушнер И.В. в судебном заседании отказался от ранее выдвинутой им версии о наличии у него алиби на время причинения А. тяжкого вреда здоровью, подтвердил свои показания подозреваемого от 11 марта 2021 года.
Судебными показаниями свидетеля Г. (оперуполномоченного полиции) подтверждено, что по его вызову Кушнер И.В. добровольно явился в отдел полиции, где по своей инициативе без принуждения дал показания, уличающие свою причастность к причинению тяжкого вреда здоровью А., на Кушнера И.В. со стороны сотрудников полиции с целью дачи им таких показаний какое-либо физическое, психическое насилие и иное воздействие не оказывалось.
Постановлением следователя от 01 апреля 2021 года отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Г., Е. и Ж. составов преступлений, предусмотренных ст.ст.285, 286 УК РФ. Из содержания данного процессуального документа следует, что в ходе доследственной проверки доводов Кушнера И.В. не установлены факты применения какого-либо незаконного воздействия на Кушнера И.В. с целью дачи им показаний о своем оговоре в совершении преступления в отношении А.
Как видно из сообщений о преступлении, в 18.13 часов 11 августа 2020 года в отдел полиции поступило сообщение о нанесении ударов молотком А., получившим множественные ушибленные раны головы.
(л.д.28, 30)
Из досудебных показаний свидетеля Б. следует, что около 17.00 часов 11 августа 2020 года она гуляла по аллее около дома по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, где в кустах обнаружила А. с повреждениями головы, рядом с ним никого не было, он был в тяжелом состоянии и ничего не пояснил. Б. вызвала скорую медицинскую помощь.
(л.д.58-60)
Протоколом осмотра места происшествия от 13 ноября 2020 года зафиксирована обстановка придомовой территории дома по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, на которой имеется аллея, установлены лавочки.
(л.д.31-35)
Из досудебных показаний свидетеля З., являющейся врачом бригады скорой медицинской помощи, следует, что в 17.31 часов 11 августа 2020 года был осуществлен выезд по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, где был обнаружен А. с множественными ушибленными ранами лобной и теменной области, он пояснил, что «его избили молотком», «где-то здесь», он был доставлен в ОГАУЗ «Больница скорой медицинской помощи».
(л.д.54-57)
Потерпевший А. в суде уверенно указал на подсудимого Кушнера И.В. как на причинителя вреда его здоровью. А. показал, что 10 августа 2020 года он, В. и Кушнер И.В. на лавочке около дома по ул.Мичурина - 9 в г.Томске распивали спиртное, В., заняв у него 100 рублей ушел, Кушнер И.В. и А. остались. 11 августа 2020 года Кушнер И.В. и А. встретились в том же месте, продолжили на лавочке распивать спиртное, в ходе чего между ними в районе 17.00-18.00 часов возникла ссора, в ходе которой А. увидел в руке Кушнера И.В. молоток, которым Кушнер стал наносить множественные удары по голове А. (не менее 5), А. пытался защититься руками. Кушнер И.В. прекратил избивать А., услышав крики женщины, с места происшествия убежал.
Согласно протоколу предъявления лица для опознания от 11 марта 2021 года, потерпевший А. уверено опознал Кушнера И.В., с которым 11 августа 2020 года выпивал на лавочке возле дома по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, в ходе чего он нанес А. удары молотком лицу и по голове.
(л.д.90-91)
Факт причинения потерпевшему А. тяжкого вреда здоровью в судебном заседании установлен справкой № 9327 и заключением судебно – медицинской экспертизы № 116-М от 19 февраля 2021 года, согласно которым у А. обнаружены:
- перелом наружной стенки правой орбиты с переходом на краевые отделы верхней стенки, перелом правой скуловой кости, перелом скулового отростка правой височной кости с угловой деформацией скуловой дуги, ушибленную рану в правой скуловой области, параорбитальную гематому справа, проникающую инфицированную рану роговицы правого глаза с выпадением внутренних оболочек и травматическим птозом верхнего века, повреждением сосудистой оболочки и сетчатки, относящиеся к тяжкому вреду здоровья, опасного для жизни человека, образованные действием твердых предметов с ограниченной поверхностью;
- пять ушибленных ран в лобной области, относящиеся к легкому вреду здоровья как вызвавшие временную нетрудоспособность до 21 дня, образованные действием твердых предметов с ограниченной поверхностью.
(л.д.29, 66-71)
Из показаний свидетеля В., данных в суде и на предварительном следствии (л.д.61), следует, что он в компании с А. и Кушнером И.В. находился один раз в августе 2020 года, они распивали спиртное на лавочке около дома по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, откуда В. через некоторое время уехал, а А. и Кушнер И.В. остались на лавочке вдвоем. 19 апреля 2021 года Кушнер И.В. приехал к В. и просил его сказать в полиции, что Кушнер И.В. уехал в тот день с В., а А. на лавочке остался один.
При оценке представленных стороной обвинения и стороной защиты доказательств, юридической оценке действий подсудимого суд исходит из следующего:
Оснований для признания доказательств недопустимыми суд не усматривает, поскольку исследованные в судебном заседании доказательства получены в строгом соответствии уголовно – процессуальному закону.
Сомнений в психической полноценности Кушнера И.В. у суда не возникло, вследствие чего суд признает его вменяемым.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности с точки зрения их относимости, достоверности, допустимости, а в своей совокупности достаточности для разрешения уголовного дела, находит вину подсудимого Кушнера И.В. в умышленном причинении А. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в результате нанесения множественных ударов молотком по голове А., при описанных выше обстоятельствах доказанной.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства нашли свое объективное подтверждение не только показаниями подсудимого Кушнера И.В., данными в ходе досудебного производства, но и показаниями потерпевшего А., свидетелей З., Б., В., Г., а также заключение судебно-медицинской экспертизы, протоколами следственных действий и письменными документами.
Суд признает достоверными показания потерпевшего А. и свидетелей З., Б., В., Г., поскольку они даны ими добровольно после разъяснения ответственности за дачу ложных показаний, они не содержат противоречий, касающихся значимых для правильного разрешения дела обстоятельств, согласуются не только друг с другом, взаимно дополняя их, но и с письменными материалами уголовного дела. Судом не установлено оснований для оговора подсудимого со стороны потерпевшего и свидетелей, равно как не выявлены обстоятельства, свидетельствующие о какой-либо их заинтересованности в исходе дела. Действия свидетеля Г. как сотрудника полиции в выявлении и пресечении преступлений, то есть в решении основных служебных задач, стоящих перед названным должностным лицом, не могут рассматриваться как обстоятельства, свидетельствующие о его заинтересованности в исходе дела.
Суд не усматривает поводов не доверять заключению судебно-медицинской экспертизы, поскольку составленное экспертом заключение соответствует требованиям ст.204 УПК РФ, изложенные в нем выводы являются непротиворечивыми, ясными и понятными, научно обоснованными, даны специалистом в области судебной медицины, имеющим значительный экспертный стаж и в пределах специальных познаний.
Оценивая показания подсудимого Кушнера И.В., данные в ходе досудебного производства, суд признает их достоверными, поскольку его показания соответствуют исследованным доказательствам, даны добровольно и в присутствии своего адвоката после разъяснения ему права, предусмотренного ст.51 Конституции РФ, что исключало оказание на него какого-либо давления, что также подтверждено показаниями свидетеля Г. и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 01 апреля 2021 года, а правильность отражения следователем данных показаний удостоверена подписями Кушнера И.В. и его адвоката, отсутствием их замечаний на ход процессуальных действий и отражения их результатов в протоколах. Причины для самооговора в суде и на предварительном следствии со стороны подсудимого не установлены.
К судебным показаниям подсудимого Кушнера И.В. и его защитной версии о непричастности к причинению А. тяжкого вреда здоровью, а также показаниям свидетелей К. и И. о наличии у подсудимого алиби на время совершения преступления - суд относится критически, поскольку досудебными показаниями самого подсудимого, показаниями потерпевшего А., свидетеля В. данная версии опровергнута, доказано, что на месте преступления находились только Кушнер И.В. и А., именно подсудимый, а не иное лицо, нанес множественные удары молотком по голове А. Более того показания свидетелей К. и И. о месте нахождения Кушнера И.В. противоречат друг другу, поскольку К. указывает, что она находилась на дне рождении брата, И. указывает иное место – у нее в гостях, сообщая, при этом, что она заблуждается в конкретных датах события. К. утверждает, что Кушнер И.В. 10 и 11 августа 2020 года находился с ней, был трезв, насилия к А. не применял, что противоречит не только показаниям самого подсудимого, но и показаниям потерпевшего А. и свидетеля В., согласно которым в эти дни Кушнер И.В. находился на лавочке около дома по ул.Мичурина – 9 в г.Томске, распивал спиртное, К. отсутствовала, а 11 августа 2020 года Кушнер И.В. причинил молотком вред здоровью А.
Вместе тем, суд читает возможным принять во внимание показания свидетелей К. и И. в части характеристики личности подсудимого.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, характер и продолжительность примененного подсудимым Кушнером И.В. к потерпевшему А. насилия, направленность его действий исключительно на причинение опасного для жизни вреда здоровью, тип и свойства использованного им орудия (молотка), локализация повреждений в месте расположения жизненно – важных органов (головы), их опасность для жизни человека, свидетельствуют об умысле подсудимого Кушнера И.В. на причинение потерпевшему А. тяжкого вреда здоровью.
Использованный подсудимым молоток, суд расценивает как уголовно – правовую категорию «предмет, используемый в качестве оружия», поскольку он пригоден для причинения телесных повреждений, опасных для жизни человека.
На основании изложенного, суд квалифицирует действия Кушнера И.В. по п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
При назначении наказания подсудимому суд учитывает следующее:
Суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Кушнером И.В. умышленного тяжкого преступления, обусловленных фактическими обстоятельствами преступления и наступившими последствиями.
Вместе с тем, Кушнер И.В. не судим, работает, в быту и свидетелями В., И., К. охарактеризован исключительно положительно, на его иждивении находятся 2 малолетних детей, жена подсудимого имеет инвалидность по состоянию здоровья, в силу которого она не имеет возможности работать и самостоятельно осуществлять уход и заботу за их совместным ребенком.
Кушнер И.В. в судебном заседании признал вину и выразил раскаяние в содеянном, сообщил о ложности ранее данным им показаний о своей непричастности к преступлению в отношении А.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд учитывает на основании п.«г» ч.1 ст.61 УК РФ наличие малолетних детей, а также на основании ч.2 ст.61 УК РФ – признание подсудимым вины и раскаяние в содеянном, состояние здоровья супруги подсудимого.
Обстоятельства, отягчающие наказание подсудимого, не установлены. В материалах дела содержатся сведения о нахождении подсудимого в состоянии алкогольного опьянения в момент совершения преступления, которое, как следует из исследованных доказательств, не оказало значительного влияния на мотивы и цели содеянного подсудимым, на его поведение и принятие ситуационных решений, вследствие чего суд, исходя из обстоятельств совершения преступления, данных о его личности, считает возможным не признавать данное обстоятельство отягчающим в порядке ч.1.1 ст.63 УК РФ.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, а также влияние наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи, суд приходит к выводу о назначении Кушнеру И.В. наказания в виде лишения свободы без назначения дополнительного наказания, считает возможным исправление подсудимого без изоляции от общества, в связи с чем, суд применяет к данному наказанию положения ст.73 УК РФ об условном осуждении. Данное наказание, по мнению суда, соответствует принципам, закрепленным ст.43 УК РФ, а именно целям восстановления социальной справедливости, а также исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений.
Суд не усматривает поводов для изменения категории преступления в порядке ч.6 ст.15 УК РФ исходя из фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, мотивов и цели преступления, поведения после его совершения
Суд не усматривает оснований для применения в отношении подсудимого положений ст.ст.53.1, 64 УК РФ, поскольку в ходе судебного заседания не установлено исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью подсудимого, его поведением во время или после совершения преступления, и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности личности подсудимого.
В силу положений ч.6 ст.132 УПК РФ процессуальные издержки, предусмотренные п.5 ч.2 ст.131 УПК РФ, связанные с участием защитников Кривошеева В.А. и Юдниковой И.А., взысканию с подсудимого не подлежат, ввиду имущественной несостоятельности подсудимого, наличия на иждивении детей и супруги, их взыскание может существенно отразиться на материальном положении его семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Кушнера Игоря Владимировича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ, назначить ему наказание в виде 4 лет лишения свободы.
На основании ст.73 УК РФ назначенное Кушнеру Игорю Владимировичу наказание считать условным, установить испытательный срок 5 лет и возложить на него в период испытательного срока обязанности: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, один раз в два месяца являться в данный орган для регистрации.
Испытательный срок в отношении Кушнера И.В. исчислять с момента вступления приговора в законную силу, зачесть в него время, прошедшее с 20 октября 2021 года до дня вступления приговора в законную силу.
Освободить Кушнера И.В. от уплаты процессуальных издержек, предусмотренных п.5 ч.2 ст.131 УПК РФ.
После вступления приговора в законную силу отменить меру пресечения в виде подписки Кушнера И.В. о невыезде и его надлежащем поведении.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г.Томска в течение 10 суток со дня его провозглашения. Осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий судья
Копия верна.
Судья А.А. Ильина
Секретарь А.А. Оюн
«__» ____________ 20 __ года
Подлинник приговора хранится в деле № 1-683/2021 в Октябрьском районном суде г.Томска.