Дело №а-1590//2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года г.Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Усовой В.Е.,
при секретаре Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска к Подкатиловой Анастасии Вячеславовне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска обратилась в суд с иском к Подкатиловой А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указав следующее.
На учете в налоговом органе состоит плательщик Подкатилова А.В. Согласно выписке из базы данных владельцев транспортных средств и фактов владения, сформированной по сведениям ГИБДД, ответчик имеет в собственности транспортное средство: автомобиль «Тойота Краун», государственный регистрационный знак №. Ответчику направлялось уведомление и требование об уплате налога за 2014 и 2015 год, однако налог уплачен не был. За неуплату налога ответчику начислены пени, которые также не уплачены. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ недоимка по налогам и другим обязательным платежам в бюджет взыскивается с граждан в судебном порядке. Просили взыскать с Подкатиловой А.В. транспортный налог за 2014 год в сумме 2 560 рублей, за 2015 год в сумме 660 рублей и пени по налогу в сумме 34 рубля 23 копейки.
Представитель административного истца ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска Кондрашина Е.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска и удовлетворить исковые требования.
Административный ответчик Подкатилова А.В. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Из представленной ей телефонограммы следует, что явиться в судебное заседание не может по состоянию здоровья, решение оставляет на усмотрение суда.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
Как следует из материалов дела, за административным ответчиком Подкатиловой А.В. до 25.08.2017 гола было зарегистрировано транспортное средство – автомобиль Тойота Краун, государственный регистрационный знак №.
Согласно ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 3 ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены указанным Кодексом.
С учетом вышеизложенного, Подкатилова А.В. является плательщиком транспортного налога и в силу ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии ст. 362 НК РФ и Закона Ульяновской области от 06.09.2007 года № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», (с последующими изменениями и дополнениями в редакции, действующей на день возникновения спорных правоотношений) исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п.2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 года № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» (в редакции Закона, действующей на день возникновения спорных правоотношений) установлена обязанность налогоплательщика – физического лица производить уплату транспортного налога по месту нахождения транспортного средства в полном объеме не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление на уплату вышеназванного налога за 2014 год №7237302 от 08.04.2015 года было направлено ответчику заказным письмом 08.06.2015 года, а налоговое уведомление на уплату вышеназванного налога за 2015 год №92082336 от 29.07.2016 года было направлено ответчику заказным письмом 12.08.2016 года, что подтверждается материалами дела.
Во исполнение ст.69 НК РФ налоговым органом были сформированы требование об уплате налога и пени №279729 от 12.11.2015 года со сроком исполнения до 28.12.2015 года, и № 19299 от 19.12.2016 года со сроком исполнения до 21.02.2017 года, которые были направлены ответчику почтой, что также подтверждается материалами дела.
Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд истекал 21.08.2017 года.
Заявление о выдаче судебного приказа было направлено налоговым органом мировому судье 28.08.2017 года, то есть с заявлением о взыскании недоимки, пени по налогу ИНФС России по Заволжскому району г.Ульяновска обратилось за пределами установленного законом срока.
Поскольку настоящий административный иск был подан в суд лишь 12.02.2016 года, установленный законом срок для обращения в суд с иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 и 2015 год и пени истек. При этом заявление о восстановлении срока административным истцом не подано, уважительных причин пропуска срока истцом не указано.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Статьей 59 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок признания недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списание.
Согласно пп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу п.2 ст.59 Налогового кодекса РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку в суде установлено, что налоговый орган пропустил срок обращения в суд с иском о взыскании налога и пени, тем самым возможность их принудительного взыскания утрачена, налоговый орган вправе принять решение о признании данной задолженности безнадежной к взысканию и списать ее.
При таких обстоятельствах, в связи с истечением установленного срока взыскания задолженности в удовлетворении иска к Подкатиловой А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 2 560 рублей, за 2015 год в сумме 660 рублей и пени по налогу в сумме 34 рубля 23 копейки следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска к Подкатиловой Анастасии Вячеславовне о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 2 560 рублей, за 2015 год в сумме 660 рублей и пени по налогу в сумме 34 рубля 23 копейки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Усова В.Е.