ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2021 г. г. Новомосковск Тульской области
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Кончаковой С.А.,
при секретаре Кирченковой Н.В.,
с участием старшего помощника Новомосковского городского прокурора Данилиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-687/2021 по исковому заявлению Новомосковского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ОМВД России по г. Новомосковску Тульской области, Котельникову Игорю Михайловичу, Сватковой Марине Борисовне, действующей также в интересах несовершеннолетних Сваткова Никиты Сергеевича, Сваткова Мирослава Сергеевича, Сватковой Эвелины Сергеевны, Сватковой Ангелине Сергеевне о признании недействительной постановки на миграционный учет,
установил:
Новомосковский городской прокурор в интересах РФ обратился в суд с иском к ОМВД России по г. Новомосковску Тульской области, Котельникову И. М., Сватковой М. Б., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО1 С., ФИО2 ФИО3 ФИО4 в обоснование требований указав, что в ходе проведенной проверки по факту нарушений требований миграционного законодательства в части постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, установлено, что Котельников И.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ одним и тем же способом в несколько приемов фиктивно поставил на регистрационный учет по месту пребывания 5 иностранных граждан. Приговором мирового судьи судебного участка № 31 Новомосковского судебного района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Котельников И.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 322.3, ст. 322.2 УК РФ, а именно в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Просил признать недействительной постановку на учет вышеуказанных иностранных граждан по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В судебном заседании ст.помощник Новомосковского городского прокурора Данилина Н.В. исковые требования поддержала по изложенным обстоятельствам и просила их удовлетворить, ссылалась на то, что признание регистрации недействительной будет иметь для иностранных граждан последствия при получении вида на жительство либо гражданства РФ.
Представитель ответчика ОМВД России по г. Новомосковску, ответчики Котельников И.М., Сваткова М.Б., действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО1 ФИО2 ФИО3 ФИО4. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с согласия представителя истца дело рассмотрено в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно статье 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
На основании статей 11, 12 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Из положений статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ 9 от 15 января 2007 г. № 9.
В соответствии с пунктами 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Согласно пункта 37 указанных Правил одним из оснований снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания является выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В силу пункта 40 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Из преамбулы Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» следует, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
По делу установлено, что Котельников И.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Котельников И.М. фиктивно поставил на регистрационный учет по месту пребывания в принадлежащем ему жилом помещении 5 иностранных граждан.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 31 Новомосковского судебного района Тульской области от 11 июня 2020 г.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Котельников И.М. осужден по ст. 322.3, 322.2 УК РФ за фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания.
Таким образом, суд признает требования Новомосковского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Новомосковского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ОМВД России по г. Новомосковску Тульской области, Котельникову Игорю Михайловичу, Сватковой Марине Борисовне, действующей также в интересах несовершеннолетних Сваткова Никиты Сергеевича, Сваткова Мирослава Сергеевича, Сватковой Эвелины Сергеевны, Сватковой Ангелине Сергеевне о признании недействительной постановки на миграционный учет удовлетворить.
Признать недействительной постановку граждан Украины: Сватковой Марины Борисовны,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято 28 апреля 2021 г.
Председательствующий