Дело № 2-1636/2019 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 июля 2019 года Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Гриценко Л.В.,
при секретаре Афанасовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Сыщикова А.А. к Департаменту Жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка о признании незаконным отказа в выдаче вселительного документа, понуждении к заключению договору социального найма, признании недействительным п.6.1 договора № от 10.05.2018г.,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Сыщиков А.А. обратился в суд с иском к администрации г.Липецка о признании незаконным отказа в выдаче вселительного документа, понуждении к заключению договора социального найма, в обоснование заявленных требования ссылаясь на то, что с 2015 г. состоит в трудовых правоотношениях с МУП «Липецкий пассажирский транспорт» у которого в оперативном управлении находилось здание общежития расположенного по адресу: <адрес> городок <адрес>А. Как указывает истец, в 2016 г., в МУП «Липецкий пассажирский транспорт» он подал заявление о вселении в вышеуказанное общежитие которое было рассмотрено и удовлетворено с заключением договора найма жилого помещения на 11 месяцев. После заключения договора найма жилого помещения Сыщиков А.А. снялся с регистрационного учета и временно зарегистрировался по фактическому месту жительства. По заключению действия договора найма жилого помещения, данный договор перезаключался на новый срок действия на 11 месяцев, однако 09.11.2018г. общежитие было передано Департаменту Жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка. В декабре 2018г. департамент ЖКХ администрации г.Липецка пригласил Сыщикова А.А. для заключения нового договора найма жилого помещения, однако поданное заявление о его заключении рассматривалось на протяжении трех месяцев, а в последующем был дано ответ, что поскольку здание общежития находится в муниципальной собственности, то выдать вселительный документ в целях дальнейшего заключения договора социального найма не представляется возможным.
В ходе рассмотрения дела по существу Сыщиков А.А. увеличил заявленные требования которыми просил суд признать недействительным п.6.1 договора № от 10.05.2018г., в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что срок действия вышеуказанного договора составляет 11 месяцев со дня его подписания, однако данное положение противоречит положению ст. 60 ЖК РФ в соответствии с которой договор социального найма жилого помещения заключается на неопределенный срок и может быть прекращен на основании положения ст. 83 ЖК РФ.
Определением Октябрьского районного суда г.Липецка от (дата) администрация г.Липецка была заменена на надлежащего ответчика Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка.
В судебном заседании истец Сыщиков А.А. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы указанные в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка, а также третьего лица – представителя администрации г.Липецка, МУП «Липецкий пассажирский транспорт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях отнесены к помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно той Р¶Рµ СЃС‚. 92 Р–Рљ Р Р¤ РІ качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного Рё муниципального жилищных фондов. Рспользование жилого помещения РІ качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения Рє специализированному жилищному фонду СЃ соблюдением требований Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, которые установлены уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти, Р·Р° исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения РІ специализированный жилищный фонд СЃ отнесением такого помещения Рє определенном РІРёРґСѓ специализированных жилых помещений Рё исключение жилого помещения РёР· указанного фонда осуществляется РЅР° основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от (дата) № в ред. от (дата)/ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»/ действовал до 21.07.1997г. приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидируемых по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Согласно ст. 18 названного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящейся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от (дата) № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находится в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является установление факта, что изначально предприятие, которому принадлежало общежитие, было приватизировано, то есть перешло в частную собственность, а жилищный фонд был передан в муниципальную собственность в соответствии с перечисленными нормами права.
Судом установлено, что <адрес>А по <адрес> городок в <адрес> был построен и введен в эксплуатацию как здание общежития и находился в собственности государственного предприятия – Автоколонны 1415 транспортного управления, что подтверждено решением исполнительного комитета Липецкого городского совета депутатов трудящихся № от 25.08.1986г., актом государственной приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию общежития; актом о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации и заключением БТРо правовой регистрации дома от 16.02.1976г.
Согласно архивным данным на базе государственного предприятия- Автоколонны № в соответствии с Законом РФ от 25.12.1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указом Президента № от 25.11.1991г. «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР» было учреждено муниципальное предприятие Автоколонна №, что подтверждается уставом муниципального предприятия 1415 и решением о создании муниципального предприятия на базе структурного подразделения автоколонны 1415, а также постановлениями главы администрации <адрес> от (дата) и от 31.12.1992г.
РР· материалов дела следует, что РњРЈРџ «Автоколонна 1415В» путем слияния СЃ РњРЈРџ «Пассажирское автотранспортное предприятие в„–В» реорганизовано РІ РњРЈРџ «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» (РњРЈРџ ЛАПТП), которое, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, путем слияния СЃ РњРЈРџ Городского электротранспорта <адрес> реорганизовано РІ РњРЈРџ «Липецкий пассажирский транспорт» (РњРЈРџ «Липецкпассажиртранс») СЃ передачей всех прав Рё обязательств реорганизуемых предприятий, что подтверждается распоряжением главы администрации Рі.Липецка в„–-СЂ РѕС‚ 28.07.2005Рі. Рё постановлением администрации Рі.Липецка в„– РѕС‚ 06.07.2011Рі.
Таким образом, государственное предприятие автоколонна 1415 в частную собственность не передавалось, переход из государственной собственности в муниципальную собственность произошел не в соответствии с Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», а в соответствии с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности».
Постановлением администрации г.Липецка от 09.11.2018г. № задние общежитие №А по <адрес> городок в <адрес> от МУП «Липецкий пассажирский транспорт» передано в муниципальную казну, что также подтверждается актом приема-передачи от 09.11.2018г.
Согласно выписки из Росреестра задние общежития №А по <адрес> городок в <адрес> является собственностью городского округа <адрес> Российской Федерации.
РР· ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> РѕС‚ 14.02.2019Рі., адресованного Сыщикову Рђ.Рђ., следует, что положения СЃС‚. 7 ФЗ «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть применены РїРѕ отношению Рє СЃРїРѕСЂРЅРѕРјСѓ общежитию так как РѕРЅРѕ было передано РІ муниципальную собственность РЅРµ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации предприятия.
Коль скоро судом установлено, что спорный дом никогда не передавался в муниципальную собственность на основании положений Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и является государственным имуществом, то при данных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа в выдаче вселительного документа, понуждении к заключению договору социального найма, у суда не имеется.
В соответствии со ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
10.05.2018г. между МУП «Липецкий пассажирский транспорт» и Сыщиковым А.А. заключен договор найма жилого помещения в общежитии МУП «Липецкпассажиртранс», по условиям которого Сыщикову А.А. предоставлено для временного проживания койко-место в комнате № <адрес>А по <адрес> городок <адрес>. Срок действия договора 11 месяцев.
Аналогичные договора были заключены и с истцом в 2016 и в 2017г. Заключению договора предшествовало написание заявления Сыщиковым А.А. заявления о предоставлении комнаты в общежитии, в дальнейшем заявление о продлении временной регистрации в общежитии (л.д.124,127)
Согласно п.6.1 договора от 10.05.2018г., договор заключается на срок 11 месяцев. Срок договора найма может быть сокращен по обоюдному соглашению сторон.
Принимая во внимание, что с Сыщиковым А.А. был заключен договор найма специализированного жилого помещения, с условиями которого Сыщиков А.А. был согласен, то довод о том, что указание в договоре срока его действия 11 месяцев не имеет юридического значения и не нарушает права истца, в связи с чем суд полагает необходимым отказать Сыщикову А.А. в удовлетворении требований о признании недействительным п.6.1 договора № от 10.05.2018г.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено признание недействительным условий договора, срок действия которого уже истек.
Руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
В удовлетворении исковых требований Сыщикова А.А. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка о признании незаконным отказа в выдаче вселительного документа, понуждении к заключению договора социального найма, признании недействительным п.6.1 договора № от 10.05.2018г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Л.В. Гриценко
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2019 года.
Судья Л.В. Гриценко