Решение по делу № 2а-276/2022 от 18.02.2022

Дело 2а-276/2022

УИД 11RS0-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,

с участием административного истца Мальцева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 16 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Мальцева Е. А. к ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по <адрес>, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, УМВД России по <адрес>, МВД России, МВД по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания при конвоировании, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Мальцев Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, в котором просил признать незаконными действия (бездействия), выразившиеся в нарушении условий содержания при конвоировании в период с <дата> по <дата>, а именно <дата> (из Сыктывкарского городского суда Республики Коми в СИЗО-1), <дата>-<дата> (из СИЗО-1 в СИЗО-3), <дата>-<дата> (из СИЗО-3 в ИК-25), <дата>-<дата> (из ИК-25 в ФКЛПУ Б-18), <дата>-<дата> (из ФКЛПУ Б-18 в ИК-25), <дата>-<дата> (из ИК-25 в ФКЛПУ Б-18), <дата>-<дата> (из ФКЛПУ Б-18 в ИК-25), просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 руб.

В обоснование требований указал, что при конвоировании в указанные периоды между учреждениями ФСИН России в спецавтомобилях и спецвагонах нарушались права административного истца, что выразилось в ненадлежащих условиях содержания, в частности в переполненности камер в специальных транспортных средствах, ограниченном выводе в туалет, отсутствии поручней и ремней безопасности, постельных принадлежностей и спального места в ночное время, приспособлений для принятия пищи, отопления, а также недостаточности площади и освещения в камерах.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ ИК-25 УФСИН России по <адрес>, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, УМВД России по <адрес>, МВД России, МВД по <адрес>.

В судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференц-связи, административный истец Мальцев Е.А. требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Указал о нарушении его права на беспрерывный 8-ми часовой сон при конвоировании в ночное время.

Представители административных ответчиков УМВД России по <адрес> Батов О.Н., МВД по <адрес> и МВД России Капиносов Э.О. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных требований в полном объеме по доводам письменных возражений.

Административные ответчики ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по <адрес>, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Административные ответчики Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, представили письменные возражения, в которых просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме, а также о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В ходе рассмотрения дела представитель ФСИН России и ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес> Васюхневич А.С. просил отказать в удовлетворении иска по доводам письменного отзыва, указав, что условия содержания при конвоировании административного истца за весь заявленный им период соответствовали требованиям действующего законодательства.

Заслушав объяснения административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 17, 21 и 22 Конституции РФ); возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

В п. 14 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ указывается, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания в Российской Федерации законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может быть расценено в качестве причинения физических и нравственных страданий таким лицам, поскольку указанные нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

При таких обстоятельствах само по себе отбывание лицом наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях по постановлению или приговору суда, не порождают у него право на денежную компенсацию. Соответствующая правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 №84-КГ17-6.

Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду при рассмотрении дел такой категории надлежит оценивать соответствие условий содержания административного истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, принимая во внимание невозможность допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и нарушения его прав и основных свобод.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, перевозка Мальцева Е.А. в оспариваемые им даты конвоирования осуществлялась на специальных автомобилях и вагонах:

<дата> сотрудниками ОРО и КПиО УМВД России по <адрес> из Сыктывкарского городского суда Республики Коми в СИЗО-1 на спецавтомобиле ГАЗ 3309 АЗ совместно с 5 подозреваемыми;

<дата> Управлением по конвоированию из ФКУ СИЗО-1 до ж/д станции <адрес> в спецавтомобиле КАМАЗ 4308, в котором Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 5 осужденными аналогичного режима содержания.

С <дата> по <дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> плановым караулом по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере , на всем пути следования загрузка камеры составляла 8 человек от Сыктывкара до Чиньяворика, 6 человек от Ухты до Воркуты.

<дата> Управлением по конвоированию на спецавтомобиле КАМАЗ 43114 от ж/д станции <адрес> до СИЗО-3 и обратно <дата>.

С <дата> по <дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> плановым караулом по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере , по маршруту Воркута-Ухта загрузка камеры составляла 6 человек, в большой камере на маршруте Ухта-Сыктывкар, загрузка камеры не превышала 8 человек.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ИК-25 в спецавтомобиле КАМАЗ 4308, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 8 осужденными аналогичного режима содержания.

<дата> Управлением по конвоированию от ИК-25 до ж/д станции <адрес> в спецавтомобиле КАМАЗ 4308, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 3 осужденными аналогичного режима содержания.

С <дата> по <дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере , на маршруте Сыктывкар-Микунь загрузка камеры составляла 7 человек, на маршруте Микунь-Ухта загрузка камеры не превышала 6 человек.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ФКЛПУ Б-18 в спецавтомобиле ГАЗ-33106, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 3 осужденными аналогичного режима.

<дата> Управлением по конвоированию от ФКЛПУ Б-18 до ж/д станции <адрес> в спецавтомобиле КАМАЗ-5350, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 5 осужденными аналогичного режима.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере , на всем пути следования загрузка камеры не превышала 7 человек.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ИК-25 в спецавтомобиле ГАЗ-33106, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 3 осужденными аналогичного режима.

<дата> Управлением по конвоированию от ИК-25 до ж/д станции <адрес> в спецавтомобиле КАМАЗ-4308, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 5 осужденными аналогичного режима.

С <дата> по <дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере на всем пути следования загрузка камеры не превышала 7 человек.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ФКЛПУ Б-18 в спецавтомобиле КАМАЗ-4308, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 4 осужденными аналогичного режима.

<дата> Управлением по конвоированию от ФКЛПУ Б-18 до ж/д станции <адрес> в спецавтомобиле КАМАЗ-4308, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 5 осужденными аналогичного режима.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере , на всем пути следования загрузка камеры не превышала 4 человек.

<дата> Управлением по конвоированию от ж/д станции <адрес> до ИК-25 в спецавтомобиле КАМАЗ-4308, где Мальцев Е.А. размещался в большой камере совместно с 5 осужденными аналогичного режима.

Разрешая заявленные Мальцевым Е.А. административные исковые требования, суд исходит из следующего.

Конвоирование административного истца <дата> из Сыктывкарского городского суда Республики Коми в СИЗО-1 осуществлялось сотрудниками ОРО и КПиО УМВД России по <адрес>.

Одним из направлений деятельности территориальных органов МВД России являются обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними, организация охраны и конвоирование, а также перевозки в пределах своей компетенции.

Конвоирование – это система обеспечительных и предупредительных мер, направленных на перемещение лиц, заключенных под стражу.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в числе прочих, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий. Конвоирование лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) осуществляется на основании Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп в специальных автомобилях.

Согласно Наставлению и Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.

Процесс содержания под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или нахождения в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у этого лица право на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Используемые органами внутренних дел спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Транспортные средства изготовлены на предприятии, имеющем соответствующее одобрение транспортного средства, выданное органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам. Таким образом, законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации.

В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Конструктивные особенности специальных автомашин предполагают наличие общих и одиночных камер и установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер. Органом по сертификации произведено одобрение транспортных средств, они полностью соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Отсеки для подозреваемых и обвиняемых, в том числе размеры, двери, стенки, сидения, камеры и их оборудование, производятся в соответствии с ГОСТом и Наставлением, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279.

Конструктивные особенности спецавтомашин в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартами 2010, 2016, предполагают наличие общих и одиночных камер с установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер.

Пунктами 4.5, 5.5.2 Стандарта установлено, что в спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются помещение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина в спецавтомобилях, вместимостью более 7 человек спецконтингента. Специальные автомобили предназначены для перевозки только сидящих людей. Сидения должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20х20х1,5 мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород, толщиной от 25 до 40 мм., с бесцветным лаковым покрытием. Сиденья должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм. на одно посадочное место; ширина сиденья в одиночной камере – не менее 420 мм., высота сидений – от 340 до 500 мм., глубина сидений – не менее 350 мм.

Пунктом 5.1.3 Стандарта установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.

В соответствии с п. 5.4.4 Стандарта минимальные размеры камер: одиночная камера – ширина 500 мм., глубина 650 мм.; общая камера – 450 мм. на одно посадочное место, глубина - 650 мм. (1150 -1300 мм. - с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга).

Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, столами для приема пищи, а также багажным отделением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено. Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается.

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугороднем, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (п. 22.8).

Согласно представленной в материалы дела справке командира ОРО и КПиО УМВД России по <адрес> спецавтомобиль ГАЗ 3309 АЗ, на котором перевозился Мальцев Е.А. <дата>, предназначен для перевозки 19 человек.

Для обогрева в кузове указанных спецавтомобилей имелся исправный радиатор отопления с принудительным нагнетанием теплого воздуха, который был включен при перевозке спецконтингента. Отсеки для спецконтингента оборудованы принудительной вентиляцией, которая включается по просьбе спецконтингента. В период эксплуатации данных автомобилей изменения в конструкцию не вносились. Продолжительность перевозки в указанные периоды составляла 25-30 минут в одну сторону. Превышения лимита наполняемости спецавтомобилей в указанные период не допущено. Во время конвоирования жалоб на невыносимые условия при перевозке в спецавтомобилях от Мальцева Е.А. не поступало.

В остальные периоды, заявленные истцом в иске /<дата>-<дата> (из СИЗО-1 в СИЗО-3), <дата>-<дата> (из СИЗО-3 в ИК-25), <дата>-<дата> (из ИК-25 в ФКЛПУ Б-18), <дата>-<дата> (из ФКЛПУ Б-18 в ИК-25), <дата>-<дата> (из ИК-25 в ФКЛПУ Б-18), <дата>-<дата> (из ФКЛПУ Б-18 в ИК-25)/, конвоирование осуществлялось Управлением по конвоированию на спецавтомобилях планового караула (автомобиль марки КАМАЗ), изготовленных и сертифицированных в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, а также спецвагонах.

По техническому паспорту автомобиль марки КАМАЗ оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми вместимостью по 1 человеку в каждой. Размер больших камер составляет длина - 366 см., ширина – 125 см., высота – 229 см.

Таким образом, исходя из характеристик спецавтомобилей и количества конвоированных лиц, площадь личного пространства в помещениях спецавтомобилей, в которых перевозился осужденный Мальцев Е.А. в заявленные им даты конвоирования, была соблюдена.

Специальные автомобили, в которых перевозился административный истец были технически исправны, все системы жизнеобеспечения, как освещение, вентиляция, отопление были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.

Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался административный истец, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.

Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула. Конструктивной особенностью спецавтомобиля не предусмотрено оборудование столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.

Стандарты перевозки заключенных изложены в документе, утвержденном совместно Минюстом России и МВД России приказом от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп и имеющем гриф «Для служебного пользования» (с изменениями согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп).

Оценивая условия этапирования в заявленные Мальцевым А.Е. даты железнодорожным транспортом, суд исходит из того, что норма загрузки вагонов установлена в размере 10 человек для большой камеры или 4 человека для маленькой камеры (п. 167 Инструкции по конвоированию).

Большая камера специального вагона имеет следующие размеры: ширина - 163 см., длина - 214 см., высота - 287 см., оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, нижние полки могут так же использоваться как спальные места. Таким образом, высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост, имеется возможность разместиться для отдыха и сна на полках камеры.

Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м., что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.

Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.

Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставляется согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.

Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.

Общее освещение специального вагона состоит из 8 и 9 ламп накаливания мощностью по 40 Ватт каждая. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона имеются застекленные оконные проемы. В самих камерах спецвагонов окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками отделенными решеткой с решетчатой дверью, образуется единое воздушное пространство.

Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся - в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.

Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденному графику, а питьевая вода в соответствии с требованиями п. 175 Инструкции по потребности.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности.

Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Судом установлено, что жалоб и претензий в заявленные в иске даты конвоирования в течение всего пути следования к плановым караулам, а также при его сдаче, административный истец не высказывал, за медицинской помощью не обращался.

При оценке доводов Мальцева Е.А. о стесненных условиях перевозки, следует принять во внимание и то обстоятельство, что наземные транспортные средства вообще, за исключением специально создаваемых моделей для повышенного комфорта водителя и пассажиров, предполагают компактное размещение пассажиров внутри салона, обусловленное требованиями безопасности движения и особенностями конструкции автомобиля.

Вследствие изложенного, административными ответчиками доказано отсутствие фактов, подтверждающих, что административный истец подвергался негуманному обращению в период его этапирования специальным автотранспортом.

Вопреки доводам административного истца, действующим законодательством не предусмотрено установление особого порядка конвоирования лиц с ограниченными возможностями.

Условия конвоирования в специальных автомобилях являлись надлежащими, камеры специальных автомобилей были оборудованы системой обогрева и вентиляции, были исправными как в пути следования, так и после завершения конвоирования, все системы: освещение, вентиляция, отопление находились в рабочем состоянии, что подтверждается отметками в путевых журналах; конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие ремней безопасности, а также мягких полок для сидения, подлокотников и поручней, перед каждой отправкой производилась полная проверка работоспособности систем автомобиля.

В заявленные периоды времени условия конвоирования административного истца соответствовали требованиям стандартов; испытываемые им неудобства, в связи с его перевозкой не превышали тот уровень страданий, который неизбежен при ограничении свободы.

Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Мальцева Е.А. нарушении его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное ст. 21 Конституции РФ и ст. 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Установленные обстоятельства, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности, вопреки доводам административного истца, не позволяют прийти к выводу о том, что перемещение в специальном транспорте Мальцева Е.А. в период его конвоирования достигли границы жесткости, требуемой для характеристики обращения в качестве бесчеловечного или унижающего достоинство согласно значению ст. 3 Конвенции.

Мальцевым Е.А. не представлено доказательств того, что он перевозился и содержался в заявленные им периоды в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, не установлено.

При таких обстоятельствах, представленными со стороны административных ответчиков доказательствами подтверждается, что перевозка (этапирование) административного истца осуществлено с соблюдением требований действующих нормативных актов, а административным истцом данные обстоятельства какими-либо относимыми допустимыми доказательствами не опровергнуты, оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется.

В тоже время заслуживают внимания доводы Мальцева Е.А. о том, что при конвоировании в спецвагонах ж/д транспортом он находился в таких условиях, которые не позволяли ему полноценно осуществлять отдых в ночное время, чем нарушено его право на беспрерывный 8-ми часовой сон.

Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.

В тоже время Конституцией РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 17).

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней» указал, что правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней (п. 3).

Если заключенные лишались ночного сна в связи с недостаточным количеством спальных мест – эта ситуация не будет соответствовать ст. 3 Конвенции.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц может свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.

Как указывалось выше, большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 деревянными полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут использоваться как спальные места.

В материалы дела представлены путевые журналы, путевые ведомости, схемы размещения спецконтингента при перевозке железнодорожным транспортом, графики движения плановых караулов по железнодорожным маршрутам.

С <дата> по <дата> Мальцев Е.А. конвоировался от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес>, при этом на маршруте Воркута-Ухта истец размещался в большой камере , загрузка камеры составляла 6 человек; на маршруте Ухта-Сыктывкар <дата> Мальцев Е.А. размещался в большой камере , загрузка камеры составляла 8 человек (Ухта-Синдор) и 7 человек (Синдор-Сыктывкар), время следования в пути по маршруту Ухта-Сыктывкар составило 8 час 37 мин.

<дата> Мальцев Е.А. конвоировался от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где размещался в большой камере , на всем пути следования загрузка камеры составляла 7 человек, время следования в пути по данному маршруту составило 8 час 31 мин.

С <дата> по <дата> Мальцев Е.А. конвоировался от ж/д станции <адрес> до ж/д станции <адрес> по ж/д маршруту «Сыктывкар-Воркута» в спецвагоне, где размещался в большой камере , на всем пути следования загрузка камеры составляла 7 человек, время следования в пути по данному маршруту составило 8 час 05 мин.

Из представленных путевых документов и графиков следует, что конвоирование Мальцева Е.А. железнодорожным транспортом <дата>, <дата>, с <дата> по <дата> осуществлялось в ночное время, время в пути составляло соответственно 8 час 37 мин, 8 час 31 мин, 8 час 05 мин.

В указанные периоды времени на всем пути следования Мальцева Е.А. загрузка камер не была менее шести, с учетом технических характеристик специального вагона, очевидно недостаточное количество мест для сна для всех лиц, находившихся в камерах, в том числе и административного истца, что с учетом отсутствия доказательств обеспечения Мальцева Е.А. в период его этапирования в ночное время индивидуальным местом для сна, что свидетельствует об обоснованности заявленных требований в указанной части.

Нарушений прав Мальцева Е.А. на беспрерывный 8-ми часовой при его конвоировании в иные заявленные периоды судом не установлено.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При определении размера взыскиваемой в пользу Мальцева Е.А. компенсации суд учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с конструктивными особенностями специального транспорта, отсутствие последствий для административного истца, с учетом принципов разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании железнодорожным транспортом в ночное время <дата>, <дата>, с <дата> по <дата> в размере 6 000 руб.

Требования Мальцева Е.А. к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания при конвоировании в остальные заявленные истцом периоды (<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, <дата>, <дата>-<дата>) и взыскании компенсации морального вреда за указанные периоды подлежат оставлению без удовлетворения.

Требования Мальцева Е.А. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по <адрес>, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, УМВД России по <адрес>, МВД России, МВД по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания при конвоировании и взыскании компенсации морального вреда подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Мальцева Е. А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>, выразившиеся в нарушении условий содержания Мальцева Е. А. при конвоировании железнодорожным транспортом <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Мальцева Е. А. компенсацию за ненадлежащие условия содержания при конвоировании в размере 6 000 руб.

Административные исковые требования Мальцева Е. А. в оставшейся части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Сурнина

В окончательной форме решение принято <дата>.

2а-276/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мальцев Егор Андреевич
Ответчики
ФСИН России
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
МВД России
ФКУ Управление по конвоированию УФСИН Росии по РК
ФКУ СИЗО-1
ФКУ ИК -25 УФСИН России по РК
ФКУ СИЗО-3
МВД по РК
УМВД России по г.Сыктывкару
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
18.02.2022Регистрация административного искового заявления
18.02.2022Передача материалов судье
21.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее