Дело № 2-469/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2018 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Дзуцевой А.А.
с участием помощника прокурора Промышленного района г.Владикавказа Саламовой В.У.
при секретаре судебного заседания Сабановой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного района г.Владикавказа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Промышленного района г.Владикавказа обратился в Промышленный районный суд г.Владикавказа с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с электронным адресом ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой района г.Владикавказа при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию проведен мониторинг интернет-сайтов, с целью выявления информации, в том числе пропагандистской на употребление табака, алкоголя и наркотических веществ.
При мониторинге сети «Интернет» установлено, что на странице под названием - электронный адрес ..., находится информация способная вызвать у несовершеннолетних желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является недопустимым.
Вход на сайт свободный, ознакомиться и с содержанием указанной страницы и скопировать информацию может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением направлено на противодействие распространению информации, наносящей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
Представитель истца – помощник прокурора Промышленного района г.Владикавказа Саламова В. У. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просил удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.
Просил, направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по РСО-Алания Елдзарову К.В.., действующая на основании доверенности № 3-Д от 09.01.2018 г. надлежаще извещенная о времени рассмотрения дела, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Роскомнадзора по РСО-Алания.
В предоставленном суду отзыве от 02.03.201 г. № 831-03\15 указала, что в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» осуществляется посредством деятельности Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Ведение Единого реестра осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Порядок включения в реестр доменных имен, сетевых адресов и ограничения доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию, регламентирован указанной выше статьей Федерального закона № 149-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101. Согласно п. «б» ч. 5 указанного постановления основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в том числе, является и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Таким образом, если в сети «Интернет» размещена информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, решением суда указанная информация может быть признана запрещенной. На основании вступившего в силу решения суда страница сайта (домен) вносится в Единый реестр, в целях дальнейшего ограничения доступа к запрещенной информации. В отзыве также указано, что сотрудники Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, в рамках своих полномочий, установили: факт доступа на Интернет-ресурс и отсутствие в едином реестре записи с URL адресом: ...
Выслушав мнение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей, в том числе несовершеннолетних с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ используются следующие основные понятия: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
В силу статьи 3 названного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149 - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149 – ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом, пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ предусмотрено, что основаниями для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен…», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года N 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и строится на следующих принципах: государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; …приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;…привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4 закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 7 закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, доступ к странице, в соответствии с законодательством Российской Федерации сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно рапорта помощника прокурора Промышленного района г.Владикавказа РСО-Алания Саламовой В.У. от 13.02.2018 года, в ходе мониторинга сети Интернет, на странице под электронным адресом ... находится информация способная вызвать у несовершеннолетних желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества. Вход на сайт свободный, ознакомится и содержанием указанной страницы и скопировать информацию может любой интернет-пользователь.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к указанной странице интернет-сайта, деятельность которой, осуществляется с нарушением федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в сфере регулирования образовательной деятельности на ее территории и во исполнение действующего законодательства, информацию, размещенную на странице сайте с приведенными выше URL-адресом, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ, а также, необходимо внесение указанной страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
При таких обстоятельствах, учитывая, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенном сайте не оспаривается, суд считает требования Прокурора Промышленного района г.Владикавказ РСО-Алания подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Промышленного района г.Владикавказ РСО-Алания, поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под названием электронный адрес ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» под электронный адрес ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение одного месяца со дня принятия.
Судья А.А. Дзуцева