Дело № 2-2359/2019
УИД 24RS0002-01-2019-002245-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,
при секретаре Гордеевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романовой Л. В. к КГБУК «Ачинский драматический театр» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Романова Л.В. обратилась в суд с иском к КГБУК «Ачинский драматический театр» о взыскании заработной платы, мотивируя требования тем, что в спорный период с января по август 2018 года состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности сторожа на основании трудового договора № от 03.09.2012 г. В период с января по август 2018 года ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисления и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период с января по август 2018 года составил 34 025,26 руб. (л.д. 2-6).
Определением Ачинского городского суда от 20.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство культуры Красноярского края (л.д. 1).
В судебное заседание истец Романова Л.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 34), просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика КГБУК «Ачинский драматический театр», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 34), в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Романова Л.В. получала заработную плату в соответствии со штатным расписанием и положением об оплате труда. Выплата заработной платы осуществляется в соответствии с требованиями Закона края № 9-3864. За период с 01.01.2018 г. по 01.06.2018 г. у КГБУК «Ачинский драматический театр отсутствовали правовые основания для установления работникам региональной выплаты в размере больше, чем определено Законом края № 9-3864. В части исковых требований о взыскании заработной платы за период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года просит применить срок исковой давности (л.д. 39-40).
Представитель третьего лица министерства культуры Красноярского края, извещенный надлежащим образом (л.д. 34), в судебное заседание не явился, направил отзыв, согласно которому выплата заработной платы работникам учреждений, финансируемой за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с требованиями Закона Красноярского края № 9-3864, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для установления работникам региональный выплаты в размере, большем чем определено Законом Красноярского края. Считает исковые требования Романовой Л.В. законными и подлежащими удовлетворению и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 155-156).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора № от 03.09.2012 года Романова Л.В. переведена на основную работу на должность сторожа на неопределенный срок с установлением работнику должностного оклада в размере 1 735,00 руб., сменный график работы, сутки через трое (л.д. 7-10).
Дополнительным соглашением № от 25.09.2012 г. Романовой Л.В. установлен должностной оклад 1839 руб. (л.д. 13).
Дополнительным соглашением № от 04.10.2013 г. Романовой Л.В. установлен должностной оклад 1940,00 руб. (л.д. 14).
Дополнительным соглашением № от 15.10.2014 г. Романовой Л.В. установлен должностной оклад 2 231,00 руб. (л.д. 15)
Дополнительным соглашением № от 09.01.2017 г. Романовой Л.В. установлен должностной оклад 2 454,00 руб., кроме того трудовой договор внесены изменения в части режима труда и отдыха, истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, режим работы (рабочие и выходные дни) определяются правилами внутреннего трудового распорядка (л.д. 16-19).
Дополнительным соглашением № от 29.12.2017 г. Романовой Л.В. установлен должностной оклад 2 552 руб. (л.д. 20)
Из представленных расчетных листков и табеля учета рабочего времени за период с января по август 2018 г., следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением доплаты до МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае с 01.01.2018 г. с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы, установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета» в редакции от 19 декабря 2017 года, включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей на 01.08.2017 г. минимальный размер оплаты труда на указанную дату составлял 7 800 руб., с 01.01.2018 г. – 9 489 руб., с 01.05.2018 г. – 11 163 руб.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, по состоянию на январь 2018 г. истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. ? 1,6), с 01.05.2018 г. – не менее 17 860, 80 руб. (11 163 х 1.6).
Кроме того, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также части первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ от 11.04.2019 выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п. Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд.
Согласно ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец просит взыскать невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2018 по 31.08.2018. Согласно штампа, исковое заявление подано в суд 15.05.2019 г. (л.д.2).
Согласно п. 5.10. Коллективного договора КГБУК «Ачинский драматический театр», заработная плата выплачивается два раза в месяц – 9 и 22 числа каждого месяца (л.д. 74-87).
На основании изложенного, суд считает доводы ответчика о пропуске Романовой Л.В. срока исковой давности обоснованными, в связи с чем, требования о взыскании недоначисленной заработной платы в пользу истца за январь - апрель 2018 года не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, поскольку за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2018 года, требования истца о взыскании в ее пользу задолженности по заработной плате являются обоснованными, не начисленные суммы задолженности в данный период подлежат взысканию в ее пользу, исходя из следующего расчета:
Период начисления | Нормапографику (дн, час) | Фактически отработано (дн, час) | Сумма, подлежащая выплате (руб.) | Фактически выплачено (руб.) | Задолженность (руб.) | Отклонения от нормы |
май | 16/192 | 14/168 | 15628,20 | 5951,42 | 9676,78 | (листок временной нетрудоспособности с 23.04.2018 по 04.05.2019) |
июнь | 14/168 | 12/144 | 15309,25 | 9402,61 | 5906,65 | Отпуск с 27.06.2018 по 01.08.2018 |
июль | - | - | - | - | - | |
август | 16/192 | 16/192 | 17860,80 | 11005,64 | 6855,16 | |
итого: | 22438,59 |
При таких обстоятельствах, исковые требования Романовой Л.В. о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению в сумме 22 438,59 рублей. В остальной части требование о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворению не подлежит как необоснованно заявленное.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, исходя из размера удовлетворенных судом требований, в сумме 873,16 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романовой Л. В. удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Ачинский драматический театр» в пользу Романовой Л. В. задолженность по заработной плате за период с мая по август 2018 года в размере 22 438 (двадцать две тысячи четыреста тридцать восемь) рублей 59 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Ачинский драматический театр» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск государственную пошлину в сумме 873 (восемьсот семьдесят три) рубля 16 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.Ю. Корявина
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2019 года