Дело № 3а-137/2020
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 26 октября 2020 года
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Куратова А.А.,
при секретаре Бритовой П.С.,
с участием административного истца Ярошенко С.В.,
представителя административного ответчика - министерства имущественных отношений Хабаровского края по доверенности Вакульчика Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина А.В., Ярошенко С.В., Чудакова С.Е., Ажажи И.В. к министерству имущественных отношений Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Никитин А.В., Ярошенко С.В., Чудаков С.Е., Ажажа И.В. обратились в Хабаровский краевой суд с вышеуказанным административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – производственного здания с кадастровым номером №, площадью 718 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 5 528 447 руб. Также просят возложить обязанность на Управление Росреестра по Хабаровскому краю внести вышеуказанные сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками данного объекта недвижимости. В соответствии с приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 № 103 по состоянию на 01.01.2019 кадастровая стоимость здания определена в размере 10 833 024,3 руб. В соответствии с ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке) они имеют право на оспаривание кадастровой стоимости. Отчетом об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере 5 528 447 руб.
Определением суда от 17.09.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено министерство имущественных отношений Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица – администрация г.Комсомольска-на-Амуре.
В соответствии с положениями п.4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административных истцов Никитина А.В., Чудакова С.Е., Ажажи И.В., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю, представителя заинтересованного лица администрации г.Комсомольска-на-Амуре, которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании с использованием систем видео - конференцсвязи административный истец Ярошенко С.В. административный иск поддержал по изложенным в нём основаниям.
Из письменного отзыва Управления Росреестра по Хабаровскому краю следует, что Управление правовую оценку требований административного истца оставляет на усмотрение суда, поскольку самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеет. Также Управление обращает внимание на то обстоятельство, что законных интересов и прав истцов не нарушало, действия Управления заявителями не оспариваются, в связи с чем просит отказать в удовлетворении требований о возложении на Управление обязанности внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость объекта недвижимости.
Из письменного отзыва министерства имущественных отношений Хабаровского края следует, что административный ответчик заявленные требования не признает по тем основаниям, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. К отчету приложены нечитаемые выкопировки с источников информации (Приложение № 3 стр.66 отчета), чем нарушен п. 11 ФСО № 3. Из объявлений по объектам-аналогам №№ 4, 5, 6 непонятно из чего складывается цена предложения. Объект оценки и объекты-аналоги относятся к разному сегменту рынка и не сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. Величина корректировки на торг необоснованно принята для неактивного рынка. Отсутствует ссылка на источник информации при проведении корректировки на местоположение. Оценщиком не проведен анализ цен относительно расположения объектов-аналогов в округе г.Комсомольска-на-Амуре на соответствие рыночным ценам, когда объекты-аналоги расположены в разных округах города.
В судебном заседании представитель министерства имущественных отношений Хабаровского края по доверенности Вакульчик Р.Ю. пояснил, что в настоящее время министерство имущественных отношений Хабаровского края не возражает против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик ООО «СНО и К» ФИО1 пояснил, что приведенные в приложении №3 на стр. 66 отчета об оценке скриншоты информации об объектах-аналогах не читаемы из-за особенностей работы печатной техники. Для подтверждения информации об объектах-аналогах им представлены копии ссылок на страницы в интернете. По предоставленным идентификаторам объявлений пользователь отчета может убедиться в наличии данного объявления и ознакомится с его текстом. Им были установлены критерии отбора объектов-аналогов в табл. 17.1. Согласно данной таблице, отбору подлежат объекты капитального строительства (встроенные помещения или отдельно стоящие здания). Объекты-аналоги, как и объект оценки, относятся к одному сегменту рынка - нежилая недвижимость производственно-складского назначения, для которой имеется единое ценообразование. Уточнил, что из текста объявления (аналог № 4) он сделал вывод, что к продаже предлагаются два теплых бокса площадью 600 кв. м каждый, что и принял к расчету (1200 кв. м). Так как аналог является отдельно стоящим зданием, то в дальнейшем производилась корректировка на тип объекта, которая учитывает фактор обеспеченности земельным участком. В объявлении о продаже аналога №5 указано, что здание и гараж продаются по отдельности и цена за оба объекта составляет 3 990 000 рублей. Поэтому к расчету принято здание 284 кв. м с ценой 2500000 рублей, согласно тексту объявления. Для аналога №6 к расчету принято значение площадью в размере 1900 кв. м, что соответствует сумме площадей строений «столярная мастерская» 1400 кв. м и «стояночный бокс» 500 кв. м, указанных в объявлении о продаже. Отнесение объектов к типу рынка (активный/неактивный) произведено на основании справочников Приволжского центра методического и информационного обеспечения оценки под руководством JI.A. Лейфера, вышедших в 2014, 2016 - 2018 годах. Согласно указанным в справочниках критериям и сложившейся практике оценки объектов производственно-складского назначения в периферийных районах Дальнего Востока, объект оценки и объекты-аналоги относятся к неактивному рынку в связи с чем и была сделана соответствующая корректировка. Однако именно для возможности применения сравнительного подхода в настоящей оценке имеется достаточно объектов – аналогов, что позволило отнести объект оценки к активному сектору рынка недвижимости. Корректировка на дату предложения не применялась в связи с тем, что за анализируемый период существенных изменений не выявлено. Произведенный анализ рынка показал, что за анализируемый период с 31.06.2018 по 01.01.2019 изменения цен на рынке промышленной недвижимости составило - 2,33%, что является несущественным показателем в рамках прошедшего времени. Поэтому было принято решение не применять данную корректировку, так как она необоснованно уменьшит цены предложений объектов-аналогов, более того, все анализируемые объекты-аналоги отбирались в рамках среднего срока-экспозиции объектов, который имеет значение от 1 до 12 месяцев со средним значением 6 месяцев. Материалы, позволяющие сделать вывод о корректировке на местоположение, представлены в приложении №3 отчета. Полагает, что возражения о том, что стоимость объекта напрямую зависит от того, в каком округе расположен объект, не обоснованы, так как на стоимость объектов, участвовавших в выборке при произведении данного анализа, могут влиять другие факторы: состояние здание, общая площадь, наличие коммуникаций и т.д. В данном случае анализ местоположения показал, что все объекты расположены в районах вокруг крупных промпредприятий в непосредственной близости от автомагистралей. Таким образом, корректировка применена в соответствии с рыночной информацией, представленной в Справочнике оценщика недвижимости - 2018. «Производственно-складская недвижимость и сходные типы объектов», Нижний Новгород, 2018 г. Нарушения положений Федеральных стандартов оценки в отчёте отсутствуют.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Чудаков С.Е., Ажажа И.В., Никитин А.В., Ярошенко С.В. являются собственниками производственного нежилого одноэтажного здания (доля каждого в праве ?), площадью 718 кв. м, кадастровый номер – №. Здание расположено по адресу: <адрес> (запись о государственной регистрации права от 23.07.2004).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости 07.02.2020, определена по состоянию на 01.01.2019 на основании приказа министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 № 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» и составляет 10833024,3 руб.
Физические лица в силу статьи 400 Налогового кодекса РФ являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ, которая к таковому относит, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 30.09.2015 № 116 «О единой дате начала применения на территории Хабаровского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется на территории Хабаровского края с 01 января 2017 года.
Согласно частям 1 и 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическим лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, в суде или комиссии на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Из изложенного следует, что Никитин А.В., Ярошенко С.В., Чудаков С.Е., Ажажа И.В., являясь собственниками объекта недвижимого имущества, налог на который исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, имеют право на оспаривание кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
В качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, административными истцами представлен отчет от 17.05.2020 № 1565-К, составленный оценщиком ООО «Союз независимых оценщиков и консультантов» ФИО1 Согласно отчёту по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость вышеуказанного объекта оценки определена в размере 5 528 447 руб.
Отчёт подготовлен оценщиком ФИО1, который является членом Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков». Оценщик имеет диплом Хабаровского государственного университета экономики и права о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Прошел профессиональную переподготовку по специальности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». Имеет квалификационный аттестат по направлению «Оценка недвижимости». Гражданская ответственность оценщика застрахована, срок действия полиса с 28.09.2019 по 27.09.2020. Требования о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил договор и оценщика соблюдены (ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998).
В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.05.2015 № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (пункт 3 ФСО № 3). Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 ФСО № 3).
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).
Из указанного отчета следует, что оценка проводилась по состоянию на 01.01.2019, то есть на дату определения кадастровой стоимости, что соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
Для определения рыночной стоимости объекта оценки оценщиком использован сравнительный подход, метод прямого сравнения. Отказ от затратного и доходного подходов и иных методов в рамках сравнительного подхода в отчете обоснован.
В качестве источников информации использованы данные официального портала услуг Управления Росреестра, раздел «Мониторинг рынка недвижимости», официального сайта РФ для размещения информации о проведении торгов, сайтов «Фарпост» и «Авито», журнала «Дальневосточный оценщик».
Для выявления объектов-аналогов оценщиком произведено исследование рынка с 31.06.2018 по 01.01.2019. При выборе объектов-аналогов учитывались основные характеристики, сопоставимые с объектом оценки: тип объекта, передаваемые права, дата предложения/продажи, условия продажи (торг), местоположение, расположение относительно автомагистралей, тип объекта, наличие отопления, общая площадь, функциональное назначение.
Отобрано 7 объектов-аналогов сопоставимых по критериям отбора.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице № 17.2.
Произведены корректировки стоимостей аналогов на торг; на площадь; на тип объекта (для объектов-аналогов №№ 3-7); на материал стен (для объекта-аналога № 4).
Расчеты и описание корректировок приведены в отчете. Отказ от применения иных корректировок по ценообразующим факторам обоснован.
После проведения оценки, итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере 5 528 447 руб.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о характеристиках аналогов, учтенных оценщиком при расчете величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Положения отчета и показания свидетеля ФИО1 опровергают доводы министерства имущественных отношений Хабаровского края, администрации г. Хабаровска о допущенных оценщиком нарушениях.
В соответствии с пунктом 14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 ФСО № 7 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г. № 611, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы по ценообразующим факторам.
Из отчета следует, что выявленные оценщиком аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка (нежилое помещение производственно-складского назначения) и сопоставимы по ценообразующим факторам.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 22 ФСО № 7 при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или её удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Оценщиком применены необходимые корректировки, позволяющие устранить различия по ценообразующим факторам при их сравнении с объектом оценки. Отказ от применения иных корректировок обоснован.
Отнесение объектов к типу рынка (активный/неактивный) произведено на основании справочников Приволжского центра методического и информационного обеспечения оценки под руководством JI.A. Лейфера, вышедших в 2014, 2016 - 2018 годах. С учётом пояснений оценщика, в судебном заседании установлено, что в рамках избрания сравнительного подхода оценки им было установлено, что объект оценки относится к активному сектору рынка недвижимости, позволяющему выбрать объекты – аналоги. При этом согласно указанным в справочниках критериям и сложившейся практике оценки объектов производственно-складского назначения в периферийных районах Дальнего Востока, объект оценки и объекты-аналоги относятся к неактивному рынку в связи с чем и была сделана соответствующая корректировка на торг.
Корректировка на торг определена на основании данных Справочника оценщика недвижимости – 2018г. «Производственно-складская недвижимость и сходные типы объектов», учтена для всех объектов-аналогов по среднему значению в размере 17,4% установленного диапазона от 16,5% до 18,3% на неактивном рынке для универсальных производственно-складских объектов.
Доказательств необоснованности применения указанной корректировки, административными ответчиками не представлено.
Корректировка на дату предложения оценщиком обоснованно не применялась в связи с тем, что объекты, отобранные в качестве аналогов, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки. Срок экспозиции на рынке июль - декабрь 2018 года, и с момента публикации предложений по продаже актуальны на дату оценки. За анализируемый период существенных изменений оценщиком не выявлено. Произведенный оценщиком анализ рынка показал, что за анализируемый период с 31.06.2018 по 01.01.2019 изменения цен на рынке промышленной недвижимости составило - 2,33%, что является несущественным показателем в рамках прошедшего времени.
Фактор местоположения оценщиком учтён. Анализ местоположения показал, что все объекты-аналоги расположены в рамках V типовой зоны города Комсомольск-на-Амуре в районах крупных промпредприятий и непосредственной близости от автомагистралей, поэтому корректировка на местоположение не применялась со ссылкой на информацию, представленную в Справочнике оценщика недвижимости - 2018. «Производственно-складская недвижимость и сходные типы объектов», Нижний Новгород, 2018 г.
Суд считает, что оценщиком не допущено нарушений п. 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, согласно которому в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
Ссылки на источники информации оценщиком приведены на странице 43 отчета об оценке, также на страницах 66-70 приведены соответствующие копии источников информации по всем объектам-аналогам с указанием точного интернет адреса. Все сведения на момент их получения были проверены оценщиком. Читаемые копии объявлений о продаже объектов – аналогов представлены в судебное заседание, в связи с чем у суда не возникает сомнений о правильном истолковании оценщиком цены предложения указанных объектов. Данные обстоятельства в полной мере соответствуют положениям Федеральных стандартов оценки.
Суд приходит к выводу, что во исполнение п. 5 ФСО № 3 в отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, подтверждена.
Обстоятельства, на которые ссылается министерство имущественных отношений Хабаровского края без установления данных о том, что в действительности рыночная стоимость оцениваемого здания не соответствует размеру, определенному оценщиком, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Исходя из положений части 5 статьи 247 КАС РФ обязанность по доказыванию несоответствия заявленной административным истцом рыночной стоимости объекта недвижимости лежит на административных ответчиках.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость объекта оценки, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 КАС РФ, не представлено.
При этом суд принимает во внимание тот факт, что представители ответчика, заинтересованного лица ходатайств о назначении судебной экспертизы на соответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, о рыночной стоимости объекта оценки не заявляли. Таким образом, лица, участвующие в деле, распорядились по своему усмотрению своими процессуальными правами и обязанностями.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки в материалы дела не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, в судебном заседании не установлено. В связи с чем суд полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения следует указать дату подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости является 14.09.2020.
Разрешая требования о возложении обязанности на Управление Росреестра по Хабаровскому краю внести сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся в том числе дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в законную силу судебные акты являются самостоятельным основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Таким образом, административные исковые требования в части возложения обязанности на Управление Росреестра по Хабаровскому краю внести сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Никитина А.В., Ярошенко С.В., Чудакова С.Е., Ажажи И.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – производственного здания с кадастровым номером №, площадью 718 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 5 528 447 руб..
Дата обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости – 14.09.2020.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 октября 2020 года.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов