66RS0в„–-45
Дело № 2-4903/2019-3
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2019 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Екатеринбург 10 сентября 2019 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Суслове А.А.
при участии в судебном заседании представителя истца заместителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга – старшего помощника прокурора Вохмянина С.В. (удостоверение),
представителя ответчика администрации Ленинского района Рі. Екатеринбурга - Григорьевой Р•.Р. (доверенность РѕС‚ <//> в„–),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Екатеринбурга – Лунеговой Н.В. (доверенность от <//> №),
представителя третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° -Министерства строительства Рё развития инфраструктуры <адрес> – Серковой Р®.Р. (доверенность РѕС‚ <//> в„–),
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Горбаченко С.А. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Корнилова А. С., Корниловой С. Е., Корнилова Т. А., Корниловой А. А. к администрации Ленинского района г. Екатеринбурга о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор) обратился в суд с иском в интересах Корнилова А.С., Корниловой С.Е., Корнилова Т.А., Корниловой А.А. (далее - истцы) к администрации Ленинского района г. Екатеринбурга (далее – ответчик администрация района) о признании незаконными распоряжений администрации района от <//> №, № о снятии с учета граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений в государственном жилищном фонде социального использования; исключении из числа участников основного мероприятия (подпрограммы) «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (до <//>-Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; (в настоящее время ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг")далее - подпрограмма). Также прокурор просил восстановить Корнилова А.С. составом семьи 4 человека на учете и в списках участников вышеназванной программы.
Р’ обоснование исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ указывает РЅР° то, что Корнилов Рђ.РЎ. СЃ учетом членов его семьи обладает правом РЅР° предоставление жилого помещения РІ качестве участника вышеназванной подпрограммы. РћРЅ состоял РЅР° соответствующем учете Рё был признан участником подпрограммы. РќР° основании вышеназванных распоряжений администрации района Корнилов Рђ.РЎ. Рё члены его семьи были сняты СЃ учета нуждающихся РІ предоставлении жилого помещения Рё исключены РёР· числа участников подпрограммы РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Корнилов Рђ.РЎ. ранее был обеспечен жилым помещением РІ числе членов семьи своей матери. РџСЂРё этом жилое помещение матери Корнилова Рђ.РЎ. было предоставлено РґРѕ вступления РІ силу Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ <//> в„– «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» (далее – Закон в„–).
Протокольным определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Екатеринбурга, Горбаченко (Корнилова) С.А.
Представитель процессуального истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Процессуальные истцы о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили.
Представитель ответчика РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признала, указала РЅР° то, что Корниловым Рђ.РЎ. было реализовано РЅР° получение мер социальной поддержки как лицу, эвакуированному РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ аварией РЅР° Чернобыльской РђРРЎ как путем предоставления ему РІ составе семьи его матери жилого помещения РІ 1986 Рі., так Рё путем предоставления РІ 2012 Рі. земельного участка РІ собственность бесплатно. РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° момент вынесения решения СЃСѓРґР° материальные истцы РЅР° территории Ленинского района Рі. Екатеринбурга РЅРµ проживают.
Представители третьих лиц: администрации г. Екатеринбурга (далее – администрация города), Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство) возражали против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Горбаченко (Корнилова) РЎ.Рђ. РІ судебном заседании просила РёСЃРє удовлетворить, пояснила, что ей РІ Рі. Припять была предоставлена РЅР° условиях социального найма двухкомнатная квартира. После аварии РЅР° Р§РђРРЎ РѕРЅР° выехала РІ Свердловскую область, РіРґРµ была трудоустроена Рё ей была предоставлена РЅР° условиях социального найма также двухкомнатная квартира взамен оставшейся РІ Рі. Припять.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается копией удостоверения от <//> сер. АА № Корнилов А.С. является эвакуированным из зоны отчуждения из г. Припять Киевской области.
На основании распоряжения администрации района от <//> № был поставлен на учет граждан для целей предоставления жилых помещений в государственном жилищном фонде социального использования составом семьи три человека.
Распоряжением администрации района от <//> № Корнилов А.С. составом семьи 3 человека был признан участником подпрограммы.
Впоследствии на основания распоряжения администрации района от <//> № в состав семьи истца были внесены изменения в связи с увеличением состава семьи на одного человека.
РќР° основании РїРёСЃСЊРјР° Министерства строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области РѕС‚ <//> учетное дело Корнилова Рђ.РЎ. было возвращено РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявлением факта реализации Корниловым Рђ.РЎ. мер социальной поддержки граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
Оспариваемыми распоряжениями администрации района Корнилов А.С. и члены его семьи <//> были сняты с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и исключены из числа участников подпрограммы.
Оспаривая законность указанных распоряжений прокурор ссылается на то, что мать Корнилова А.С. была обеспечена жилым помещением по адресу: <адрес> до вступления в силу Закона № 1244-1, соответственно, оснований полагать, что Корнилов А.С. получил меры социальной поддержки, установленные данным Законом не имеется.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 и п. 7 ст. 17 Закона № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки и кроме того им гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 в редакции, действовавшей на момент принятия истца и членов его семьи на жилищный учет и включения в списки участников подпрограммы).
Согласно разъяснениям Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенным РІ Определение Конституционного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 05.11.2015 N 2542-Рћ возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования РІ целях создания - РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципа максимально РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как РІ денежной, так Рё РІ натуральной форме (материальные компенсации, льготы Рё РґСЂ.). Такая система социальной защиты впервые была предусмотрена РІ Постановлении ЦК РљРџРЎРЎ, Президиума Верховного Совета РЎРЎРЎР , Совета Министров РЎРЎРЎР Рё ВЦСПС РѕС‚ 7 мая 1986 РіРѕРґР° N 524-156 "РћР± условиях оплаты труда Рё материального обеспечения работников предприятий Рё организаций Р·РѕРЅС‹ Чернобыльской атомной электростанции", РІ соответствии СЃ пунктом 5 которого высвобождаемым работникам предприятий организаций Рё учреждений, расположенных РІ Р·РѕРЅРµ Чернобыльской РђРРЎ, РЅР° РґСЂСѓРіРёС… предприятиях, РІ организациях Рё учреждениях Украинской ССРпредоставлялось право РЅР° внеочередное трудоустройство Рё обеспечение жильем.
Р’ 1991 РіРѕРґСѓ был РїСЂРёРЅСЏС‚ Закон Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ", который также предусмотрел обеспечение жильем соответствующих категорий граждан, нуждающихся РІ улучшении жилищных условий. Такое регулирование имело целью создание для граждан, РІ наибольшей степени подвергшихся воздействию радиации, льготных условий реализации конституционного права РЅР° жилище, Р° основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья Р·Р° счет средств федерального бюджета выступало наличие Сѓ гражданина специального правового статуса пострадавшего РѕС‚ воздействия радиации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чернобыльской катастрофой, которым, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как социального правового государства.
Закон Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" РІ действующей редакции предусматривает однократное обеспечение жилой площадью РІ размерах Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, которые установлены Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь Рё РґСЂСѓРіРёРµ заболевания, связанные СЃ радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов-чернобыльцев (РїСѓРЅРєС‚ 2 части первой статьи 14), участников ликвидации последствий катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ (РїСѓРЅРєС‚ 1 части первой статьи 15), рабочих Рё служащих, Р° также военнослужащих, лиц начальствующего Рё СЂСЏРґРѕРІРѕРіРѕ состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные СЃ лучевым воздействием РЅР° работах РІ Р·РѕРЅРµ отчуждения (часть вторая статьи 16), граждан, эвакуированных РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения Рё переселенных (переселяемых) РёР· Р·РѕРЅС‹ отселения (РїСѓРЅРєС‚ 7 статьи 17), Р° также граждан, выехавших добровольно РЅР° РЅРѕРІРѕРµ место жительства РёР· Р·РѕРЅС‹ проживания СЃ правом РЅР° отселение РІ 1986 РіРѕРґСѓ Рё РІ последующие РіРѕРґС‹ (часть первая статьи 22).
Таким образом, РІ дополнение Рє установленному частью второй статьи 3 данного Закона правилу Рѕ том, что РїСЂРё наличии Сѓ гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации права РЅР° предусмотренные данным Законом меры социальной поддержки РїРѕ различным основаниям одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· оснований РїРѕ его выбору, был РїСЂСЏРјРѕ закреплен принцип однократности обеспечения граждан, относящихся Рє перечисленным категориям, жилыми помещениями РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· соответствующих оснований. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого предоставление гражданину, относящемуся Рє таким категориям, жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения, согласно положениям жилищного законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (статьи 13, 14, 19, 31, 49, 50, 51, 69 Рё 70 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; пункты 13, 16, 16.1, 16.2, 16.3 Рё 17 Правил выпуска Рё реализации государственных жилищных сертификатов РІ рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" РЅР° 2011 - 2015 РіРѕРґС‹, утвержденных постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 21 марта 2006 РіРѕРґР° N 153), осуществляемое СЃ учетом количества проживающих совместно СЃ РЅРёРј членов семьи, РїРѕ существу, означает реализацию РІ этой части обязательств государства, СЃ деятельностью которого РІ сфере освоения Рё использования ядерной энергии связано причинение вреда - как перед самим гражданином, так Рё перед членами его семьи, которые РІ этом качестве были обеспечены жилой площадью.
Тем самым исключается возможность повторного предоставления данной меры социальной поддержки гражданам РёР· числа указанных категорий, которые ранее были обеспечены жилой площадью РїРѕ тому Р¶Рµ основанию, РЅРѕ после расширения состава семьи РІРЅРѕРІСЊ были признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий. Равным образом РІ силу части второй статьи 3 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" РЅРµ допускается повторное обеспечение жильем РїРѕ основаниям, связанным СЃ чернобыльской катастрофой, тех граждан, которые реализовали (РІ том числе РІ составе семьи) СЃРІРѕРµ право РЅР° предоставление данной меры социальной поддержки как принадлежащие Рє РѕРґРЅРѕР№ категории пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, Р° после приобретения РґСЂСѓРіРѕРіРѕ статуса РёР· числа предусмотренных данным Законом Рё изменения состава семьи РІРЅРѕРІСЊ могли быть признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий.
Такое правовое регулирование было установлено законодателем в пределах его дискреционных полномочий исходя из необходимости достижения конституционно значимого баланса публичных и частных интересов и направлено на обеспечение адресности социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
РР· материалов дела следует, что Министерством энергетики Рё электрификации РЎ. <//> РІ адрес директора Белоярской РђРРЎ было направлено РїРёСЃСЊРјРѕ Рѕ направлении Корниловой РЎ.Рђ. для трудоустройства Рё обеспечения ее жилым помещением.
РќР° основании данного распоряжения Минэнерго РЎ., принятого РІ рамках полномочий последнего, утвержденных Постановлением ЦК РљРџРЎРЎ, Президиума Р’РЎ РЎ., РЎРѕРІРјРёРЅР° РЎ., ВЦСПС РѕС‚ 07.05.1986 N 524-156 "РћР± условиях оплаты труда Рё материального обеспечения работников предприятий Рё организаций Р·РѕРЅС‹ Чернобыльской атомной электростанции", Постановлением администрации Рё профкомов Белоярской РђРРЎ Рё строительного управления БАРРЎ Корниловой РЎ.Рђ. РЅР° семью РёР· РґРІСѓС… человек была предоставлена двухкомнатная <адрес>.
РР· пояснений третьего лица следует, что данная квартира была предоставлена ей Рё ее сыну Корнилову Рђ.РЎ. РЅР° условиях социального найма.
При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом администрации района, Министерства о том, что Корнилов А.С. был ранее обеспечен жильем в рамках мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством, действовавшим до принятия Закона №.
При этом оснований для отступления от принципа однократности предоставления данных мер в связи с принятием вышеназванного Закона суд не усматривает.
РљСЂРѕРјРµ того, согласно Рї. 8 СЃС‚. 14 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15.05.1991 N 1244-1 "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" предусмотрено право РЅР° внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (РїСЂРё условии признания РёС… нуждающимися РІ улучшении жилищных условий).
РС… материалов дела следует, что Корнилов Рђ.РЎ. <//> обратился РІ администрацию Рі. Екатеринбурга СЃ заявлением Рѕ постановке его РЅР° учет Рё предоставлении земельного участка РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РѕРЅ является лицом, эвакуированным РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения.
На основании Постановления администрации города от <//> № Корнилову А.С. в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, строительный №А.
РР· представленной РІ материалы дела выписки РёР· ЕГРН следует, что право собственности Корнилова Рђ.РЎ. РЅР° данный земельный участок зарегистрировано РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Таким образом, Корниловым А.С. также получены меры социальной поддержки, установленные Законом № в виде предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах, с учетом также положений п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Корнилов А.С. не может быть восстановлен ни на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилы помещений, ни в списках участников подпрограммы.
При этом само по себе признание указанных распоряжений незаконным не повлечет восстановление прав истцов по постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и на участие в подпрограмме, так как данное право у истцов отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Корнилова А. С., Корниловой С. Е., Корнилова Т. А., Корниловой А. А. – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
РЎСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ Рќ.Р . РњРѕСЂРѕР·РѕРІР°
Копия верна
РЎСѓРґСЊСЏ:
Секретарь: