УИД: 59RS0020-01-2022-000085-24
№ 12-689/2022
Р Е Ш Е Н И Е
19 мая 2022 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Дульцева Л.Ю.,
с участием Кутелия М.Н.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Крутилкиной А.О.,
рассмотрев протест заместителя прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю. на постановление главного государственного инспектора в Ильинском городском округе Пермского края по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Копыловой И.В. от 18.01.2021 года № в отношении Кутелия М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, и решение заместителя главного государственного инспектора Пермского края по использованию и охране земель, заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Чернявской Е.В. от 04.02.2022 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора в Ильинском городском округе Пермского края по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Копыловой И.В. от 18.01.2021 года № производство по делу об административном правонарушении в отношении Кутелия М.Н. по ст. 7.1 КоАП РФ прекращено в связи с малозначительностью правонарушения. Объявлено устное замечание.
Определением от 20.01.2022 года в постановлении от 18.01.2022 года исправлена описка в абз. 3, указав вместо: «В материалах дела отсутствует письменное ходатайство Паршакова Г.А. об отложении рассмотрения дела», текст следующего содержания: «В материалах дела отсутствует письменное ходатайство Кутелия М.Н. об отложении рассмотрения дела».
Решением заместителя главного государственного инспектора Пермского края по использованию и охране земель, заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Чернявской Е.В. от 04.02.2022 года постановление по делу об административно правонарушении от 18.01.2022 № о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения в отношении Кутелия М.Н., вынесенное главным государственного инспектора в Ильинском городском округе Пермского края по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю Копыловой И.В., оставлено без изменения, жалоба Кутелия М.Н. – без удовлетворения.
Заместитель прокурора Ильинского района Соболев Н.Ю. обратился в суд с протестом на указанные постановление и решение, просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении Кутелия М.Н. прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что 11.10.2021г. главой городского округа – главой администрации Ильинского городского округа Красноборовым А.И. издано распоряжение №.0-01-06 «О проведении плановой документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства», в соответствии с которым постановлено в рамках муниципального контроля провести проверку в отношении Кутелия М.Н. Срок проведения проверки – 10 рабочих дней (с 15 по 26 ноября 2021 года). Также распоряжением определен состав инспекции. С момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно с 01.07.2021г. плановые проверки в отношении граждан органами муниципального земельного контроля проводиться не могли, поскольку частью 7 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ установлено, что плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год. Соответственно проверка проведена с грубым нарушением требований, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ, и является незаконной, в связи с чем постановление и решение также являются незаконными и подлежат отмене.
Заявитель о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание представитель не явился
Представитель административного органа в судебном заседании с протестом не согласилась, поддержала доводы письменных возражений.
Кутелия М.Н. в судебном заседании протест прокурора поддержал, считает, что проверка не могла быть проведена, нарушений требований земельного законодательства им не было допущено, что подтверждается межевым планом, подготовленным кадастровым инженером.
Оценив доводы протеста, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главой городского округа – главой администрации Ильинского городского округа Красноборовым А.И. издано распоряжение № «О проведении плановой документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства», в соответствии с которым постановлено в рамках муниципального контроля провести проверку в отношении Кутелия М.Н. Срок проведения проверки – 10 рабочих дней (с 15 по ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кутелия М.Н. направлено уведомление о проведении плановой документарной/выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выездная проверка состоится ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 час.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №, которым установлено, что согласно обмеру с помощью публичной кадастровой карты фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1678 кв.м., что на 99 кв.м. больше площади указанной в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь земельного участка увеличена путем установки ограждения в северно-восточной части земельного участка на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, по результатам проверки выявлены признаки нарушения Кутелия М.Н. требований земельного законодательства, выражающиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 99 кв.м. путем установки ограждения на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не имея предусмотренных законодательством РФ прав на указанный участок. Кутелия М.Н. нарушены требования ст.ст. 25,26 ЗК РФ, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. По результатам проверки Кутелия М.Н. выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства.
Материалы проверки администрацией Ильинского городского округа направлены в Управление Росреестра по Пермскому краю для рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в отношении Кутелия М.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений этой статьи.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 N 222-п "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края" утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края.
Пунктом 4.1. Порядка муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении использования земельных участков.
Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым руководителем органа муниципального земельного контроля не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверки (пункт 4.2. Порядка).
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня возникновения прав у гражданина на проверяемый объект земельных отношений. Ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований оформляется по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку (пункт 4.3. Порядка).
Постановлением администрации Ильинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден ежегодный план проведения плановых проверок физических лиц на 2021 год, в соответствии с п. 60 запланирована проверка соблюдения земельного законодательства гражданином Кутелия М.Н., начало проведения проверки – ноябрь 2021г., срок проведения плановой проверки – 20 рабочих дней, объект проверки – земельный участок по адресу: <Адрес> (кадастровый №).
Постановление Правительства Пермского края от 14.04.2015 N 222-п утратило силу с 01.01.2022 в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 05.10.2021 N 742-п.
Пунктом 3 Постановления Правительства Пермского края от 05.10.2021 N 742-п установлено, что Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 г. N 222-п, применяется к правоотношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Пермского края, до утверждения представительным органом соответствующего муниципального образования Пермского края положения о муниципальном земельном контроле в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", но не позднее 01 января 2022 года.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с частью 7 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, ссылка прокурора на то, что с 01 июля 2021 года плановые проверки органами муниципального земельного контроля проводится не могли в связи со вступлением в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку осуществление муниципального земельного контроля на территории Пермского края осуществлялся на основании Постановления Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 г. N 222-п, который на 2021 год являлся действующим до утверждения представительным органом соответствующего муниципального образования Пермского края положения о муниципальном земельном контроле в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положении части 7 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на которые ссылается прокурор, регулируют порядок проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были включены в план проверок на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", тогда как порядок проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении граждан, до принятия Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, не был урегулирован единым специальным федеральным законом.
Таким образом, положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не содержат запрета на проведение плановых проверок в отношении физических лиц, в соответствии с планами, утвержденными до вступления в законную силу указанного закона.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года" принятым на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", определено, что формирование планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год осуществляется, начиная с планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.
Таким образом, формирование планов проведения проверок и соответственно проведение плановых проверок, как в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и в отношении граждан, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" осуществляется лишь с 2022 года.
В 2021 году плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежали проведению в соответствии с ежегодными планами, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а в отношении граждан – в соответствии с планами, разработанными на основании соответствующих нормативных правовых актов, в данном случае – на основании ст.72 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 г. N 222-п.
С учетом изложенного, доводы протеста о незаконности проведения плановой проверки подлежат отклонению.
Вина Кутелия М.Н. в совершении административного правонарушения объективно подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, обмером площади земельного участка со схематическим чертежом, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на то, что на момент проведения проверки земельный участок не был сформирован, в отношении него в ЕГРН имелись сведения о координатах поворотных точек, а также о площади земельной участка, которая составляла 1 579 кв.м, что позволило проверяющему органу установить факт самовольного занятия земельного участка, площадью 99 кв.м. с северо-восточной части (л.д.20 материала проверки).
Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется, они согласуются между собой, взаимно дополняют друга и в своей совокупности подтверждают факт допущенного правонарушения.
Проведение Кутелия М.Н. кадастровых работ в отношении земельного участка и постановка ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, площадью 1569 (+/-14) кв.м, на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку кадастровые работы проведены после выявления правонарушения и в результате проведения кадастровых работ граница земельного участка перенесена в северо-восточной стороны от границы, которая существовала в ЕГРН до проведения кадастровых работ (л.д.88 материала проверки).
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что должностными лицами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление и решение подлежат оставлению без изменения, протест заместителя прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю. – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление главного государственного инспектора в Ильинском городском округе Пермского края по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Копыловой И.В. от 18.01.2021 № в отношении Кутелия М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, и решение заместителя главного государственного инспектора Пермского края по использованию и охране земель, заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Чернявской Е.В. от 04.02.2022 оставить без изменения, протест заместителя прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>