Дело № 2а-1090/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск М.О. 28 мая 2018 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: Сумкиной Е.В.,
при секретаре: Чернецовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юришинец Г.С. к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» о признании решения и действий должностных лиц незаконными
УСТАНОВИЛ:
Юришинец Г.С. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» (далее МКУ «МФЦ городского округа Егорьевск») о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ и действий должностных лиц незаконными и обязании назначить ей субсидию с ДД.ММ.ГГГГ года сроком на шесть месяцев.
В ходе судебного разбирательства Юришинец Г.С. (далее истец, административный истец) заявленные ею требования были уточнены, она просит о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и действий должностных лиц администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее администрация г.о. Егорьевск, административный ответчик, ответчик) и МКУ «МФЦ городского округа Егорьевск» (далее МФЦ, административный ответчик, ответчик) незаконными. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела N 2а-1090/19 по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, т.к. право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит гражданину и поскольку отношения возникли непосредственно вследствие принятия обжалуемого решения и носят характер публично-правовых отношений, требований материально-правового характера к кому-либо настоящее заявление не содержит.
В обоснование иска Юришинец Г.С. указано, что она с супругом являются ветеранами труда и имеют право на получение мер социальной поддержки при оплате коммунальных услуг в виде субсидий на их оплату. ДД.ММ.ГГГГ ею было получено решение администрации г.о. Егорьевск от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении ей государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату коммунальных услуг. Отказ мотивирован наличием задолженности, которая не погашена и не заключено соглашение по её погашению, при этом администрация г.о. Егорьевск не выяснила: относится ли она к числу лиц, имеющих право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг; период, за который у нее образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг и размер задолженности; не установила причины ее возникновения (уважительные или неуважительные); не предложила погасить задолженность; ее материальное положение. В общем пакете документов ею было предоставлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о наличии судебного спора с МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» по оплате за коммунальный ресурс. Наличие задолженности не может служить безусловным основанием для непредставления мер социальной поддержки, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; при наличии уважительных причин возникновения задолженности в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. В ее случае отсутствуют основания для отказа в предоставлении государственной услуги, отказ не мотивирован. Также нарушен порядок предоставления государственной услуги, установленный административным регламентом в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно п.6.4 регламента «...направляется в личный кабинет заявителя на РПГУ посредством ЕСИА» и п. 18.2.1 регламента «результат предоставления ГУ может быть получен через личный кабинет РПГУ в виде электронного документа при подаче заявления всеми способами, указанными в пункте 17 административного регламента и наличии регистрации на РПГУ, посредством ЕСИА». Специалистом МФЦ нарушено ее право в получении результата через личный кабинет РПГУ, такого способа получения результата, как «в МФЦ» она не указывала; ей было выдано решение от ДД.ММ.ГГГГ № не заверенное подписью и печатью МФЦ, оформленное ненадлежащим образом- оно не действительно и его форма не несёт смысловой нагрузки, вызывая негатив и раздражение.
Административный истец Юришинец Г.С. в судебном заседании заявленные ею требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности Тихонова Я.О. иск не признала, показав, что решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Юришинец Г.С. государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято, т.к. из представленных истцом документов усматривалось о наличии у нее задолженности по оплате коммунальных услуг перед МУП КХ «ЕИС» и отсутствовало соглашение по её погашению; представлено возражение (л.д. 19-21).
Представитель МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» по доверенности ФИО5 иск также не признала, т.к. ими прав истца не нарушалось; представлено возражение (л.д. 15).
Представитель МУП КХ «Егорьевский инженерные сети» по доверенности Хвостова О.Г. полагала заявленные Юришинец Г.С. требования не подлежащими удовлетворению, подтвердила наличие у истца задолженности по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Выслушав доводы и возражения сторон, допросив специалиста ФИО4, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела № по иску Юришинец Г.С. к МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» об определении размера задолженности при условии предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда и штрафа и № по административному иску Юришинец Г.С. к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» о признании решения и действий должностных лиц незаконными (решения по которым в законную силу не вступили), суд приходит к следующему.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст.4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 того же Кодекса определяет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Юришинец Г.С. административный иск предъявлен по правилам главы 22 КАС РФ, установленным для разрешения судами административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Указанные требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон; уполномоченные органы, действия которых оспариваются, исполнили предоставленные законом публично-властные полномочия в отношения административного истца.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 ФЗ «О ветеранах»). Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 ФЗ «О ветеранах»), социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О ветеранах»). Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 ФЗ «О ветеранах»).
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Право на получение субсидии имеют собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ), субсидия им предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Ж РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ). Согласно части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ). В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Судом установлено, что Юришинец Г.С. обращалась в суд с иском к администрации г.о. Егорьевск и к МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ и действий должностных лиц незаконными и обязании назначить ей субсидию с ДД.ММ.ГГГГ года сроком на шесть месяцев. Решением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявленный истцом иск был удовлетворен частично (дело № решение не вступило в законную силу- л.д. 106-114).
Обращаясь в суд с требованиями о признании решения администрации г.о. Егорьевск от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, Юришинец Г.С., не оспаривала того, что у нее имеется задолженность перед МУП КХ «ЕИС» по оплате водоснабжения и водоотведения, однако поскольку спор об обоснованности ее начисления и о размере задолженности идет в суде, по ее мнению, это является уважительной причиной образования задолженности, полагает решение незаконным, просит суд его отменить. По мнению суда, заявленные административным истцом требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее административный регламент), который устанавливает стандарт предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) отдела жилищных субсидий управления бухгалтерского учета администрации городского округа Егорьевск Московской области, должностных лиц администрации (л.д. 22-47).
Из исследованных материалов следует, что при обращении с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 17-18), Юришинец Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является пенсионеркой, не работает (л.д. 58-60, 62-63), в разводе (л.д. 61-66), является ветераном труда (л.д. 67), проживает по адресу: <адрес> (л.д. 70-73), было отказано в предоставлении субсидий на основании п. 6 Правил и п. 13.1.7. административного регламента по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая подтверждена предоставленной истцом справкой, выданной МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» (л.д. 50, 52). Решение № от ДД.ММ.ГГГГ оформлено в виде электронного документа (л.д. 6, 48-49).
Из обозренного судом гражданского дела № по иску Юришинец Г.С. к МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» об определении размера задолженности при условии предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда и штрафа, следует, что истец, являясь на основании договора купли- продажи жилого дома усадебного типа с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. К№, расположенного при данном домовладении, оспаривала обоснованность начисления ей оплаты за водоснабжение и водоотведение и размер задолженности. Решением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Юришинец Г.С. были оставлены без удовлетворения (решение суда в законную силу не вступило).
Факт наличия у Юришинец Г.С. задолженности по оплате за водоснабжение и водоотведение, подтвердила в судебном заседании представитель МУП КХХ «ЕИС» Хвостова О.Г., показавшая, что распоряжением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на предприятие возложены функции гарантирующей организации в системе водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Егорьевск. МУП КХ «ЕИС» осуществляет фактическое предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения абоненту Юришинец Г.С., истец длительное время не производила оплату за оказываемую ими ей услугу, у нее имеется задолженность по оплате за коммунальные услуги, за взысканием задолженности они обращались в суд.
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Суд, исследовав по существу фактические обстоятельства, с учетом доводов и возражений сторон спора, полагает, что доказательств уважительности причин образования задолженности перед МУП КХ «ЕИС» по оплате коммунальных услуг Юришинец Г.С. суду не представлено, тогда как административным ответчиком администрацией г.о. Егорьевск представлены доказательства, свидетельствующие о правомерности их действий по отношению к истцу при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. По мнению суда, неоднократные судебные разбирательства на протяжении нескольких лет по поводу не оплаты истцом коммунальных услуг (МУП КХ «ЕИС» обращалось к мировому судье с иском к Юришинец Г.С., ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по внесению платы за коммунальные услуги, образовавшейся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и понесенных судебных расходов, Юришинец Г.С. со встречным иском об обязании произвести уменьшение платы за коммунальную услугу), по поводу несогласия истца с оплатой коммунальных услуг МУП КХ «ЕСК», несогласия с размером задолженности и ее расчетом (оспаривание расчета исходя из количества зарегистрированных лиц, площади земельного участка и т.п.), не являются уважительной причиной возникновения у Юришинец Г.С. задолженности, в связи с чем у администрации г.о. Егорьевск имелись основания для отказа в предоставлении ей мер социальной поддержки.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу абз. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании указанного ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Между тем, совокупность таких условий в настоящем споре отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении указанных заявленных Юришинец Г.С. требований о признании действий и решения от ДД.ММ.ГГГГ № администрации городского округа Егорьевск Московской области незаконными.
Юришинец Г.С. также просит признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в даче немотивированного отказа в предоставлении ей государственной услуги; в выдаче решения не заверенного подписью и печатью МФЦ, оформленного ненадлежащим образом; в нарушении порядка предоставления государственной услуги, установленного административным регламентом и в нарушении ее права в получении результата через личный кабинет РПГУ.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ оформлено в соответствии с п. 6.4. административного регламента в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
Как показал специалист ФИО4, являющаяся сотрудником отдела жилищных субсидий администрации г.о. Егорьевск, в бумажном виде результат предоставления государственной услуги хранится у них в личном деле в виде распечатанного из Модуля оказания услуг ЕИС ОУ экземпляра электронного документа на бумажном носителе, подписанного электронной подписью (далее ЭП) уполномоченного должностного лица администрации, заверенного подписью уполномоченного должностного лица администрации и печатью администрации в течение пяти лет с момента снятия заявителя с учета в администрации.
Представитель МФЦ по доверенности ФИО5 показала, что обжалуемое решение соответствует форме решения об отказе, утвержденной административным регламентом (Приложение 5), дата и номер принятия заявления отражены в выписке из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя на получение государственных и муниципальных услуг; номер дела <данные изъяты> - это личный регистрационный номер получателя субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в базе получателей субсидий, который присваивается получателю один раз при первом обращении за предоставлением субсидий; формой решения не предусматривается указание периода, с которого отказано в предоставлении услуги: в соответствии с п.44 Правил при представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с l-ro числа следующего месяца, т.о. на заявление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами вынесено решение об отказе в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Органом, ответственным за предоставление государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является администрация городского округа Егорьевск, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ею по месту жительства заявителя. В целях предоставления государственной услуги администрация взаимодействует с... МФЦ - для приема, передачи документов и выдачи результата, а также получения выписки из домовой книги (если указанный документ находится в распоряжении МФЦ)... (п. 5.5. регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является... решение об отказе в предоставлении государственной услуги согласно приложению 5 к административному регламенту... (п. 6.3.2. регламента).
В силу п. 6.4. регламента, результат предоставления государственной услуги оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица администрации, направляется специалистом администрации в личный кабинет заявителя на РПГУ, посредством модуля оказания услуг единой информационной системы оказания государственных и муниципальных услуг Московской области. В бумажном виде результат предоставления государственной услуги хранится в администрации в личном деле в виде распечатанного из Модуля оказания услуг ЕИС ОУ экземпляра электронного документа на бумажном носителе, подписанного ЭП уполномоченного должностного лица администрации, заверенного подписью уполномоченного должностного лица администрации и печатью администрации, в течение пяти лет с момента снятия заявителя с учета в администрации.
Согласно п. 6.5. административного регламента, заявитель при условии указания соответствующего способа получения результата в заявлении может получить результат предоставления государственной услуги через МФЦ в виде распечатанного экземпляра электронного документа на бумажном носителе, подписанного ЭП уполномоченного должностного лица администрации и заверенного подписью уполномоченного специалиста МФЦ и печатью МФЦ. Факт предоставления государственной услуги с приложением результата предоставления Государственной услуги фиксируется в Модуле оказания услуг ЕИС ОУ (п. 6.7 регламента).
В соответствии с п. 18.1. регламента, заявитель уведомляется о ходе рассмотрения и готовности результата предоставления государственной услуги через личный кабинет на РПГУ, по электронной почте, кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления государственной услуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области <данные изъяты>, или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».
Результат предоставления государственной услуги может быть получен следующими способами: 18.2.1. через личный кабинет на РПГУ в виде электронного документа при подаче заявления всеми способами, указанными в пункте 17 административного регламента, и наличии регистрации на РПГУ посредством ЕСИА; 18.2.2. через МФЦ в форме экземпляра электронного документа на бумажном носителе при подаче заявления всеми способами, указанными в пункте 17 административного регламента. Для получения результата государственной услуги через МФЦ заявитель представляет документ, удостоверяющей личность.
В соответствии с выбранным способом получения результата, что нашло свое отражение в выписке из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя на получение государственных и муниципальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) и в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 17-18), решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № было выдано Юришинец Г.С. через МФЦ. Решение полученное истцом оформлено в виде распечатанного экземпляра электронного документа на бумажном носителе, подписанного ЭП уполномоченного должностного лица администрации и заверенного подписью уполномоченного специалиста МФЦ и печатью МФЦ по форме, указанной в приложении № к административному регламенту.
Как уже ранее отмечено, в силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Существование различных способов защиты нарушенных прав не означает, что выбор конкретного способа обусловливается только усмотрением истца и зависит лишь от его волеизъявления. Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию спорных правоотношений, виду нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу положений ст. 11 ГК РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 12 ГПК РФ судопроизводство, в том числе по гражданским делам, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. При этом следует принимать во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребить правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание все вышеизложенное и отказывая Юришинец Г.С. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, учитывает, что применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не доказан факт нарушения административными ответчиками ее прав, свобод и законных интересов и незаконности вынесения оспариваемого решения. Права административного истца действиями ответчиков не нарушались.
В соответствии с п. 7 ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, составляет <данные изъяты> рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Юришинец Г.С. была предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины по заявленному ею иску до принятия решения по делу (л.д. 10-12).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, определение видов юридически значимых действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, и установление ее размера относятся к компетенции федерального законодателя (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N № Вместе с тем отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1). С учетом этого статьей 333.36 НК РФ определенная категория граждан освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, а пункт 2 статьи 333.20 данного Кодекса предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы административного истца о том, что ее имущественное положение не позволяет ей уплатить государственную пошлину, т.к. в удовлетворении заявленных истцом требований судом отказано, суд полагает возможным освободить Юришинец Г.С. от уплаты государственной пошлины за рассмотрение заявленного ею административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Юришинец Г.С. в удовлетворении административных исковых требований к администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании действий и решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № и к Муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» о признании действий должностных лиц незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Егорьевский городской суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения суда..
Федеральный судья: Сумкина Е.В.