Дело № 2-714/2023
УИД 34RS0019-01-2023-000736-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.И.,
при секретаре судебного заседания Кардашевой Ю.А.
с участием помощника
Камышинского городского прокурора Томиленко И.С.,
представителя третьего лица
администрации Камышинского муниципального района
Волгоградской области Гиевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному казенному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района об обязании по предоставлению документов для получения лицензии на право пользования недрами,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района (далее по тексту – МКП «ЖКХ»), в котором просил обязать МКП «ЖКХ», зарегистрированное по адресу: .... представить в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области документы и сведения, предусмотренные приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21 декабря 2021 года № 1551-ОД, для получения права пользования подземных источников недр на скважины водоснабжения в с. Гуселка; данное мероприятие выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в деятельности МКП «ЖКХ», установлено, что МКП «ЖКХ» занимается водоснабжением в Гуселском сельском поселении. Для этих целей постановлением администрации Гуселского сельского поселения № 32 от 16 марта 2020 года в оперативное управление переданы артезианские скважины в с. Гуселка. Однако в ходе проверки установлено, что МКП «ЖКХ» не имеет лицензии на право пользования недрами, поскольку забор воды из скважины осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения. Самовольное пользование недрами ведет к неизбежному истощению водных подземных ресурсов, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством. Государственным органом, осуществляющим в данном случае права и обязанности Российской Федерации и выступающим от ее имени, является комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. Полагал, что выявленные в деятельности МКП «ЖКХ» нарушения посягают на охраняемые законом интересы Российской Федерации в лице комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. В связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства в адрес МКП «ЖКХ» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № 04-02-2022/333 от 28 июня 2022 года. Согласно поступившему ответу на представление от 22 февраля 2023 года МКП «ЖКХ» выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании представитель истца - помощник Камышинского городского прокурора Волгоградской области Томиленко И.С. исковые требования поддержала по основаниям и доводам иска, просила суд обязать МКП «ЖКХ» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, представить в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области документы и сведения, предусмотренные приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21 декабря 2021 года № 1551-ОД, для получения права пользования подземным источником недр (скважиной водоснабжения).
Представитель ответчика МКП «ЖКХ» в судебное заседание не явился, извещен о судебном разбирательстве надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Представитель соответчика администрации Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Представитель третьего лица администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области Гиева О.В. в судебном заседании просила суд увеличить срок исполнения требований прокурора.
Представитель третьего лица комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, в материалах дела имеется объяснение, согласно которому не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно статье 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.
К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты (часть 5 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
При этом водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями предоставления права пользования участками недр являются, в том числе принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Пунктом 3 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах установлено, что к участкам недр местного значения относятся, в том чиле участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования указанным в ней участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В силу статьи 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно статье 12.1 Закона о недрах оформление лицензии на пользование недрами осуществляется при предоставлении права пользования участком недр по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 10.1 настоящего Закона, в соответствии с требованиями к содержанию лицензии на пользование недрами, установленными статьей 12 настоящего Закона.
На основании статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 693-п утверждено Положение о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Комитет), согласно которому к полномочиям комитета в сфере недропользования относится, в том числе обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения, в том числе устанавливает, изменяет границы участков недр местного значения, оформляет в пределах своей компетенции документы, которые удостоверяют границы горного отвода в отношении участков недр местного значения; устанавливает порядок пользования участками недр местного значения; подготавливает условия пользования участками недр местного значения; принимает решение о предоставлении права пользования участками недр в пределах компетенции, установленной законодательством.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 21 декабря 2021 № 1551-ОД утвержден административный регламент комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения, пункт 2.6.1.7 которого содержит перечень документов, необходимых для предоставления права пользования участком недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ: 1) заявка по форме, приведенной в приказе от 26 июля 2018 г. № 1444; 2) сведения, оформленные в произвольной форме, которые содержат в зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия (отсутствия) на нем водозаборного сооружения: краткую характеристику места расположения участка недр и его гидрогеологических условий; обоснование потребности в подземных водах (объем, качество, режим эксплуатации) с учетом перспективы развития садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; о наличии имеющейся наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами; о фактическом качестве подземных вод и режиме эксплуатации водозаборных сооружений при наличии на участке недр действующих водозаборных сооружений; 3) предложения заявителя об условиях пользования недрами, включающие виды, объемы, сроки проведения работ об установлении зон санитарной охраны водозабора, о разработке и реализации программы мониторинга использования участка недр; 4) схему расположения участка недр, выполненную в цветном изображении на листе формата А4, с указанием географических (геодезических) координат (широта, долгота в градусах, минутах, секундах) его центра, а также угловых точек и системы координат (для одиночных водозаборных скважин указываются геодезические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах) центра устья скважины и система координат) (Схема предоставляется на бумажном и электронном носителе в формате pdf); 5) копию паспорта водозаборного сооружения (при наличии) или учетной карточки буровой скважины на воду (при наличии скважины); 6) копии правоустанавливающих документов на земельные участки, здания и сооружения, используемые либо предполагаемые к использованию для добычи подземных вод, в случае если права на них не зарегистрированы в ЕГРН (в том числе копии договоров аренды на срок менее одного года и актов приема-передачи); 7) справку, содержащую сведения о применяемых технических средствах и технологиях, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ по добыче подземных вод, оформленную в произвольной форме (при наличии водозаборного сооружения); 8) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (копия решения об избрании физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности, либо доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (при наличии) и подписанную руководителем или уполномоченным руководителем лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица); 9) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 10) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе; 11) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (при наличии водозаборного сооружения (разведочно-эксплуатационной или эксплуатационной скважины)); 12) документы, подтверждающие информацию о предыдущей деятельности заявителя, в том числе: копии полученных заявителем лицензий на пользование участками недр и сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами; 13) выписка из ЕГРЮЛ; 14) выписки из ЕГРН в отношении земельного участка, в пределах которого расположен содержащий подземные воды участок недр, а также зданий и (или) сооружений, используемых для добычи подземных вод; 15) кадастровая выписка о земельном участке (копия кадастрового паспорта земельного участка).
Результатом представления государственной услуги является решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения или об отказе в предоставлении такого права (пункт 2.3 административного регламента).
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области от 12 февраля 2020 года № 19 создано казенное муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (сокращенное наименование - МКП «ЖКХ»).
Согласно Уставу МКП «ЖКХ» его учредителем и собственником имущества является Гуселское сельское поселение Камышинского муниципального района Волгоградской области (пункт 1.6 Устава) (л.д. 63-67).
В соответствии с пунктом 2.2 Устава МКП «ЖКХ» предприятие имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности необходимые для осуществления его деятельности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктами 4.1, 4.3, 4.6 Устава МКП «ЖКХ» установлено, что имущество предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию.
Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения и пользования в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Согласно пункту 5.3 Устава МКП «ЖКХ» для достижения целей Устава предприятие вправе осуществлять, в том числе деятельность по забору, очистке и распределению воды.
Пунктом 5.4 Устава МКП «ЖКХ» установлено, что право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения или в указанных в ней срок прекращается по истечении срока действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области № 32-п от 16 марта 2020 года за МКП «ЖКХ» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, в том числе на скважины водоснабжения в с. Гуселка. Установлено, что закрепленное на праве оперативного управления в отношении объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем действует до момента передачи таких объектов по концессионному соглашению в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (л.д. 70).
Гуселское сельское поселение Камышинского муниципального района Волгоградской области является собственником скважины водоснабжения в с. Гуселка в 100 м на север от жилого дома № 60 по ул. Центральная. Право собственности подтверждается актом приема-передачи здания (сооружения) № 12 от 28 декабря 2006 года (л.д. 92-94).
В ходе проверки деятельности МКП «ЖКХ» Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ответчик МКП «ЖКХ» эксплуатирует артезианскую скважину в с. Гуселка в 100 м на север от жилого дома № 60 по ул. Центральная с целью водоснабжения населения села, в котором расположена скважина.
Однако в нарушение указанных выше требований законодательства в установленном административным регламентом порядке соответствующее разрешение на право использования участка недр местного значения, на котором расположены источники добычи подземных вод, МКП «ЖКХ» не получено.
28 июня 2022 года в адрес ответчика МКП «ЖКХ» было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений природоохранного законодательства, указано о необходимости получения лицензии на право пользования недрами (л.д. 13-15).
В ответе на указанное представление ответчик сообщает, что ведутся работы по направлению в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области заявки на предоставление права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод, их разведки и добычи. МКП «ЖКХ» выполнит исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений, нарушения будут устранены не позднее конца второго квартала 2023 года (л.д. 16).
Исходя из того, что МКП «ЖКХ» лицензия на осуществление добычи подземных вод не выдавалась, в связи с чем ответчик не имеет в настоящее время права пользования участком недр, поскольку забор воды из скважины осуществляется без геологического исследования самой возможности добычи подземных вод без оказания вреда для месторождения, при этом самовольное пользование недрами ведет к неизбежному истощению водных природных ресурсов, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора об обязании МКП «ЖКХ» представить в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области документы и сведения, предусмотренные приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 21 декабря 2021 № 1551-ОД «Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения» для получения права пользования подземными источниками недр (скважины водоснабжения с. Гуселка).
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая значимость разрешаемого судом требования, направленного на защиту интересов Российской Федерации, как собственника недр (подземных водных объектов), суд определяет срок для его исполнения в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, полагая, что он соответствует принципам разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному казенному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района об обязании по предоставлению документов для получения лицензии на право пользования недрами удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Гуселского сельского поселения Камышинского муниципального района представить в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области документы и сведения, предусмотренные приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 21 декабря 2021 № 1551-ОД «Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения» для получения права пользования подземными источниками недр (скважины водоснабжения с. Гуселка) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Пименова
Мотивированное решение составлено 18 мая 2023 года.
Судья А.И. Пименова