УИД 51RS0019-01-2024-000027-95.
Мотивированное решение составлено 22.04.2024.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2024 г. город Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фазлиевой О.Ф.,
при секретаре Сурядовой Е.В.,
с участием:
истца - прокурора г. Полярные Зори Семеновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора города Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК Полярные Зори», администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией, Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Полярные Зори обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК Полярные Зори», администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией, Министерству строительства Мурманской области о совершении действий, направленных на внесение изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области на <дата> гг., утвержденной постановлением <адрес> от <дата> №**, в части замены лифтового оборудования в доме ***
В обоснование заявленных требований истец – прокурор г. Полярные Зори указал, что во исполнение реализации национального проекта «Жилье» по плану мероприятий, утвержденных прокурором <адрес> от <дата> и направленных на совершенствование подходов к организации надзора по отдельным направлениям деятельности, прокуратурой города проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан на безопасные условия проживания в многоквартирном доме *** при эксплуатации лифтового оборудования.
В ходе проверки установлено, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «УК Полярные Зори».
Указанный многоквартирный дом является девятиэтажным зданием, оснащенным лифтовым оборудованием, в доме установлен пассажирский лифт *** заводской №**, производства Могилевского лифтостроительного завода, год ввода в эксплуатацию ***
Правила эксплуатации обслуживания лифтов в многоквартирных домах (далее МКД) установлены Техническим регламентом Таможенного Союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденным решением ТС от <дата> №** (далее технический регламент), согласно положениям которого при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию. Лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента в срок, не превышающий 12 лет, с даты вступления в силу технического регламента, то есть до <дата>.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства срок эксплуатации лифта, установленного в <адрес>, истек в 2017 году, после этого срок эксплуатации внутридомового лифтового оборудования продлевался решением специализированной организации ежегодно на 1 год.
Проверкой установлено, что данный лифт эксплуатируется с нарушениями, поскольку в отношении него не проведена оценка соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению. Согласно акту остановок лифта, в мае, сентябре и ноябре 2023 года произведено 4 остановки лифтового оборудования, в связи с неисправностью.
Эксплуатация лифта в многоквартирном доме нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизнедеятельности, поскольку в любой момент лифт может выйти из строя, что повлечет непоправимые последствия.
В качестве правового основания иска прокурор сослался на нормы статей 161, 39, 158, 166, 170, 173, 175, 176, 178, 180, 36, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества, к которому отнесены лифты и лифтовое оборудование, финансирование работ по замене лифтов, ремонт лифтовых шахт осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется из взносов собственников жилых помещений, которые обязаны нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве собственности на это имущество.
Кроме того, прокурор указал, что в соответствии с <адрес> от <дата> №**-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» установлены порядок и очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Постановлением <адрес> от <дата> №**, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014 - 2043 годы.
Указанный многоквартирный <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества по замене лифтов только на 2028-2030 год.
Ссылаясь на положения <адрес> от <дата> №**-ЗМО, Постановление <адрес> от <дата> №**, статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на нормы Постановления <адрес> от <дата> №**, прокурор считает, что в целях реализации региональной программы, актуализация которой осуществляется посредством утверждения краткосрочных планов ее реализации сроком на 3 года с распределением по годам в пределах указанного срока, власти субъекта Российской Федерации в лице <адрес> на основании предложений комиссии Министерства строительства <адрес>, которое является органом, определяющим необходимость внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы, вправе включить указанный лифт в <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на основании обращения управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, адресованного в администрацию г. ФИО1 и направленного последней в течение 10 дней с момента регистрации обращения в Министерство строительства <адрес>.
Прокурор полагает, что возможность переноса сроков капитального ремонта многоквартирного дома в части лифтового оборудования на более ранний срок предусмотрены как вышеуказанными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, так и нормативными актами <адрес>.
На основании изложенного, прокурор г. Полярные Зори просил суд:
- возложить на ООО «УК Полярные Зори» обязанность внести в срок до <дата> в администрацию города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области обращение о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного в <адрес>;
- возложить на администрацию города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области обязанность в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления ООО «УК Полярные Зори» направить его в комиссию по установлению необходимости проведения капительного ремонта в Мурманской области Министерства строительства Мурманской области;
- возложить на Министерство строительства Мурманской области обязанность в срок до <дата> включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением <адрес> от <дата> №**, в части проведения замены лифтового оборудования в указанном доме, исполнительный лист направить в адрес прокуратуры города (***).
Определением Полярнозоринского районного суда Мурманской области при принятии искового заявления к производству суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в Мурманской области (***).
<дата> протокольным определением Полярнозоринского районного суда Мурманской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Правительство Мурманской области ***).
В судебном заседании прокурор г. Полярные Зори Семенова Т.М. уточнила исковые требования в части сроков возложения обязанностей, просила возложить на управляющую компанию «УК Полярные Зори» обязанность внести в срок до <дата> в администрацию города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области обращение о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного в <адрес>; возложить на администрацию города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области обязанность в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления ООО «УК Полярные Зори» направить его в комиссию по установлению необходимости проведения капительного ремонта в <адрес> Министерства строительства <адрес>; возложить на Министерство строительства <адрес> обязанность в срок до <дата> включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением <адрес> от <дата> №**, в части проведения замены лифтового оборудования в указанном доме.
Представитель ответчика ООО "УК-Полярные Зори" ФИО13., в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представила заявление, в котором указала, что собственниками помещений многоквартирного <адрес> решение о проведении капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе по замене лифтового оборудования в период управления УК «Полярные Зори» не принималось, заявление о техническом состоянии лифта в указанном МКД в адрес администрации не направлялось. Подрядной организацией ООО «***» были устранены выявленные дефекты по результатам проведенного обследования от <дата> №** ***).
Представитель ответчика администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем содержится ходатайство в отзыве на исковое заявление, против удовлетворения исковых требований прокурора г. Полярные Зори не возражал (***).
Представитель ответчика Министерства строительства Мурманской области, и.о. министра строительства Мурманской области ФИО11., в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (***).
Как следует из представленного отзыва, полномочия Министерства строительства Мурманской области определены положением, утвержденным постановлением <адрес> от <дата> №**, согласно которому Министерство осуществляет формирование и актуализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес>, а также формирует сводный краткосрочный план ее реализации. Порядок установления необходимости проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории <адрес>, утвержден Постановлением <адрес> от <дата> №**. Денежные средства, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в границах муниципального образования муниципального округа город Полярные Зори с подведомственной территорией, на период 2023-2025 годы распределены в полном объеме.
Главным документом, содержащим требование к эксплуатации лифтов, является технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов», согласно которому ежегодно должно проводиться техническое освидетельствование лифтов, в рамках которого осуществляется проверка лифтового оборудования соответствию требований безопасности.
Лифт, расположенный в многоквартирном доме <адрес>, введен в эксплуатацию в ***, в данном случае, лифт должен быть приведен в соответствие с требованиями указанного технического регламента в срок до <дата>. Таким образом, до <дата> независимо от истечения назначенного срока службы объекта, его эксплуатация допускается при условии проведения обследования и выполнения условий пользования объекта.
Оценка соответствия лифта, расположенного в многоквартирном <адрес> проведена <дата>. Факты о неисправном состоянии лифта истцом не представлены.
Представитель ответчика полагал, что включение лифтового оборудования указанного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2023-2025 годы будет являться нарушением положений части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (***).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика –НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» ФИО10., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом ***).
Из отзыва на исковое заявление следует, что изменения в краткосрочный план реализации региональной программы утверждаются <адрес>. Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД на 2023-2025 годы утвержден с полным распределением предусмотренных НКО «ФКР МО» финансовых средств, то есть у фонда фактически отсутствуют денежные средства для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме.
В том случае, если оплата стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> будет произведена за счет средств фонда капитального ремонта, то такая оплата будет являться нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального Закона № 1630-01-ЗМО, нецелевым расходованием средств фонда капитального ремонта, несоблюдением обязательных требований к финансовой устойчивости регионального оператора.
Как указано в техническом регламенте, если лифт введен в эксплуатацию до <дата> и срок эксплуатации истек, то лифт должен быть приведен в соответствие с требованиями регламента в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления регламента в законную силу, то есть до <дата>. Таким образом, до <дата> независимо от истечения назначенного срока службы объекта, его использование допускается в случае проведения обследования и выполнения условий использования объекта. Факты неисправного состояния лифтового оборудования в указанном МКД, истцом не представлены.
На основании изложенного представитель НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» просил в удовлетворении иска отказать (***).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в <адрес> (далее Ростехнадзор) ***., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем содержится ходатайство в отзыве на исковое заявление, принятие решения по настоящему делу оставил на усмотрение суда (***).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, отзыв по существу иска не представил (***).
В порядке, предусмотренном частями 3, 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьёзных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от <дата> №** «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Как усматривается из материалов настоящего дела, исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределённого круга лиц, собственников жилых помещений многоквартирного дома, нанимателей, членов их семей и иных лиц, фактически использующих общее имущество многоквартирного дома, в части защиты жилищных прав граждан Российской Федерации, в том числе в части обеспечения требований безопасности эксплуатации общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск подан надлежащим лицом с целью устранения нарушений прав неопределённого круга лиц.
Выслушав прокурора г. Полярные Зори Семенову Т.М., принимая во внимание позиции лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные прокурором г. Полярные Зори исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №**, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе: ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников жилищного фонда.
Как указано в статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Владельцем специального счета, который открывается в российских кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, может быть управляющая организация, а также региональный оператор (части 2, 3 статьи 175, часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор - это специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» (далее - региональный оператор, НКО «ФКР МО»).
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Если собственники заключили договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с управляющей компанией, она несёт ответственность за состояние лифтового оборудования.
Расходы на содержание подъемника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (часть 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденным решением ТС от <дата> №**.
В приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям.
Согласно абзацу 5 статьи 4 технического регламента, при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта. Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования, организацией аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза (абзац 4, 5 статьи 6 технического регламента).
Как следует из абзаца 5 статьи 6 технического регламента, оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования, организацией аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
При обследовании лифта определяются:
- соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, установленным приложением 1 к настоящему техническому регламенту и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным приложением 1 к настоящему техническому регламенту;
- необходимые мероприятия (в том числе модернизация лифта) и сроки выполнения мероприятий по обеспечению соответствия лифта требованиям настоящего технического регламента.
При обследовании лифта проводятся:
-определение состояния оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии;
- контроль металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, а также направляющих и элементов их крепления;
- испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта.
Сведения о проведенном обследовании указываются в паспорте лифта.
На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее:
- условия и возможный срок продления использования лифта;
- рекомендации по модернизации или замене лифта.
Оценка соответствия лифта после модернизации или замены осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.
Судом установлено, что общим внеочередным собранием собственников помещений многоквартирного <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, в качестве управляющей организации выбрана ООО «УК Полярные Зори», что оформлено протоколом от <дата> (***). На основании указанного протокола <дата> ООО «УК Полярные Зори» с собственниками помещений указанного многоквартирного дома заключен договор управления (***).
Как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «УК Полярные Зори» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (***).
В Уставе ООО «УК Полярные Зори» указано, что общество вправе осуществлять управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, включая функциональный объем, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации для управляющих организаций ***
<дата> ООО «УК Полярные Зори» и ООО «***» заключили договор №** на выполнение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме периодического технического освидетельствования и оценки соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы в форме обследования в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением ТС от <дата> №**, по адресам и в сроки, указанные в приложении №** (***).
Лифт, установленный <дата> в многоквартирном доме <адрес>, выпущен Могилевским лифтостроительным заводом, регистрационный №**, что подтверждаются паспортом лифта (***).
Срок эксплуатации лифта истек в 2017 году. После 2017 года эксплуатация лифта допускается после освидетельствования (обследования) лифта специализированной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.
Как следует из паспорта лифта, с <дата> лифт в указанном МКД проходил периодическое техническое освидетельствование (***).
Согласно графику проведения оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и отработавших назначенный срок службы, последний раз оценка лифта с регистрационным №**, расположенного в <адрес>, на соответствие требованиям безопасности была произведена в ноябре 2023 года (***).
Как следует из заключения Испытательной лаборатории (центр) ООО «***» по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы от <дата> №**: «Лифт частично не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением №** «Безопасность лифтов» и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным разделам Приложения 1 ТР №** «Безопасность лифтов». Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифта до <дата>, при соблюдении следующих условий:
а) использование лифта по назначению и в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации;
б) выполнение осмотров, технического обслуживания и ремонтов лифта в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации;
в) соблюдение условий эксплуатации лифта;
г) проведение оценки соответствия в форме периодического и частичного технического освидетельствования в соответствии с требованиями ГОСТ 34583-2019».
По результатам освидетельствования в разделе 6 таблицы 2 отражены выявленные дефекты, повреждения, неисправности, износ, коррозия с указанием срока устранения с <дата> до <дата>.
В разделе 9 указаны дополнительные рекомендации: выполнить полную замену лифтового оборудования до <дата>, устранить выявленные дефекты, повреждения, неисправности, указанные в таблице 2 заключения в рекомендованные сроки (л.д. 45-48).
ООО «***» в соответствии с аттестатом аккредитации №**, выданным Федеральной службой по аккредитации, соответствует требованиям ГОСТ МСО/МЭК 17025-2009 в качестве испытательной лаборатории (центра) (***). Специалисты, проводившие обследование лифта, имеют действующие сертификаты компетентности, в связи с чем оснований сомневаться в обоснованности и объективности выводов специалистов не имеется.
Согласно справкам о простое лифтов, лифт в многоквартирном <адрес>, в период с <дата> по <дата> останавливался 19 раз (***).
Как следует из выписки из журнала приема-сдачи оперативного персонала «***», лифт простаивал по причине остановок на этажах, введен в работу через станцию управления (***).
Исходя из изложенного, эксплуатация лифта после <дата> не является безопасной, возраст лифта на указанную дату составит 33 года, при допустимом сроке эксплуатации 25 лет.
Как следует из материалов гражданского дела, Постановлением администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией от <дата> №** утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией на 2023-2025 годы. Как следует из приложения к постановлению многоквартирный <адрес> <адрес> не входит в краткосрочный план реализации региональной программы на 2023-2025 год (***).
Вместе с тем, в материалы дела представлено заявление от <дата> №** за подписью начальника МКУ «УГХ» ФИО7, направленное в Министерство строительства <адрес> с просьбой о рассмотрении вопроса о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в более ранний период, на 2022-2023 годы, в том числе и в <адрес> (***).
На основании решения комиссии, Министерством строительства <адрес> отказано во внесении изменений в краткосрочный план реализации программы на территории муниципального округа город Полярные Зори (***).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Как указано в статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлением <адрес> от <дата> №** утверждена региональная программа капитального рента общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 года (далее региональная программа). Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>» является исполнителем региональной программы капитального ремонта.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Порядок подготовки и утверждения региональной программы, требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов регулируется <адрес> от <дата> № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» (далее Закон № 1631-01-ЗМО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО, в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом <адрес> утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО, формирование краткосрочного плана реализации региональной программы, содержащего сведения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящей статьи, осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях <адрес>.
Органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях <адрес> по форме, установленной государственным заказчиком, ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях <адрес> государственному заказчику (пункт 3 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО).
Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, установленных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 5 Закона №**-ЗМО).
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО внесение изменений в утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>.
Из положений статьи 5 Закона 1631-01-3MO следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях <адрес> по установленной форме.
Цель утверждения краткосрочных планов является конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, обеспечение неопределенного круга лиц безопасными условиями при эксплуатации лифта по указанному адресу является обязанностью как управляющей организации, так и органа местного самоуправления.
Многоквартирный дом <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> по срокам работ по капитальному ремонту по замене лифтов только на 2028-2030 годы.
Как установлено судом, организация, управляющая многоквартирным домом <адрес> – ООО «УК Полярные Зори», в администрацию муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией обращение о переносе срока замены лифтового оборудования в указанном многоквартирном доме не направляло, следовательно, и администрация муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией не обращалась в Министерство строительства <адрес> с указанным вопросом.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, учитывая возложенные на управляющую организацию обязанности по формированию обращения о переносе срока замены лифтового оборудования, обусловленного необходимостью проведения капитального ремонта лифта, и их невыполнение, суд считает, что имеются основания для возложения соответствующей обязанности на управляющую организацию.
С учетом объема мероприятий, необходимых для формирования обращения, принимая во внимание, что ответчики возражений относительно срока, в течение которого надлежит выполнить обязанность, не привели, суд полагает срок, предложенный прокурором для исполнения соответствующей обязанности ООО «УК Полярные Зори, до <дата>, разумным и достаточным.
Обязанности органа местного самоуправления в лице администрации г. Полярные Зори являются производными от выполнения указанных обязанностей управляющей организацией, в связи с чем на администрацию следует возложить обязанность в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления ООО «УК Полярные Зори» о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного <адрес>, направить его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в <адрес> Министерства строительства <адрес>.
В данной части иск прокурора г. Полярные Зори подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает правовых и фактических оснований для возложения на Министерство строительства <адрес> обязанности по включению многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением <адрес> от <дата> №**, в части проведения замены лифтового оборудования в указанном доме.
Так, Министерство строительства <адрес> исходя из возложенных полномочий, осуществляет формирование и актуализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также формирует сводный краткосрочный план ее реализации.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес> иорганов местного самоуправления в вопросах формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> установлены постановлением <адрес> от <дата> №**.
Этим же постановлением утвержден «Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирная домах, расположенных на территории <адрес>». Данный порядок применяется в целях актуализации краткосрочных планов реализации региональной программы, установления необходимости либо отсутствия необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества МКД, установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, выявления нецелесообразности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
Для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в МКД исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по формированию, реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленности строительных материалов, жилищной сфере, функции по контролю (надзору) в сфере строительства, за исключением жилищной, а также функции по оказанию государственных услуг, создается Комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта (далее - Комиссия), действующая на постоянной основе.
Основаниями для рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в МКЦ являются обращения:
1) органа местного самоуправления, исполнительного органа;
2) регионального оператора;
3)лица, осуществляющего управление или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, при наличии приложенных к заявлению документов, содержащих информацию о техническом состоянии элементов общего имущества, в отношении которых подано обращение;
4) собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в МКД, что подтверждается соответствующим протоколом решения общего собрания собственников помещений, в обязательном порядке содержащем решения по некоторым вопросам.
Заявители, указанные в подпунктах 3 - 4, могут обращаться в комиссию через орган местного самоуправления, который в свою очередь направляет заявление в комиссию в течение 10 рабочих дней с даты регистрации.
Заседания комиссии проводятся по мере поступления в Комиссию заявлений.
В соответствии с пунктом 8 Порядка в случае поступления в комиссию обращения об актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях <адрес> (далее муниципальный краткосрочный план), региональной программы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу (пункт 8.1.);
- об отказе во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу (пункт 8.2.).
Заявления в комиссию принимает уполномоченный орган (Министерство строительства <адрес>).
Приказом Министерства строительства <адрес> от <дата> №** утверждено Положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - Положение),
Согласно пункту 2.1 Положения целями создания комиссии является установление необходимости проведения капитального ремонта с последующей актуализацией региональной программы и краткосрочных планов ее реализации, а также направление информации о принятых решениях, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка.
В силу пункта 2.2. Положения задачами комиссии являются:
-рассмотрение обращений заявителей, указанных в пункте 5 Порядка;
-принятие мотивированного решения о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
-ведение и оформление необходимых протоколов по всем процедурам, проводимым в ходе установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, а также другие действия в соответствии с указанным Положением и Порядком.
Пунктом 4.2.2. Положения установлено, что заявление в комиссию подается, в том числе, в случае переноса установленного региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением <адрес> от <дата> №**-ПП, срока проведения капитального ремонта (срока оказания отдельных видов услуг и (или) выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок).
Перечень документов, которые должны быть приложены к обращению, установлен пунктом 4.3 Положения.
По результатам рассмотрения документов, комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка, и оформляет протокол в единственном экземпляре (пункт 5 Положения).
Постановлением <адрес> от <дата> №**-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2023-2025 годы.
Поскольку, как установлено судом, необходимый порядок для обращения в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в <адрес> Министерства строительства <адрес> управляющей организацией и органом местного самоуправления не соблюден, то у Министерства строительства <адрес> не возникла обязанность по рассмотрению обращения о включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. <адрес> краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2023-2025 годы.
Следует отметить, что само себе обращение в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в <адрес> Министерства строительства <адрес> не предопределяет выводов этой комиссии и не свидетельствует о безусловном удовлетворении такого обращения.
Решения о внесении изменений в региональную программу принимаются комиссией с учетом Методики формирования региональной программы (пункт 9 Порядка).
При таком положении судом не установлен факт нарушения прав неопределенного круга лиц со стороны Министерства строительства <адрес>, что влечет отказ в удовлетворении иска к данному ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК Полярные Зори», администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией, о возложении обязанности по совершению действий, удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Полярные Зори» (***) в срок до <дата> внести в администрацию муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией (***) обращение о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> для направления его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в <адрес> Министерства строительства <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Полярные Зори» о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного в <адрес>, направить его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в <адрес> Министерства строительства <адрес>.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на Министерство строительства <адрес> в срок до <дата> включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2023-2025 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от <дата> №**, в части замены лифтового оборудования в указанном доме в 2025 году, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья О.Ф.Фазлиева