К делу № 2-1722/2024
УИД: 23RS0058-01-2024-001461-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 30 мая 2024 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Леошик Г.Д.,
с участием:
представителя истца Пацкова В.В. – Назюта М.Ю.,
действующего на основании доверенности № от 03.09.2021 г.,
представителя ответчиков - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи – Наумика Р.А.,
действующего на основании доверенности № от 22.01.2024 г. и доверенности №3 от 10.01.2024 г.,
при секретаре Силкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пацкова В.В. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Пацков В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, в котором просит обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края принять решение о предоставлении Пацкову В.В., <данные изъяты>, в пределах муниципального образования города Сочи, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также просит обязать Администрацию города Сочи заключить с Пацковым В.В. договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение в пределах муниципального образования города Сочи, предоставленное на основании решения Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Исковые требования мотивированы тем, что Пацков В.В. является сиротой, инвалидом - второй группы, справка № (инвалидность с детства). Ранее истец обращался через Департамент городского хозяйства Администрации г. Сочи Краснодарского края с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 30.06.2023 года №, истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно предоставленных сведений об очередности предоставления жилого помещения, истец значится в очереди под номером №. Истец указывает, что, не смотря на то, что он включен в список 30.06.2023 года, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, чем, по мнению Истца, нарушены его права, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
В судебном заседании представитель истца Пацкова В.В. – Назюта М.Ю., поддержал исковые требования в полном объеме, при этом привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчиков - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи – Наумик Р.А., иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно представленным в материалы дела письменным возражениям, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Пацков В.В. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 декабря 2005 года Пацкова М.В. и Пацков В.С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении истца Пацкова В.В. (л.д. 14-17).
С 30.08.2008 по 03.09.2019 истец Пацков В.В. проживал и обучался в государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат №14» с. Константиновского Петровского района Ставропольского края и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 18).
Согласно справке № от 23.04.2018 (л.д. 11), Пацков В.В. является инвалидом второй группы – инвалидность с детства.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 30.06.2023 № «О включении Пацкова Валерия Владимировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» Истец Пацков В.В. включен в соответствующий список (л.д. 13). По состоянию на март 2024 состоит в списке под номером №.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития края, выделение денежных средств возложено на Министерство финансов Краснодарского края.
Согласно Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № № Министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществлять управление средствами краевого бюджета. Оно осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии, в том числе, с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
В силу ч.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Министерство труда и социального развития Краснодарского края не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета по направлению указанных субвенций. Средства субвенций из краевого бюджета ежегодно доводятся министерству труда и социального развития Краснодарского края министерством финансов Краснодарского края.
Статьей 3 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Распределение субвенций между муниципальными образованиями Краснодарского края осуществляется в соответствии с приложением 4 к Закону Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 20.12.2023 № "О бюджете Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2024 году муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи предоставлены средства в размере 376 570,2 тыс. рублей для приобретения 59 жилых помещений.
Выделение министерством денежных средств, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, Пацков В.В. обеспечивается жильем исходя из даты включения в соответствующий список в случае, если истцом не будут утрачены основания для предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Пацкова В.В. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 06 июня 2024 года.
Судья Хостинского
районного суда г. Сочи Г.Д. Леошик
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО.СУДЬЯ