Судья: Калюжная А.С. Дело № 33-25309/2024
УИД 50RS0005-01-2023-004975-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 28 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Абдулгалимовой Н.В.,
судей Бессудновой Л.Н., Тереховой Л.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-150/2024 по иску Завидной Н. Ю., Завидного Я. Ю., Завидного Ю. Ю.ча, Ромаховой С. И. к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия, обязании предоставить в собственность пригодное для проживания жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 января 2024 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения Завидного Я.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Завидная Н.Ю., Завидный Я.Ю., Завидный Ю.Ю. и Ромахова С.И.
обратились в суд с иском к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия в виде неисполнения постановления администрации городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 №319-ПД «О признании многоквартирного жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу», обязании включить в состав списка граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилого помещения с к.н. <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, обязании предоставить в собственность пригодное для проживания жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта – Дмитровского городского округа Московской области.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются сособственниками долей в праве собственности на жилое помещение с к.н. <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> следующих долях: Завидная Н.Ю. владеет 1/100 долей в праве собственности, Завидный Ю.Ю. владеет 1/100 долей в праве собственности; Завидный Я.Ю. владеет 3/50 долей в праве собственности; Ромахова С.И. владеет 9/50 долей в праве собственности.
Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 11 декабря 2017 №319-ПД указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 1 января 2018 г.
Однако на момент подачи искового заявления дом не расселен, постановление не исполнено, что нарушает права истцов.
Завидная Н.Ю. обращалась в адрес ответчика с обращением №109-01ОГ-727, в котором просила предоставить информацию об исполнении постановления от 11 декабря 2017 №319-ПД.
Ответчиком не представлено запрашиваемых сведений, в связи с чем Завидная Н.Ю. обратилась в прокуратуру Дмитровского городского округа в целях досудебного урегулирования спора.
В связи с невозможностью досудебного урегулирования спора, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 25 января 2024 года иск Завидной Н.Ю., Завидного Я.Ю, Завидного Ю.Ю., Ромаховой С.И. удовлетворен.
Суд признал незаконным бездействие администрации Дмитровского городского округа Московской области, выразившееся в неисполнении постановления администрации городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 №319-ПД «О признании многоквартирного жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу». И обязал администрацию Дмитровского городского округа Московской области включить истцов в состав списка граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилого помещения с к.н. <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>., обязал администрацию Дмитровского городского округа Московской области принять меры к незамедлительному расселению истцов, жителей МКД с к.н. <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>., обязал администрацию Дмитровского городского округа Московской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда предоставить в собственность истцов благоустроенные, равнозначные по площади и пригодные для проживания жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, применительно к условиям соответствующего населённого пункта.
Не согласившись с решением суда, администрация Дмитровского городского округа Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, вынести новое, которым в удовлетворении заявленных истцами требований отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представления и возражения относительно жалобы, представления.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцы являются собственниками долей в праве собственности на многоквартиный дом с к.н. <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> в следующих долях: Завидная Н.Ю. владеет 1/100 долей в праве собственности, Завидный Ю.Ю. владеет 1/100 долей в праве собственности; Завидный Я.Ю. владеет 3/50 долей в праве собственности; Ромахова С.И. владеет 9/50 долей в праве собственности.
Истцы фактически проживают по указанному адресу и зарегистрированы в указанном жилом доме.
В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 19 июля 2017 г. №6, состояние жилого дома, по адресу: <данные изъяты> является непригодным для постоянного проживания. Фасады имеют значительный дефект, фундамент в недопустимом состоянии, что не соответствует требованиям СП70.13330-2012, СП70.13330-2012, СП50.13330-2012, СП50.13330-2011, п. 9.16 СП55.133302011. Состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемого жилого дома находятся в недопустимом состоянии и имеют значительный дефект. Жилой дом по параметрам не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Физический износ здания жилого дома составляет 75%.
Согласно постановлению администрации городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 №319-ПД «О признании многоквартирного жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу» жилой <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 3 постановления №319-ПД на заместителя главы администрации Дмитровского муниципального района Московской области возложена обязанность по: формированию списка граждан, подлежащих переселению в срок до 1 января 2018 г.; направлению собственникам жилых помещений, расположенных в МКД, признанным аварийным в соответствии с п. 1 постановления требования об их сносе.
Постановление не отменено, жильцы не переселены, список граждан, подлежащих переселению не сформирован, доказательств обратного не представлено.
Согласно выписке из реестра аварийных домов №46681, сформированной в соответствии с отчетностью, представленной субъектами РФ в соответствии с приказом Минстроя России от 30 июля 2015 года №536/ПР «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», МКД, по адресу <данные изъяты> аварийным домом 11 декабря 2017 г. на основании постановления №319-ПД. Дата сноса 31 декабря 2022 г.
22 февраля 2023 г. истцы обращались в адрес главы Дмитровского городского округа Московской области с требованием предоставить информацию о текущем состоянии расселения аварийного жилого дома, подлежащего сносу, по адресу: <данные изъяты>, о наличии истцов в списке граждан, подлежащих переселению из аварийного жилого дома.
22 марта 2023 г. в ответ на №109-01ОГ-727 администрацией направлен ответ №727Исх от 20 марта 2023 г., в котором истребуемая информация и испрашиваемые документы отсутствуют.
26 апреля 2023 г. истцом подано обращение в прокуратуру Дмитровского городского округа на предмет незаконного бездействия администрации, выразившиеся в неисполнении постановления от 11 декабря 2017 №319-ПД «О признании многоквартирного жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу».
13 июня 2023 г. в адрес истца администрацией направлено исходящее письмо №10-39/83, в котором указано, что список граждан, подлежащих расселению по постановлению от 11 декабря 2017 №319-ПД не передан на хранение в архив.
26 июня 2023 г. в адрес истца направлен ответ прокурора Дмитровского городского округа Московской области №482ж-2023, согласно которому, в адрес администрации вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, представлены заверенные копии актов обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 19 июля 2017 г. №6, заверенное постановление №319-ПД от 11 декабря 2017 г.
Согласно акту обследования помещения по адресу, <данные изъяты> №6 от 19 июля 2017 г. Межведомственной комиссией установлено: состояние жилого дома по адресу, <данные изъяты>: дом непригоден для постоянного проживания.
Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 19 июля 2017 г. №6 состояние жилого дома не пригоден для постоянного проживания. Фасады имею значительный дефект. Фундамент в недопустимом состоянии. Не соответствует требования СП70.13330-2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Состояние наружных и внутренних стен недопустимое, не соответствуют требованиям СГ70.13330-2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Наружные стены здания по теплозащитным свойствам не соответствую требованиям СП50.13330-2012 «Тепловая защита здания». Состояние чердачного перекрытия - недопустимое. Чердачние перекрытия не соответствуют требованиям СП50.13330-201 «Тепловая защита зданий и сооружений». Состояние крыши и кровли недопустимое. Состояние оконных н дверных заполнений - недопустимое. Естественная освещенность жилых помещений жилого дома не соответствует минимальным требованиям п.9.16 СП55.13330201 «Дома жилые одноквартирные». Состояние полов - недопустимое. Отделка отсутствует. Санитарно-технические устройства: горячее и холодное водоснабжение отсутствует. Центральное отопление отсутствует. Состояние отопительное печи - аварийное, пожароопасное. Вентиляция естественная. Канализация отсутствует. Электротехнические устройства имеют аварийное состояние. Состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемого жилого дома находятся в не допустимом состоянии и имеют значительный дефект. Обследуемый жилой дом по параметрам не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: СП 50.133302011 «Тепловая зашита зданий и сооружений». СП 55.13330-2011 «Жилье здания одноквартирные». СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемнологические требования в условиях проживания в жилых зданиях и помещениях». СанПин 2.2 1/21.1 1076 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите жилых зданий». СанПин 2.2.4 548 96 «Требования по микроклимату для жилых помещений». Жилой дом является непригодным для постоянного проживания. Физический износ здания жилого дома составляет 75 %.
Судом отклонены доводы ответчика о том, что объект с к.н. <данные изъяты> непригодным для проживания не признавался, тогда как многоквартирный дом с к.н. <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу ввиду следующих обстоятельств, так как согласно постановлению от 11.12.2017 г. №319-ПД администрация городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области в лице руководителя городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области Д.В. Успехова постановила признать жилой <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу. В указанном постановлении отсутствует указание на кадастровый номер многоквартирного жилого дома.
Согласно выписке из ЕГРН домс к.н. <данные изъяты> здание, по адресу: <данные изъяты> является жилым многоквартирным домом.
С 2 января 2018 г. администрация Дмитровского городского округа Московской области нарушает права и законные интересы истцов в связи с бездействием, выразившемся в неисполнении постановления администрации городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 11 декабря 2017 г. №319-ПД «О признании многоквартирного жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу».
С учетом установленных фактических обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 1-2, 14-15, 89 ЖК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Завидной Н.Ю., Завидного Я.Ю., Завидного Ю.Ю., Ромаховой С.И. о признании незаконным бездействия администрация Дмитровского городского округа Московской области и обязании предоставить в собственность пригодное для проживания жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, как соответствующим требованиям материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о предоставлении истцам другого жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года".
Однако доказательств, подтверждающих опасность для жизни и здоровья человека по причине аварийного состояния дома, не представлено.
Судебной коллегией на обсуждение сторон был поставлен вопрос о проведении по делу строительно-технической экспертизы для установления данного вопроса. Сторонам было разъяснено, что в слчае не заявления ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, дело будет рассмотрено по имеющимся доказательствам.
Стороны ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявили.
Согласно постановлению администрации Дмитровского городского суда Московской области от 4 февраля 2021 года № 127_-П « О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 11.12.2017№ 3129_-П «О признании многоквартирного жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу», пункты 1.1, 1.2 дополнены следующим содержанием: расселить и обеспечить жильем граждан многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <данные изъяты> не позднее 31 декабря 2026 года.
Судебная коллегия находит данный срок разумным, поэтому в части срока обязания администрации Дмитровского городского округа Московской области в предоставлении жилых помещений полает решение суда изменить, обязав администрацию Дмитровского городского округа Московской области в срок до 31 декабря 2026 года предоставить в собственность истцов жилые помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, дом по адресу: <данные изъяты> не является многоквартирным и аварийным опровергаются имеющимися в деле доказательствами, на которые суд в обоснование своего вывода ссылается в решении суда.
Представленные ответчиком заявления истцов о предоставлении им субсидии судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку поданы после вынесения обжалуемого решения суда.
Ссылка в жалобе на выписку из ЕГРН о том, что спорный дом значится как 2-этажный, основанием для отмены решения суда не является, поскольку именно <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу.
Другие доводы апелляционной жалобы администрации Дмитровского городского округа Московской области в точности повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом первой инстанции и по ним сделаны соответствующие выводы, с которыми судебная коллегия согласилась.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необхлодимым в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 января 2024 года в части срока обязания администрации Дмитровского городского округа Московской области в предоставлении жилых помещений, обязав администрацию Дмитровского городского округа Московской области до 31 декабря 2026 года предоставить в собственность Завидной Н. Ю., Завидному Ю. Ю.чу, Завидному Я. Ю., Ромаховой С. И. благоустроенные, равнозначные по площади и пригодные для проживания жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, применительно к условиям соответствующего населённого пункта Дмитровского городского округа Московской области.
В остальной части решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2024 г.