Судья Аликина Н.А.
Дело № 33-3094-2020 (59RS0006-02-2019-001866-78)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Хасановой В.С., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Емельяновой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 22 апреля 2020 г. апелляционные жалобы ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Главного управления МВД России по Пермскому краю на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 06 декабря 2019 г. по гражданскому делу по иску Зариповой Анастасии Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Е2. к ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», ГУ МВД России по Пермскому краю о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, об обязании назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Зарипова А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Е2., обратилась в суд с иском к ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ», ГУ МВД России по Пермскому краю, с учетом уточненных требований просила признать за Е2. право на получение военной пенсии по случаю потери кормильца, обязать ГУ МВД России по Пермскому краю назначить военную пенсию по случаю потери кормильца с 12.02.2015 (со дня вступления в законную силу решения о признании Е1. безвестно отсутствующим). Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами: Е1. (ее бывший супруг и отец совместного ребенка - Е2., ** г. рождения) проходил военную службу по контракту в ФГКВОУВПО «Пермский военный институт внутренних войск». С 12.01.2009 он находился на лечении в инфекционном отделении военного госпиталя внутренних войск МВД России в г.****. 10.03.2009 Е1. покинул госпиталь и убыл в неизвестном направлении. С этого времени о месте нахождения Е1. ничего неизвестно. Решением Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 12.01.2015 Е1. был признан безвестно отсутствующим. 17.02.2015 Е1. был исключен из списков личного состава ФГКВОУВПО «Пермский военный институт внутренних войск РФ». Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.05.2018 Е1. объявлен умершим. 12.07.2018 истец обратилась в ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ» с заявлением о назначении Е2. военной пенсии по случаю потери кормильца, однако 24.08.2018 получила отказ в связи с тем, что Е1. с 14.02.2015 года исключен из списков личного состава института, статус военнослужащего утратил. 26.09.2019 истец обратилась в ГУ МВД России по Пермскому краю по вопросу назначения пенсии по случаю потери кормильца, однако 03.10.2019 ей дан ответ о том, что решение данного вопроса не входит в компетенцию отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю.
Истец Зарипова А.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ» Макаров А.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв на иск.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г.Перми в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 06.12.2019 (с учетом устраненных описок) постановлено: Признать за Е2., ** года рождения, право на получение военной пенсии по случаю потери кормильца. Возложить на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанность назначить военную пенсию по случаю потери кормильца Е2., ** года рождения, с 12 июля 2017 года.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ» просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на то, что в соответствии со ст.28 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия по случаю потери кормильца назначается, в случаях, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы, умер (погиб) не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы, умер (погиб) позднее трех месяцев после дня увольнения со службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождении службы, умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии, умер во время пребывания в плену или пропал без вести в период военных действий. Е1. исключен из списков военного образовательного учреждения 14.02.2015 в связи с признанием его решением суда безвестно отсутствующим ввиду того, что 10.03.2009 он самовольно оставил место лечения и скрылся, объявлен умершим Е1. только 06.07.2018. Поскольку на день признания умершим Е1. не проходил службу, то его сын не имеет права на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1. Кроме того, истец получает пенсию по случаю потери кормильца за счет средств Пенсионного фонда РФ, назначение второй пенсии по случаю потери кормильца законом не предусмотрено.
Ответчик ГУ МВД России по Пермскому краю просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения на ГУ МВД России по Пермскому краю обязанности по назначению военной пенсии по случаю потери кормильца Е2., так как в соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 №7, документы для назначения пенсии членам семьи умерших (погибших) сотрудников органов внутренних дел оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы сотрудника. ГУ МВД России по Пермскому краю не является надлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков истец Зарипова А.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Перми (межрайонное) о месте и времени судебного заседания было извещено, представителя в суд не направило.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб ответчиков.
Согласно п.«а» ст.1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в ст. 1 Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
В соответствии со ст.29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным детям.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Е1. и Зарипова (Емельянова) А.С. имеют совместного ребенка - Е2., ** г. рождения.
Е1. проходил военную службу по контракту в ФГКВОУВПО «Пермский военный институт внутренних войск». 12.01.2009 Е1. убыл в военный госпиталь Уральского регионального командования внутренних войск МВД России (г. ****). 10.03.2009 он самовольно покинул лечебное учреждение, к месту службы не прибыл, после этого место его нахождения не было установлено.
Решением Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 12.01.2015 Е1. по заявлению ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ» был признан безвестно отсутствующим. Решение вступило в законную силу 13.02.2015.
17.02.2015 Е1. исключен из списков личного состава военного образовательного учреждения.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.05.2018 Е1. по заявлению Зариповой А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего Е2., объявлен умершим.
12.07.2018 Зарипова А.С. обратилась к начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю через ФГКВОУВПО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ» с заявлением о назначении Е2. военной пенсии по случаю потери кормильца.
17.07.2018 заявление было возвращено ФГКВОУВПО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ», поскольку Е1. был исключен из списков личного состава института и на момент признания его умершим в июле 2018 года не являлся сотрудником МВД России.
27.07.2018 Зарипова А.С. вновь обратилась в ФГКВОУВПО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ», 24.08.2018 ей дан ответ о том, что Е1. с 14.02.2015 года исключен из списков личного состава военного института, в связи с чем статус военнослужащего утратил, законных оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца военным институтом не имеется.
26.09.2019 истец вновь обратилась к начальнику ОПО ЦФО в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о назначении Е2. пенсии по случаю потери кормильца.
03.10.2019 ГУ МВД России по Пермскому краю был дан ответ № **, что решение данного вопроса не входит в компетенцию отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю, заявление направлено для рассмотрения в отдел кадров ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ».
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы и в случае безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
Согласно пункту 7 статьи 51 указанного Федерального закона умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
С учетом вышеуказанных норм права до 17.02.2015 года (дата исключения из списков военного образовательного учреждения в связи с признанием безвестно отсутствующим) за Е1. сохранялся статус сотрудника военного образовательного учреждения.
То обстоятельство, что Е1. был объявлен умершим лишь спустя три года после объявления его безвестно отсутствующим (решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.05.2018), не лишает его сына Е2. права на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Судом первой инстанции правильно применена ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" согласно которой семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, в том числе семьям безвестно отсутствующих лиц, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
С учетом вышеуказанных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Е2., ** года рождения, являлся нетрудоспособным членом семьи (сыном) Е1., который имел статус сотрудника органов внутренних дел на момент признания его безвестно отсутствующим, в связи с чем имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1.
В соответствии со ст. 53 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращении за ней.
Поскольку Зарипова А.С., действуя как законный представитель несовершеннолетнего сына Е2., обратилась к начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю через ФГКВОУВПО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца лишь 12 июля 2018 года, то пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 может быть назначена с 12 июля 2017 года.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ГУ МВД России по Пермскому краю о том, что Е2. выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», поэтому он не имеет право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
То есть Зарипова А.С., действуя как законный представитель Е2., вправе выбрать другой вид пенсии по случаю потери кормильца, отказавшись от пенсии, выплачиваемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях РФ.
Доводы ГУ МВД России по Пермскому краю о том, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России, регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 № 7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п.5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение № 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п. 6). Назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии осуществляется территориальным органом МВД России на региональном уровне, то есть ГУ МВД России по Пермскому краю.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Орджоникидзевского районного суда от 06 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Главного управления МВД России по Пермскому краю оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: