к делу № 2-123/2019г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<данные изъяты> а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего Куадже Т.А., при секретаре судебного заседания <данные изъяты>, с участием помощника прокурора <адрес> М.Е.А., ответчика - представителя администрации МО «<адрес>» У.Л.М., действующей на основании доверенности от 09 января 2019 года, ответчика – представителя управления образования администрации МО «<адрес>» К.А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика – директора МБОУ «<данные изъяты>» <адрес> К.А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> и администрации МО «<адрес>» о возложении обязанностей устранить выявленные нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> и администрации МО «<адрес>» об обязании ответчиков оборудовать складское помещение механической приточно-вытяжной вентиляцией и приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, мотивируя свои доводы тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № с привлечением специалистов контролирующих органов проведена проверка исполнения законодательства при организации питания обучающихся и воспитанников образовательных, медицинских и социальных организаций. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ <адрес>. Так, складское помещение, не оборудовано механической приточно-вытяжной вентиляцией, что является нарушением ст. 11, ст. 24, ч. 3. ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.5.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08, п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Складское помещение для хранения продуктов не оборудовано приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, что является нарушением ст. 11, ст. 24, ч.3. ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.14 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08. По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на имя директора школы внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства при организации питания, обучающихся и воспитанников образовательных, медицинских и социальных организаций. В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ за № поступил ответ о результатах рассмотрения представления. Из вышеуказанного ответа следовало, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме. Из вышеизложенного следует, что права детей в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не соблюдаются, в связи с чем, не предоставляется возможным обеспечить основные принципы охраны здоровья детей, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Указанные нарушения послужили основанием для обращения прокурора района в суд с данным иском.
Участвующий по делу помощник прокурора <адрес> М.Е.А. в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования и просила суд обязать ответчиков МБОУ <адрес> и администрацию МО «<адрес>», оборудовать складское помещение механической приточно-вытяжной вентиляцией и приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха.
Ответчик – директор МБОУ <адрес> К.А.Ш., не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» У.Л.М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Представитель ответчика управления образования администрации МО «<адрес>» К.А.А., также не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Третье лицо - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Шовгеновском, Кошехабльском и <адрес>х, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явилось и не представило суду сведений о причинах своей неявки. В связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Шовгеновском, Кошехабльском и <адрес>х.
Изучив представленные прокурором письменные доказательства, а также, выслушав пояснения помощника прокурора <адрес> М.Е.А., ответчика – директора МБОУ <данные изъяты> К.А.Ш., представителя ответчика администрации МО «<адрес>» У.Л.М., представителя ответчика управления образования администрации МО «<адрес>» К.А.А., суд считает, что требования прокурора полностью обоснованы, поскольку обусловлены необходимостью обеспечения прав и законных интересов неопределенного круга лиц МО «<адрес>» и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор ссылается на ст. 45 ГПК РФ, согласно которой, он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в случае, если гражданин по состоянию своего здоровья, возрасту, недееспособности, и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую защиту и помощь.
Статьей 38 Конституцией РФ закреплено, что материнство и детство, семья, находятся под защитой государства.
Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как установлено в судебном заседании в МБОУ <адрес> выявлены следующие нарушения действующего законодательства: складское помещение не оборудовано механической приточно-вытяжной вентиляцией и приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха. По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления, нарушения законодательства не устранены в полном объеме.
Также установлено, что согласно ответа на представление № от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «<адрес>» на пищеблоке односекционная моечная ванна заменена на трехсекционную; на всех питьевых фонтанчиках установлены ограничительные кольца; на инвентаре для порционных блюд нанесены мерные отметки; в складском помещении осветительные приборы оборудованы плафонами во влагопылезащитном исполнении; за ненадлежащее исполнение своих обязанностей заместителю директора по АХЧ Г.Р,М. и шеф-повару Д.Э.Л. объявлено замечание.
Кроме того, директором МБОУ <адрес> К.А.Ш. на имя начальника УО администрации МО «<адрес>» направлено письмо о выделении денежных средств для приобретения механической приточно-вытяжной вентиляции и приборов для измерения относительной влажности и температуры воздуха.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарно-эпидемиологические Правила и нормативы СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортирования, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий.
Согласно п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарно-эпидемиологические Правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Согласно п. 4.14 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08, складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. Использование ртутных термометров не допускается.
Вышеизложенное является нарушением обязательных требований статей 11, 24, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01" Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья) и п. 4.14 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08..
В силу пунктов 2, 3 части 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
По смыслу ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует из Устава МБОУ <данные изъяты>, <адрес>, учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является администрация МО «<адрес>», которая закрепила за школой объекты муниципальной собственности (здания, имущества и т.п.) в оперативное управление. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения в соответствии с федеральными законами, законами Республики Адыгея, нормативными правовыми актами муниципального образования «<адрес>» осуществляет Управление образования МО «<адрес>».
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу ч. 5 ст.123.22 ГК РФ, по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
В силу ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Бездействие ответчиков по выполнению требований санитарного законодательства противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ т. к. нарушается право граждан на безопасную среду обитания, которая по определению ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Достаточных доказательств, которые бы бесспорно свидетельствовали о том, что отраженные в иске нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ устранены, ответчики на момент рассмотрения дела суду не представили.
Поскольку МБОУ <адрес> не выполняются в полной мере требования санитарного законодательства, а со стороны учредителя не принимается достаточных мер для финансирования учреждения, такое бездействие противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, т.к. нарушается право граждан на безопасную среду обитания. Требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> и администрации МО «<адрес>» о возложении обязанностей устранить выявленные нарушения законодательства.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> и администрацию МО «<адрес>» произвести оснащение складского помещения пищеблока МБОУ <адрес> механической приточно-вытяжной вентиляцией и приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Куадже