Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Юркиной В.В.
с участием истца Мечетина В.С.
представителя ответчика Гуляева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок 06 ноября 2018 года гражданское дело по иску Мечетина Вадима Сергеевича к ГБУЗ РК «Койгородская центральная районная больница» о взыскании задолженности по заработной плате за 2017 год и 2018 год как оплату сверхурочных,
УСТАНОВИЛ:
Мечетин В.С. обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «Койгородская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Койгородская ЦРБ») о взыскании денежных средств в размере 365886,17руб. как оплату сверхурочных за 2017 год.
В обоснование иска указал, что в соответствии с трудовым договором ото 30.12.2016 № 37 он был принят на должность врача-хирурга (дежурного на дому). Согласно условиям трудового договора он должен был отработать 0,25 ставки в месяц. В ЦРБ экстренную хирургическую помощь во время дежурства на дому оказывают два врача-хирурга: ФИО1 и истец, других врачей-хирургов привлечь для этой деятельности не представляется возможным. Врач-хирург поликлиники ФИО2 от дежурств на дому отказывается и трудовой договор с ним не заключен. Врач-хирург ФИО1 в письменной форме отказался от дежурств на дому более чем в 15 дней за календарный месяц. Так как руководитель медицинской организации обязан обеспечить круглосуточное оказание хирургической помощи на территории Койгородского района, то единственным возможным вариантом являлось главному врачу по совмещаемой специальности врачу-хирургу самому дежурить в оставшиеся часы. В соответствии с условиями трудового договора № 37 от 30.12.2016 он должен был отрабатывать по норме в 2017 году 394,66 часов. Исходя из табелей учета рабочего времени его переработка (за пределами установленной договором нормы) составляет в 2017 году 2097,89 часов. Начисление переработанных часов по совместительству (по дежурствам на дому) как сверхурочных в соответствии с ч.1 ст.99 Трудового кодекса РФ учреждением было произведено за 2017 год в размере 796967,48руб. и выплачено в повышенном размере. Однако в связи с тем, что отсутствовал приказ работодателя МЗ РК на привлечение к дежурствам сверх установленного договором № 37 от 30.12.2016 времени ему был произведен перерасчет и выплаченная ему сумма была рассчитана в размере 168946,06руб. (в соответствии со ст.285 ТК РФ за фактическим отработанное время в одинарном размере), в результате чего из его заработной платы было удержано 328021,42руб. Аналогично выглядит ситуация с переработкой по дежурствам в стационаре, куда он был принят по договору от 30.12.2016 № 38 на должность врача-хирурга на 0,25 ставки. Исходя из табелей учета рабочего времени его переработка в 2017 году составляет 15,8 часов. Начисление переработанных часов по совместительству как сверхурочных в соответствии с ч.1 ст.99 ТК РФ учреждением было произведено за 2017 год в размере 4315,74руб. и выплачено в повышенном размере. В результате перерасчета в соответствии со ст.285 ТК РФ за фактически отработанное время в одинарном размере из его заработной платы было удержано 1017,38руб. Помимо удержаний из заработной платы на общую сумму 329038,80руб. в результате перерасчета произошло снижение среднего заработка при расчете отпускных на сумму 27818,67руб. и среднего заработка при расчете командировочных расходов в сумме 9028,70руб.
В последующем истец дополнил свои требования, представив заявление, в котором просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 305617руб. как оплату сверхурочных за 2017 год. в размере 273340,46руб. как оплату сверхурочных за 2018 год.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что он предъявляя данные требования, не ставит вопроса о незаконности удержания из его заработной платы, поскольку он дал согласие на удержание самостоятельно. Однако считает, что ответчик должен производить оплату труда переработанных часов как сверхурочные, а не по ст.285 ТК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца. При этом указал, что размер заявленных требований в случае удовлетворения требований не оспаривают.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Коми, привлеченный судом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве указали, что принятие окончательного решения оставляют на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мечетин В.С. в соответствии с трудовым договором состоит в трудовых отношениях с Министерством здравоохранения РК по должности главного врача ГБУЗ РК «Койгородская ЦРБ» с 18.04.2014г.
30.12.2016 года между Министерством здравоохранения РК и Мечетиным В.С. был заключен трудовой договор № 37, в соответствии с которым Мечетин В.С. замещает должность врача-хирурга (дежурного на дому) ГБУЗ РК «Койгородская ЦРБ» по внутреннему совместительству на 0,25 ставки с 01 января 2017 года.
30.12.2016 года между Министерством здравоохранения РК и Мечетиным В.С. был заключен трудовой договор № 38, в соответствии с которым Мечетин В.С. замещает должность врача-хирурга (дежурного по стационару) ГБУЗ РК «Койгородская ЦРБ» по внутреннему совместительству на 0,25 ставки с 01 января 2017 года.
Согласно условий вышеуказанных трудовых договоров № 37 и № 38, работнику устанавливается продолжительность рабочего времени не превышающей 25% нормы соответствующей данной должности. График работы согласуется с курирующим заместителем министра здравоохранения Республики Коми (п.3.1 трудового договора).
В соответствии с п.4.3 трудового договора № 37 и № 38 от 30.12.2016 года оплата труда работника производится пропорционально фактически отработанному времени.
Истец, полагая, что поскольку выполнявшаяся им работа по совместительству врача-хирурга (дежурного на дому и дежурного по стационару) сверх установленного договором времени фактически являлась сверхурочной и она должна была оплачиваться в повышенном размере, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником, как по месту основной работы, так и в других организациях в свободное от основной работы время, о работе по совместительству между работником и работодателем должен быть оформлен трудовой договор.
Трудовой договор с совместителем может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок (не более 5 лет), то есть в виде срочного трудового договора.
Лицам, работающим по совместительству, в соответствии с ч. 1 ст. 286 Трудового кодекса РФ предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска одновременно с отпуском по основной работе. Если продолжительность отпуска по основной работе превышает продолжительность отпуска при работе по совместительству, то работодатель в соответствии с ч. 2 приведенной нормы обязан предоставить на оставшуюся часть отпуска по основной работе отпуск без сохранения заработной платы.
Совместитель, работающий во вредных или тяжелых условиях труда, пользуется правом на дополнительный отпуск, предусмотренный действующим законодательством, если в условиях, дающих право на дополнительный отпуск, он работает не менее половины нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников.
Согласно ч. 5 ст. 282 Трудового кодекса РФ не допускается работа по совместительству на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В ч. 6 ст. 282 Трудового кодекса РФ установлено, что особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (например, медицинских работников) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно подп. "а" п. 1 постановления Министерства труда РФ от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (в том числе за вредные, особо опасные и тяжелые условия труда) за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения.
Статьей 285 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
По смыслу указанных выше положений оплата труда совместителей должна производиться пропорционально отработанному времени, если только иные условия оплаты труда не предусмотрены трудовым договором.
Продолжительность рабочей недели медицинских работников определяется в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными актами бывшего Союза СССР, применяемыми до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В разъяснении заместителя директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 5435-17 от 26 сентября 2006 года указано на то, что принятие на работу по совместительству возможно не только на вакантные должности, но и на должности для замены временно отсутствующего работника по срочным трудовым договорам. Дежурства сверх нормы рабочего времени могут осуществляться на основании трудового договора о работе по совместительству или в виде сверхурочной работы.
По смыслу указанных выше положений оплата труда совместителей должна производиться пропорционально отработанному времени, если только иные условия оплаты труда не предусмотрены трудовым договором.
Между тем, по условиям трудового договора № 37 и № 38 от 30.12.2016, заключенного сторонами, Мечетин В.С. принят на должность врача-хирурга (дежурного на дому) и врача-хирурга (дежурного по стационару) по совместительству на 0,25 ставки, с установлением оплаты труда пропорционально фактически отработанному времени (п.4.3 трудового договора).
Истец осуществлял совмещенную трудовую деятельность у ответчика на основании отдельных трудовых договоров с оплатой труда в соответствии со ст.285 Трудового кодекса РФ. Работа Мечетина В.С. по совместительству выполнялась по его инициативе и с согласия работодателя, выраженного в заключении трудовых договоров № 37 и № 38 от 30.12.2016 года, с оплатой пропорционально отработанному времени, на основании указанных трудовых договоров. Таким образом, работодатель обоснованно при начислении заработной платы истца по совместительству производил расчет из фактически отработанного времени в порядке ст.285 Трудового кодекса РФ.
Доводы истца о том, что ему должны производить оплату труда переработанных часов по совместительству как сверхурочную работу в порядке чю1 ст.99 ТК РФ, являются ошибочными в силу следующего.
В соответствии со ст. 97 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право привлекать работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени для сверхурочной работы, как и в том случае, если работник трудится на условиях ненормированного рабочего дня.
Работник может быть привлечен к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени для сверхурочной работы, но только в определенных ст. 99 Трудового кодекса РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, случаях. Причем продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. В ст. 153 Трудового кодекса РФ устанавливается порядок оплаты сверхурочной работы: за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Анализ ст. 99 Трудового кодекса РФ показывает, что сверхурочная работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, не носит регулярного характера, то есть не является заранее запланированной и включенной в график работы.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не дают официального правового определения понятия "дежурства медицинских работников" и не устанавливают особенностей регулирования такого рода трудовых отношений. На практике "дежурства медицинских работников" - это трудовая деятельность, осуществляемая с целью оказания круглосуточной и неотложной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Дежурства носят регулярный, то есть плановый характер, осуществляются в соответствии с утвержденными работодателем графиками работы.
Следовательно, в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ дежурства медицинских работников следует квалифицировать как выполнение работником работы по обусловленной трудовой функции на основании трудового договора.
В этом случае работодатель должен заключать с работником трудовой договор о выполнении работником (с учетом его специальности) работы по оказанию круглосуточной и неотложной медицинской помощи. Трудовой договор может быть заключен как по основной работе, так и по совместительству. В трудовые договоры, как основной, так и по совместительству, должны быть включены обязательные условия, определяющие трудовую функцию, устанавливающие режим рабочего времени и времени отдыха, оплату труда.
Из приведенных норм следует, что Законом предусмотрен достаточно сложный порядок привлечения работника к сверхурочной работе. Законодатель в указанном случае исходит из требований п. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд. Вместе с тем специфика медицинской деятельности обусловливает особый характер сверхурочных работ медицинских работников. Ввиду чего привлечение медицинских работников с их письменного согласия к выполнению сверхурочных работ только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса РФ, не позволяет учесть особого характера медицинской деятельности. Сверхурочные работы в сфере здравоохранения связаны с особыми обстоятельствами.
Вторым видом работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени является совместительство.
Установленные для медицинских работников исключения из общих правил в отношении работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в частности на условиях совместительства, обусловлены двумя факторами. Во-первых, исключительной социальной значимостью деятельности по охране здоровья населения. Во-вторых, необходимостью повышения уровня дохода указанной категории работников бюджетной сферы, поскольку в современных условиях целью работы по совместительству для медицинских работников является не трата потенциального времени отдыха, а получение дополнительного дохода для обеспечения достойного уровня жизни работника и членов его семьи.
Принимая во внимание, что Мечетин В.С. осуществлял работу на основании трудовых договоров, с занятием штатной должности (по 0,25 ставки), работа носила плановый характер, осуществлялась в соответствии с утвержденными работодателем графиками работы, поэтому оснований для взыскания заработной платы как оплату сверхурочных за 2017 и 2018 год не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мечетина Вадима Сергеевича к ГБУЗ РК «Койгородская центральная районная больница» о взыскании задолженности по заработной плате за 2017 год и 2018 год как оплату сверхурочных оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 11.11.2018