дело №2-432/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием истцов Твердовой Н.В., Нечаева В.А., их представителя Одинцова А.В.,
представителя ответчика Ялынычевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Твердовой Натальи Викторовны и Нечаева Виктора Алексеевича к администрации МР «Троицко-Печорский» о выкупе жилых помещений и взыскании судебных расходов,
установил:
Твердова Н.В. и Нечаев В.А. обратились в суд с иском к администрации МР «Троицко-Печорский» о выкупе жилых помещений и взыскании судебных расходов, мотивировав требования тем, что являются собственниками квартир в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, которые не пригодны для проживания, как и многоквартирный жилой дом в целом. В этой связи, истцы считают, что на ответчике лежит обязанность по выкупу принадлежащих им жилых помещений. Также просят взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 300 рублей в пользу истца Твердовой Н.В. и услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей каждому.
С учетом возникшего спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истцов привлечены Твердова А.О., несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 в лице их законного представителя Твердовой Н.В., а также Нечаева Т.И.
В судебном заседании истцы и их представитель Одинцов А.В., допущенный к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить. Истец Твердова Н.В., действуя в своих интересах и как законный представитель третьих лиц – несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ приобрела квартиру в собственность на основании договора купли-продажи. Занимаемая ей и членами ее семьи квартира не пригодна для проживания, поскольку фундамент дома разваливается, полы поднимаются, выгребные ямы сгнили, после проведенного ремонта через три месяца со стен отваливаются обои, что свидетельствует о нецелесообразности его проведения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составил <данные изъяты>%. Ответчик не проводит капитальный ремонт, отказывается признавать дом аварийным и не пригодным для проживания. Истец Нечаев В.А. дополнительно показал, что приобрел квартиру в собственность в порядке приватизации, жители дома неоднократно писали заявления ответчику с просьбой о проведении капитального ремонта, однако, администрация уклоняется от его проведения. Состояние квартиры и жилого дома в целом свидетельствуют об их не соответствии требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Оба истца подтвердили, что на момент рассмотрения дела по существу, их жилые помещения, равно как и многоквартирный жилой дом, в котором расположены квартиры истцов, межведомственной комиссией ответчика не обследовался, заключений о пригодности (не пригодности) для проживания не принималось.
В судебном заседании представитель ответчика Ялынычева А.В., действующая на основании доверенности, с заявленными истцами требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что на момент рассмотрения дела, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу не признан. В этой связи, дом не включен в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Указанное обстоятельство, по мнению представителя ответчика, свидетельствует об отсутствии нарушений прав истцов, предусмотренных жилищным законодательством оснований, для выкупа жилых помещений собственников не имеется. В ближайшее время постановка дома на капитальный ремонт в планы администрации не входит.
В судебное заседание привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов Твердова А.О. и Нечаева Т.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы настоящего гражданского дела, а также дела №, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Твердова Н.В., а также Твердова А.О. и несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 являются собственниками жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> по <данные изъяты> доли каждый. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно справке МАУ МФЦ МО МР «Троицко-Печорский» по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы: Твердова Н.В., Твердова А.О., ФИО1, ФИО3, ФИО2
Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № Нечаеву В.А. передано бесплатно в личную собственность жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению имуществом администрации МР «Троицко-Печорский район» и Нечаевым В.А. заключен договор № на передачу квартиры в собственность. Право собственности Нечаева В.А. на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно справке МАУ МФЦ МО МР «Троицко-Печорский» по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы Нечаев В.А. и Нечаева Т.И.
Их технического паспорта на вышеуказанную квартиру следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки составил <данные изъяты>%.
Согласно ответу администрации МР «Троицко-Печорский» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в программу по переселению из аварийного жилого фонда не включен. Межведомственной комиссией вышеуказанный дом аварийным и подлежащим сносу не признавался. Квартиры истцов межведомственной комиссией не обследовались, акты обследования помещений и заключения о признании жилых помещений пригодными (не пригодными) для постоянного проживания не принимались.
Из ответов администрации МР Троицко-Печорский», адресованных ДД.ММ.ГГГГ истцам следует, что обследование занимаемых Нечаевым В.А. и Твердовой Н.В. квартир межведомственной комиссией перенесено до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными сторонами доказательствами.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статьей 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч. 2-4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В развитие данной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда РФ и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
На основании п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п.43-44 Положения).
Согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
На основании п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное п. 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
При этом, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 1-2, 5-9 ст. 32 ЖК РФ).
Указанное обстоятельство согласуется с п. 22 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», в соответствии с которыми, судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Необходимо обратить внимание судов на то, что ЖК РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Заявляя исковые требования, истцы полагают, что занимаемые ими жилые помещения и многоквартирный дом, в котором они расположены, не пригодны для проживания, ссылаясь на заключение судебной строительно-технической экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения судом гражданского дела № по иску ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации МР «Троицко-Печорский» о признании незаконными актов обследования и заключений межведомственной комиссии, возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений.
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, данного в рамках гражданского дела № следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, кв.№,№,№ не соответствуют требованиям, которым должны отвечать жилые помещения, для проживания обследуемые жилые помещения не пригодны. Жилые помещения нуждаются в проведении капитального ремонта. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным. Нормативный износ здания составляет <данные изъяты>%. Для того, чтобы данное строение было пригодным для жилья, в нем необходимо произвести капитальный ремонт фундаментов, наружных стен, полную замену перекрытий, конструкций крыши, оконных и дверных блоков, перегородок, элементов отделки, реконструкцию инженерных сетей, что равноценно новому строительству. Подобные реконструкции экономически не целесообразны. Данный многоквартирный жилой дом создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем.
В заключении экспертом сделан вывод, что самое незначительное дальнейшее развитие существующих деформации может привести к общим или частичным разрушениям или к состоянию отдельных конструкций жилого дома, когда дальнейшая эксплуатация недопустима, затруднена или нецелесообразна, а восстановление работоспособного состояния конструкций невозможно или нецелесообразно.
Доводы стороны истца о том, что аварийность многоквартирного дома подтверждена заключением эксперта признаются судом не обоснованными, поскольку оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией. Таким образом, реализация указанного права является исключительной компетенцией межведомственной комиссии. При этом, судебное вмешательство в деятельность органа местного самоуправления по принятию им решений о признании жилых помещений пригодными (не пригодными) для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции влечет нарушение его прав на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Федеральным законом от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в п. 3 ст. 2 предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1-2 ч. 2 ст. 16 вышеуказанного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п. 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Представленные суду доказательства свидетельствуют, что жилые помещения истцов на момент рассмотрения дела межведомственной комиссией не обследовались, заключений о признании их не пригодными для проживания не принималось, многоквартирный жилой дом, в котором расположены жилые помещения истцов, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Помимо этого, суд обращает внимание, что предметом рассмотрения гражданского дела № являлись требования истцов о несоответствии выводов межведомственной комиссии, отраженных в соответствующих заключениях о признании их квартир, занимаемых на условиях социального найма, пригодными для проживания. Решений о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> пригодным (не пригодным) для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, как в рамках рассмотрения настоящего дела, так и в рамках рассмотрения гражданского дела № межведомственной комиссией не принималось. Судебных решений в части признания многоквартирного дома не пригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу не выносилось.
Доводы истцов и их представителя об экономической не целесообразности проведения капитального ремонта дома, во внимание судом не принимаются, поскольку противоречат требованиям ст. 209-210, 215 Гражданского кодекса РФ.
Помимо этого, в соответствии с Постановлением Правительства РК от 16.12.2014 г. №524 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 г. № 572 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014-2043 годы» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в программу по проведению капитального ремонта, который запланирован на 2033 год.
Согласно Постановлению Правительства РК от 11.03.2015 г. №109 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 12 апреля 2013 г. №121 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013-2017 годы» многоквартирный жилой дом, в котором расположены квартиры истцов, в реестре аварийных многоквартирных домов не числиться.
Вышеуказанное свидетельствует о принятии ответчиком решения в части судьбы многоквартирного жилого дома, а именно, о проведении в нем капитального ремонта.
Из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену лишь в отношении собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено суду достоверных доказательств, свидетельствующих о признании их жилых помещений не пригодными для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по выкупу принадлежащих жилых помещений не имеется, в связи с чем, заявленные Твердовой Н.В. и Нечаевым В.А. требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований истцам отказано, расходы, понесенные ими по оплате услуг представителя взысканию с ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Твердовой Натальи Викторовны и Нечаева Виктора Алексеевича к администрации МР «Троицко-Печорский» о выкупе жилых помещений и взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 15 сентября 2015 года.
Судья Р.В. Чулков