29RS0018-01-2021-000638-78
Дело № 2а-3933/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 октября 2021 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кирьяновой И.С.,
при секретаре Зайцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска к администрации городского округа «Город Архангельск» об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (переименовано в администрацию городского округа «Город Архангельск»).
Просил обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» расторгнуть договор от 31.08.2020 № 66/20тп аренды здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенным по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища. Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» передать права владения и (или) пользования здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенных по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища, по концессионному соглашению.
Позднее изменил предмет иска. Просил признать незаконным бездействие администрации ГО «Город Архангельск» по незаключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения: здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г.Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища. Признать недействительным (ничтожным) договор аренды здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенными по адресу: г.Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища, заключенный между администрацией городского округа «Город Архангельск» и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис» от 31.08.2020 № 66/20тп. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права владения и пользования: зданием котельной с земельным участком и оборудованием, расположенными по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища.
Обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения: здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенными по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища.
Определением суда от 17.03.2021 в отдельное производство выделены исковые требования заместителя прокурора города Архангельска к администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании бездействия по не заключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения: здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенными по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по информации руководителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области Поповой Е.А. о возможных нарушениях законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации муниципального образования «Город Архангельск».
Установлено, что 31.08.2020 между администрацией муниципального образования «Город Архангельск» и ООО «УК «Мегаполис» заключен договор аренды № 66/20тп на срок 5 лет, согласно которому администрацией города ООО «УК «Мегаполис» передано во временное владение и пользование за плату муниципальное имущество, а именно: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловая сеть, проходящая от здания котельной к зданию профессионального училища. Указанное имущество ранее находилось в пользовании ООО «УК «Мегаполис» на основании договоров аренды от 07.09.2013 № 69/13тп, от 10.10.2016 № 80/16тп.
На сегодняшний день между муниципальным образованием «Город Архангельск» и ООО «УК «Мегаполис» заключен договор от 31.08.2020 № 66/20тп аренды вышеуказанных объектов теплоснабжения (здания котельной и тепловой сети) на новый срок 5 лет. Арендуемые объекты теплоснабжения переданы во владение и пользование ООО «УК «Мегаполис» по акту приема-передачи муниципального имущества от 09.09.2013 и от 19.09.2016.
Согласно отчету ООО «ПРОФ-ОЦЕНКА» № 1486/3-20рс от 24.02.2020 состояние здания котельной неудовлетворительное, износ здания составляет 50%.
В то же время согласно действующему договору аренды обязательства по осуществлению капитального ремонта имущества лежат на администрации муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2.1.2), а на ООО «УК «Мегаполис» возложено только осуществление ремонта (п. 2.2.5).
Однако до настоящего времени договор от 31.08.2020 № 66/20тп аренды здания котельной с земельным участком и оборудованием, расположенными по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища, администрацией города не расторгнут, концессионное соглашение не заключено. Обязанность передать данные объекты по концессионному соглашению вытекает из требований ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск» по незаключению в отношении объектов теплоснабжения концессионных соглашений может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу, так как возникает угроза срывов отопительных периодов 2020-2021, 2021-2022 годов, а также последующих периодов.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ТЭПАК», АО «Архтеплоэнерго», ПАО «ТГК-2».
Прокурор Мошникова З.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Архангельск» по доверенности Малеева С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзывах. Указала, что 27.05.2021 актуализирована схема теплоснабжения ГО «Город Архангельск» до 2028 года, которой запланировано выведение из эксплуатации котельной по <адрес> в г. Архангельске. В настоящее время фактически котельная по <адрес>, стр. 2 в г. Архангельске выведена из эксплуатации, произведено переключение сети теплоснабжения здания профучилища на котельную, расположенную по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Теплоснабжение здания профучилища осуществляется от данной котельной через построенный ООО «ТЭПАК» участок тепловой сети, который в настоящее время выявлен как бесхозяйное недвижимое имущество.
Представитель заинтересованного лица АО «Архтеплоэнерго» Мищук Е.С. в судебном заседании с требованиями не согласился. Пояснил, что котельная по <адрес> г. Архангельске принадлежит на праве собственности АО «Архтеплоэнерго», эксплуатация указанной котельной и тепловых сетей от этой котельной по договору аренды осуществляется ООО «ТЭПАК». В межотопительный период 2021 года ООО «ТЭПАК» построен участок тепловой сети, позволивший объединить системы теплоснабжения котельных по <адрес> с выводом последней из эксплуатации. При этом построенный участок тепловой сети в эксплуатацию не введен.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Мегаполис» о месте и времени проведения судебного заседания извещено, представителя не направило.
Заинтересованные лица Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Правительство Архангельской области о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей не направили.
Представитель заинтересованного лица ООО «ТЭПАК», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражений по существу заявленных требований не представил. В отзыве указал на истечение срока договора аренды от 15.06.2021 №45/21тп, заключенного с администрацией ГО «Город Архангельск» и осуществление передачи арендованного имущества (здания котельной по <адрес> в г.Архангельске, с оборудованием, земельного участка, тепловых сетей) администрации ГО «Город Архангельск».
Представитель заинтересованного лица ПАО «ТГК-2» в суд не явился.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что в собственности ГО «Город Архангельск» находятся объекты теплоснабжения: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловая сеть, проходящая от здания котельной к зданию профессионального училища.
31.08.2020 между администрацией муниципального образования «Город Архангельск» и ООО «УК «Мегаполис» заключен договор аренды № 66/20тп.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора администрацией муниципального образования «Город Архангельск» объекты теплоснабжения: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес>, стр. 2, а также тепловая сеть, проходящая от здания котельной к зданию профессионального училища, переданы во временное владение и пользование, для эксплуатации ООО «УК «Мегаполис».
Как следует из определения Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2021 по делу №А05-3305/2021 указанный договор аренды расторгнут с 01.06.2021 (соглашение о расторжении договора аренды зарегистрировано в Росреестре 08.06.2021), объекты были возвращены администрации ГО «Город Архангельск» 31.05.2021.
На основании договора аренды от 15.06.2021 №45/21тп, заключенному между ГО «Город Архангельск» и ООО «ТЭПАК» объекты теплоснабжения: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловая сеть, проходящая от здания котельной к зданию профессионального училища, и тепловая сеть, проходящая от здания котельной до жилого <адрес> переданы во временное владение и пользование для эксплуатации ООО «ТЭПАК» на срок 30 дней с момента передачи имущества по акту приема-передачи (акт приема передачи имущества от 01.06.2021).
Письмом от 07.07.2021 администрация ГО «Город Архангельск» уведомила ООО «ТЭПАК» об истечении срока договора аренды и необходимости вернуть арендованное имущество по акту приема-передачи представителю департамента муниципального имущества администрации ГО «Город Архангельск».
Как указывает ООО «ТЭПАК», процедура передачи арендованных объектов производится, акт приема-передачи не подписан.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно ч. 4.1 ст. 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из содержания ч. 3 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из представленного отчета № 1486/3-20рс, выполненного ООО «Проф-оценка», копии технического паспорта усматривается, что здание котельной лит. А построено в 1961г., лит. А1 построено в 1984г., год постройки тепловой сети 1961.
Право муниципальной собственности на здание котельной зарегистрировано 18.02.2013, на земельный участок зарегистрировано 12.08.2016.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов централизованных систем теплоснабжения, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
Административным ответчиком не оспаривалось, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования «Город Архангельск», концессионные соглашения не заключены.
В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования «Город Архангельск» обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.
Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по административному делу не установлены.
Также из материалов дела усматривается, что здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г.Архангельск, <адрес>, <адрес> а также тепловая сеть, проходящая от здания котельной к зданию профессионального училища предназначены для обеспечения теплоснабжения многоквартирного жилого <адрес> в г. Архангельске и также здания профессионального училища по адресу: г. Архангельск, <адрес>, в котором в настоящее время расположено МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Контакт», а также МБОУ ДО ДШИ № 2 им. А.П. Загвоздиной. Вопреки доводам административного ответчика, настоящее административное исковое заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе жителей многоквартирного дома, а также лиц, обучающихся и посещающих помещения МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Контакт», что соответствует требованиям ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и угрозу срыва отопительного сезона, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей городского округа «Город Архангельск» на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания и обучения, развитие добросовестной конкуренции.
Согласно постановлению главы ГО «Город Архангельск» от 27.05.2021 №976 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения МО «Город Архангельск» до 2028 года», предусмотрен вывод из эксплуатации котельной по <адрес> <адрес> с переключением потребителей на котельную по <адрес>, при котором предполагается проектирование и строительство тепловых сетей со сроком реализации мероприятия с 01.06.2021 по 31.08.2021.
При этом объединение зон теплоснабжения указанных котельных предусмотрено до 2022 года согласно обосновывающим материалам к схеме теплоснабжения МО «Город Архангельск» до 2028 года (актуализация на 01.01.2022). То есть такая актуализация предусмотрена только с 01.01.2022.
В актуализированной схеме теплоснабжения от 27.05.2021 предусмотрено теплоснабжение через иной участок тепловой сети, который, согласно пояснениям административного ответчика, запланировано было отремонтировать, однако его ремонт не осуществлен. Фактически теплоснабжение от котельной по <адрес> г. Архангельске осуществляется через построенный ООО «ТЭПАК» участок сети. При этом, как следует из материалов дела, построенный ООО «ТЭПАК» участок сети предусмотрен актуализированной схемой теплоснабжения, вступающей в силу с 01.01.2022.
Довод административного ответчика о том, что здание котельной по <адрес> в г. Архангельске, выведен из эксплуатации и не может являться объектом концессионного соглашения и предметом настоящего иска, суд не принимает, поскольку доказательств того, что указанная котельная с земельным участком и оборудованием выведена из эксплуатации, суду не представлено.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона №115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Таким образом, спорные объекты могут являться объектами концессионного соглашения.
Также суд не принимает довод административного ответчика о том, что в настоящее время теплоснабжение производится от котельной по <адрес> г. Архангельске через построенный ООО «ТЭПАК» участок тепловой сети, который в последующем может быть передан по договору аренды, поскольку данный участок не введен в эксплуатацию, право собственности на него не оформлено, технические условия в отношении него не выдавались, к спорному участку тепловой сети он не присоединен, договор технического присоединения не заключался, в действующей схеме теплоснабжения он не предусмотрен. Как следует из представленного в материалы дела письма департамента городского хозяйства администрации ГО «Город Архангельск» от 26.10.2021, данный участок тепловой сети (построенный ООО «ТЭПАК») выявлен как бесхозяйное недвижимое имущество.
Оснований для переключения спорных объектов на иную котельную у ответчика не имелось.
Частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения построенный участок тепловой сети не является, данные часть сети и сеть не являются технологически связанными. Права владения и (или) пользования указанной сетью инженерно-технического обеспечения по какому-либо договору и в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» не переданы.
Таким образом, исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», в настоящем случае отсутствуют.
По изложенным основаниям заявленные требования подлежат удовлетворению.
В порядке восстановления прав неопределённого круга лиц суд полагает необходимым возложить на администрацию городского округа «Город Архангельск» обязанность заключить концессионное соглашение на объекты теплоснабжения: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес>, а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища.
С учетом сроков подготовки проекта концессионного соглашения, выполнения требования федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок» суд полагает необходимым определить срок исполнения возложенной на администрацию городского округа «Город Архангельск» обязанности не позднее 01.05.2023.
Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска к администрации городского округа «Город Архангельск» об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в неисполнении обязанности заключить концессионное соглашение на объекты теплоснабжения: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г. Архангельск, <адрес> а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища.
Возложить на администрацию городского округа «Город Архангельск» обязанность в срок не позднее 01.05.2023 заключить концессионное соглашение на объекты теплоснабжения: здание котельной с земельным участком и оборудованием, расположенные по адресу: г.Архангельск, <адрес>, а также тепловой сети, проходящей от здания котельной к зданию профессионального училища.
Администрации городского округа «Город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду и заместителю прокурора города Архангельска в течение одного месяца с момента фактического исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2021 года.
Председательствующий И.С. Кирьянова