Решение по делу № 33а-4354/2018 от 31.10.2018

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-4354/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.11.2018

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Данилова О.И., Колбасовой Н.А.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13.09.2018 по административному исковому заявлению Ермолаева С. А., Ермолаевой О. Е., действующих в своих интересах и в интересах (...) к Управлению по охране объектов культурного наследия Республики Карелия об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы обратились с административным иском к Управлению по охране объектов культурного наследия Республики Карелия об оспаривании предписания от 01.08.2018 (.....) о приостановлении проводимых административными истцами землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на предоставленном многодетной семье для строительства жилого дома земельном участке с кадастровым номером (...), расположенном по адресу: (...), по причине нахождения земельного участка в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Стоянка Деревянное I» (IV-I тыс. до н.э.). Полагая, что оспариваемое предписание нарушает их права, поскольку препятствует строительству жилого дома, административные истцы просили суд признать его незаконным.

Решением суда административный иск удовлетворен, суд признал незаконным оспариваемое предписание.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод об отсутствии на карте градостроительного зонирования (.....) схематического отображения местоположения границ объекта культурного наследия «Стоянка Деревянное I», неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что необоснованно не учтено то обстоятельство, что границы объектов культурного наследия определены специалистом – археологом, действующим в соответствии с Открытым листом (.....), выданным на имя (...) Специалистом-археологом определены координаты характерных точек «Стоянка Деревянное I», Стоянка Деревянное VI», «Стоянка Деревянное VII» во Всемирной геодезической системе координат ((...)) посредством использования GPS-навигатора. Результаты мониторинга оформлены в виде акта, к которому приложены фотографии.

В возражениях на апелляционную жалобу административные истцы и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия выражают согласие с решением суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Корехина А.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что факт наложения границ предоставленного административным истцам земельного участка на границы объектов археологического наследия был установлен в натуре, границы объектов культурного наследия определены специалистом – археологом, который сопоставил границы земельного участка, предоставленного административным истцам, с территорией, непосредственно занимаемой памятниками археологии, кроме того, в настоящее время границы объектов археологического наследия определены и утверждены в установленном законом порядке.

Административные истцы в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела (.....), материалы настоящего административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (преобразованного в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия) от (.....) (.....) бесплатно в общую долевую собственность административным истцам предоставлен из земель населенных пунктов по (.....) доли каждому земельный участок с кадастровым номером (.....) площадью (.....) кв.м, местоположение: (.....). Земельный участок расположен в кадастровом квартале (.....), в территориальной зоне: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж2), вид разрешенного использования: одноквартирные жилые дома; право общей долевой собственности зарегистрировано (.....).

02.03.2011 на основании приказа Министерства культуры Республики Карелия (.....) поставлен на государственную охрану памятник археологии «Стоянка Деревянное VI» (IV тыс. до н.э.), являющийся выявленным памятником археологии.

11.08.2017 на основании постановления Совета Министров Карельской АССР от 21.04.1971 № 199 «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия включен объект культурного наследия «3 стоянки (VI-I тыс. до н.э.)».

16.11.2017 административный ответчик письмом (.....) уведомил административных истцов о том, что предоставленный им земельный участок с кадастровым номером (.....) располагается в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Стоянка Деревянное I» (IV-I тыс. до н.э.). Разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) собственник земельного участка владеет, пользуется или распоряжается земельным участком с соблюдением условий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, установленных названным Федеральным законом. Указано, что в адрес административных истцов будет направлено охранное обязательство, оформленное в соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.03.2018 вышеназванное уведомление признано незаконным, по тем мотивам, что достоверных данных о расположении земельного участка с кадастровым номером (.....) в границах территории объекта культурного (археологического) наследия «Стоянка Деревянное I», указанного в письме, суду представлено не было.

01.08.2018 административный ответчик вынес в адрес административных истцов предписание (.....) о приостановке и запрете производства землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на объектах археологического наследия «Стоянка Деревянное I» и «Стоянка Деревянное VI», основанное на акте мониторинга за состоянием объектов культурного наследия от (.....).

Удовлетворяя требования административных истцов о признании незаконным предписания Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 01.08.2018 (.....), суд первой инстанции в своем решении от 13.09.2018 вновь пришел к выводам о недоказанности административным ответчиком факта наложения границ земельного участка, предоставленного в долевую собственность административным истцам, с границами памятника археологии и, соответственно, наличия законных оснований для выдачи оспариваемого уведомления.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 73-ФЗ ведение Единого государственного реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.

Порядок формирования и ведения реестра определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 № 954, которое этот реестр и ведет на бумажных и электронных носителях (пункт 3 названного Положения).

Актуальный Единый государственный реестр объектов культурного наследия размещен на сайте Министерства культуры Российской Федерации по адресу http://mkrf.ru/ais-egrkn/.

Согласно постановлению Совета Министров Карельской АССР от 21.04.1971 № 199 «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению» к памятникам археологии, расположенным в Прионежском районе Карельской АССР, была отнесена только группа древних поселений – «3 стоянки и могильник» – с указанием местонахождения: Прионежский район, на берегу Онежского озера, в 7 км южнее села Деревянное.

В соответствии с паспортом памятника истории и культуры СССР, составленным 28.01.1981, памятник культурного наследия «Стоянка Деревянное I» открыт в 1956 г. (...), исследовался в 1958-1959 гг., в 1980 г. раскопки продолжены (...) Поставлен на охрану на основании постановления Совета Министров Карельской АССР от (.....) (.....) «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению». Адрес местонахождения памятника указан как КАССР, (.....), северная окраина села Деревянное, левый берег безымянного ручья, 100 м от берега озера.

Согласно письму Федерального исследовательского центра «КарНЦ РАН» от (.....) (.....) в дальнейшем раскопки указанного памятника производили в 2010 г. – (...)., в 2013 г. – (...)

Из Единого государственного реестра объектов культурного наследия, а также паспорта объекта культурного наследия следует, что памятник археологии «3 стоянки (VI-I тыс. до н.э.)» (вид объекта культурного наследия – ансамбль) находится в реестре под номером (.....) как памятник федерального значения. Сведения о местонахождении – (.....), на берегу Онежского озера, в 7 км южнее села Деревянное. Поставлен на учет (.....); основание постановки на охрану – постановление Совета Министров Карельской АССР от 21.04.1971 № 199 «Об утверждении сводного списка памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению». Согласно паспорту объекта культурного наследия границы территории объекта культурного наследия не утверждены.

Памятник археологии «Стоянка Деревянное VI» (IV тыс. до н.э.) является выявленным памятником археологии, поставлен на государственную охрану приказом Министерства культуры Республики Карелия от 02.03.2011 № 96 на основании материалов археологических исследований, выполненных (...).

01.08.2018 при осуществлении мониторинга за состоянием объектов культурного наследия федерального значения путем визуального осмотра, замера координат поворотных точек по системе GPS, фотофиксации специалистами отдела контроля в сфере охраны объектов культурного наследия в присутствии специалиста-археолога (...) выявлено, что на территорию, занимаемую указанными объектами археологического наследия, накладываются границы земельного участка с кадастровым номером (.....), предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Вследствие произведенных работ на указанном земельном участке культурный слой объектов археологического наследия полностью поврежден в той части, которая накладывается на границы спорного земельного участка. Из-за повреждения почв, вскрытия культурного слоя запущены процессы эрозии (разрушение культурного слоя). На рыхлой поверхности поврежденного культурного слоя отчетливо просматриваются следы работы тяжелой землеройной техники. Площадь повреждений и частично разрушенного культурного слоя стоянок составляет (.....) кв. м и (.....) кв. м соответственно.

Результаты мониторинга оформлены в виде акта, к которому приложены фотографии, а также топографический план границ территории объекта археологического наследия с нанесением на него следов разрушения культурного слоя.

01.08.2018 административным ответчиком выдано оспариваемое предписание.

С учетом имеющихся в материалах дела: акта мониторинга за состоянием объектов культурного наследия от 01.08.2018 с приложением фотографий и топографического материала, паспорта объекта культурного наследия с описанием его границ; данных в суде первой инстанции показаний археологом (...), участвовавшим в полевых работах по описанию границ объектов археологического наследия и при проведении административным ответчиком мониторинга 01.08.2018, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности административным ответчиком факта нахождения земельного участка, выделенного семье административных истцов в долевую собственность, в границах объектов археологического наследия, а также факта повреждения культурного слоя объектов культурного наследия.

В силу частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Статьей 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (статья 4 Федерального закона № 73-ФЗ).

Статья 5 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (пункт 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

В силу подпункта 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона.

Изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ (пункт 7 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ).

С учетом изложенных норм права, представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих факт нахождения предоставленного административным истцам земельного участка в границах объектов археологического наследия, судебная коллегия полагает, что административный ответчик действовал на законных основаниях, в пределах установленной ему компетенции, прав административных истцов не нарушал.

Вопреки выводам суда первой инстанции процедура проверочных мероприятий, установленная подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, административным ответчиком не нарушена, поскольку с гражданином предварительно согласовывается дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия только жилого помещения, занимаемого физическим лицом, в настоящем случае речь идет о памятнике археологии.

Доводы возражений административных истцов на апелляционную жалобу о добросовестности своих действий, о вине самого административного ответчика в сложившейся ситуации, об отсутствии у органов государственной власти, органов местного самоуправления и землевладельцев достаточной информации о местонахождении и границах объектов археологического наследия, как не относящиеся к предмету данного разбирательства, не могут служить основанием для признания оспариваемого предписания незаконным. Административные истцы в силу статьи 1069 ГК РФ не лишены возможности обратиться с иском о возмещении вреда, причиненного им в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13.09.2018 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Ермолаева С. А., Ермолаевой О. Е., действующих в своих интересах и в интересах (...), отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-4354/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ермолаева О.Е.
Ермолаев Сергей Анатольевич, действующий в своих интересах и в интересах н/л Ермолаева Вадима Сергеевича, Ермолаевой Нелли Сергеевны,Ермолаева Марка Сергеевича
Ответчики
Управление по охране объектов культурного наследия РК
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
01.11.2018[Адм.] Передача дела судье
22.11.2018[Адм.] Судебное заседание
27.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее