СудьяРатомская Е.В. |
№ 33-3401/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10сентября2019 года |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Савина А.И., Гудковой Г.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцана решение Сортавальскогогородского суда Республики Карелия от 26 июня 2019 годапо искуХХХ к администрации Сортавальского муниципального района о защите жилищных прав и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратилсяв суд по тем основаниям, что в период с сентября 2000 года по июнь 2003 года он находился под опекой Сортавальского детского (.....). Решением исполнительного комитета Сортавальского городского Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ за истцом было закреплено жилое помещение в (.....), ул. 4-я линия, (.....), которое ХХ.ХХ.ХХ было уничтожено в результате пожара. С ноября 2004 года по ХХ.ХХ.ХХ истец проживал в (.....) и ХХ.ХХ.ХХ оказался в местах лишения свободы. После отбытия наказания в январе 2009 г. истец обратился в администрацию (.....) и ему было предложено подписать договор социального найма жилого помещенияпо адресу: (.....). В связи с тем, что предоставляемое жилое помещение не соответствовало установленным нормам, истец отказался от его подписания. Затем истец вновь оказался в местах лишения свободы и в период отбывания наказания обращался в различные инстанции с целью решить жилищный вопрос. Истец полагал, что неправомерными действиями администрация Сортавальского муниципального района причинила ему моральный вред. Ссылаясь на нарушение его жилищных прав с ноября 2004 года по ХХ.ХХ.ХХ, а также в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб. Также просил возложить на ответчика обязанность выплатить ему социально-материальную помощь в размере, установленном законом для лиц, освободившихся из мест лишения свободы в январе 2009 г.; просил такжепризнать недействительными договоры найма специализированного жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ и от ХХ.ХХ.ХХ и обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения в соответствии с законодательством,действующим на момент вынесения Сортавальским городским судом РК решения от ХХ.ХХ.ХХ.Просил возложить на наймодателя обязанность оплатитьзадолженность за жилищно-коммунальные услуги по квартире, расположенной в (.....).
Суд в иске отказал.Взыскал с истца в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере 50 руб.
С таким решением не согласен истец. В апелляционной жалобе указывает, что решение не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суд не изложил в решении все обстоятельства,имеющие значения для дела, а также не принял всех доказательств.Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы жалобы. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным даннымФЗ, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 8 названного ФЗ государственная социальная помощь назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с гл. 2 названного ФЗ.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент заключения договора специализированного найма жилого помещения), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилогопомещения по договору социального найма либо собственниками жилыхпомещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилыхпомещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно положениям ч. 6 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок действия договора найма специализированного жилого помещениясоставляет пять лет.В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицамсодействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.На основании п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
По делу установлено, что на основании решения Сортавальского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ несовершеннолетний ХХХ, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, ХХ.ХХ.ХХ был определен в детское учреждение интернат № (.....).
Решением Исполнительного комитета № от ХХ.ХХ.ХХ за истцом и его сестрами было закреплено жилое помещение в (.....).
Решением Сортавальского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ родители истца лишены родительских прав.
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ХХХ являлся воспитанником Сортавальского детского дома.
ХХ.ХХ.ХХ ХХХ был отчислен из списка воспитанников детского дома в связи с осуждением по приговору Сортавальского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ жилое помещение по (.....), уничтожено в результате пожара.
ХХ.ХХ.ХХ между АМО «Сортавальское городское поселение» и ХХХ, сестрой истца, был заключен договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: (.....). В силу п. 1.3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены его семьи, в том числе иХХХ
Из представленных АМО «Сортавальское городское поселение» сведений следует, что данный договор найма был расторгнут по инициативе нанимателей и в декабре 2011 г. указанное жилое помещение было предоставлено другим гражданам.
Решением Сортавальского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ ХХХ признанлицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. На администрацию Сортавальского муниципального района возложена обязанность включитьХХХ в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
На момент принятия решения суда от ХХ.ХХ.ХХ (...) отбывал наказание в виде лишения свободы, освободился ХХ.ХХ.ХХ.
Распоряжением Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № жилое помещение, расположенное поадресу: (.....), отнесенное к муниципальному специализированному жилищному фонду,было предоставленоХХХ
ХХ.ХХ.ХХ администрацией Сортавальского муниципального района издано распоряжение о заключении договора найма специализированного жилого помещения с ХХХ на новый пятилетний срок с ХХ.ХХ.ХХ; провести работу по взысканию с ХХХ задолженности по предоставленным коммунальным услугам, а также по возможности сдачи жилой площади, расположенной по адресу: (.....), в поднаем на период его временного отсутствия. Указанные документы были направлены в исправительное учреждение по месту отбывания истцом наказания.
Суд первой инстанции правомерно указал, что реализация предусмотренного законом права на обеспечение жильем истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлена администрацией Сортавальского муниципального района в рамках действующего законодательства, которым предусмотрено предоставление указанной категории граждан благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем оснований для удовлетворения требования истца по признанию недействительным договора найма специализированного жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ не имеется.
Договор найма специализированного жилого помещения по адресу: (.....) от ХХ.ХХ.ХХ не может быть признан недействительным в силу того, что с ХХ.ХХ.ХХ действие данного договора прекращено.
Суд первой инстанции правомерно указал, что доводы истца об отсутствии у него жилья в заявленные им периоды,не нашли своего подтверждения, поскольку с ноября 2004 года по ХХ.ХХ.ХХ он являлся несовершеннолетним и имел возможность проживать детском доме (.....), а с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ он являлся членом семьи нанимателя жилого помещения ХХХ по договору социального найма от ХХ.ХХ.ХХ.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правоотношения по заключению договора социального найма носят имущественный характер, а права гражданина-нанимателя по такому договору являются имущественными правами.Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Жилищный кодекс РФ, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что ХХХ в 2010 году обращался в отдел социальной защиты ФБУ ИК-7 УФСИН России по РК, где отбывал наказание, с просьбой разъяснить его права на денежную компенсацию, как воспитанника детского дома.
Администрация исправительной колонии обратилась к директору детского дома (.....) с запросом о получении официальных разъяснений о положенных льготах, возможности получения единовременной денежной выплаты и предоставлении сведений о получении ХХХ пенсии по случаю потери кормильца.
Директором Сортавальского детского дома было направлено информационное письмо, в котором указано, что за назначением пенсии по случаю потери кормильца ХХХ не обращался, при этом смерть родителя наступила после достижения истцом совершеннолетия.
Согласно сведениям Центра социальной работы (.....)ХХ.ХХ.ХХ ХХХ выделена материальная помощь на предметы первой необходимости в размере 2000 руб.Информацией о выделении материальной помощи истцу в январе-феврале 2009 года учреждение не располагает.
При этом достоверных доказательств обращенияХХХ в 2009 году с заявлением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы (.....)» о получении государственной социальной помощи суду не предоставлено.
ХХХ заявлено требование о возложении на наймодателя обязанности оплатить задолженность за жилищно-коммунальные услуги по названной квартире.
Согласно сведениям, представленным АО «ЕРЦ Республики Карелия», по указанному жилому помещению в период с июля 2013 года по июнь 2019 года числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по (.....) от ХХ.ХХ.ХХ в целях погашения образовавшейся задолженности на доходы должника ХХХ обращено взыскание в размере 50%.
С учетом положений ч. 11 ст. 155 ЖК РФ оснований для взыскания с наймодателя задолженности за жилищно-коммунальные услуги не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, а повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальскогогородского суда Республики Карелия от 26 июня 2019 годапо настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи