Решение по делу № 12-562/2020 от 22.06.2020

№ 12-562/2020

РЕШЕНИЕ

             19 октября 2020 года                                                                  г. Владивосток

Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края Н.А. Ярошева,

рассмотрев жалобу Салаховой Екатерины Андреевны на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 20.05.2020 о привлечении Салаховой Екатерины Андреевны, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №3 мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Владивостока от 20.05.2020 Салахова Е.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.

Салахова Е.А. с указанным постановлением не согласилась, обратилась с жалобой, из которой следует, что постановление получено ею 11.06.2020, с данным постановлением не согласна, поскольку телеграмма о вызове в судебное заседание не была ею получена, в связи с чем, она не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте слушания по делу, не имела возможности защищать свои права, предъявлять документы и доказательства. 30.03.2020 она обращалась в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока с ходатайством о предоставлении ей копий документов, находящихся в деле, на которое не было вынесено решение об отказе в удовлетворении ходатайства, но поступил ответ от 04.04.2020, в котором ей сообщили причину вызова в налоговую инспекцию, но копии материалов дела не предоставили. Нарушено ее право на присутствие при составлении протокола и дачу объяснений, т.к. в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока был карантин, ей предлагалось установить программу "Скайп" для общения с ними. Таким образом, порядок рассмотрения дела был нарушен, т.к. материалы по делу об административном правонарушении рассмотрены в ее отсутствие, в связи с чем, она было лишена возможности реализовать предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ процессуальные права (непосредственно), в том числе право представлять доказательства и давать объяснения по существу дела. Указанные нарушения процессуальных требований являются существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 14.02.2020 она получила запрос из ИФНС России по Ленинскому району от 16.01.2020 о предоставлении документов, т.к. в отношении нее не было возбуждено административного производства, решила не тратить свое время на поездки для дачи объяснений, позвонила в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока и сообщила, что договор купли-продажи у нее не сохранился, отметку о передаче денежных средств делали непосредственно в договоре, данный договор предоставлен в ГИБДД. Сотрудники ИФНС России по Ленинскому району решили не утруждать себя выполнением своих должностных обязанностей и не предприняли попытки выехать к ней и опросить ее, а также не запросили копию договора купли-продажи в ГИБДД. Считает, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, т.к. она не обязана хранить договор купли-продажи. Просит постановление от 20.05.2020 отменить.

Салахова Е.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания уведомлена надлежащим образом, при обращении с жалобой ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Представитель ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока, действующая на основании доверенности Хмеловец О.А., возражала против удовлетворения жалобы по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, согласно которого постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

               Суд, выслушав представителя ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока, исследовав материалы дела, полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

        Частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

        Объективная сторона указанного правонарушения может выражаться в разнообразных действиях (бездействии), создающих различные препятствия в реализации должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля делегированных ему действующим законодательством прав, в том числе непредставление в орган государственного контроля (надзора) документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, что влечет невозможность ее проведения.

        В соответствии с Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с, контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства осуществляется ФНС России и ее территориальными органами - управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы).

        Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства имеют право: а) проводить проверки соблюдения субъектами проверки актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство); б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям субъектов проверки; в) запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п.6 Приказа ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с).

        Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, установлены Законом N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".    Согласно положениям части 1 статьи 1 данного Закона, резидентами признаются в том числе физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (подпункт "а" пункта 6); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части (пп.а п.7).

        В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

        Таким образом, выплата денежных средств нерезидентом в счет оплаты по договору купли-продажи резиденту подпадает под термин "валютная операция".

        Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ.

        В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов (п. 9 ч. 4 ст. 23).     Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ установлено обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

        Из материалов дела следует, что ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока в ходе проведенного анализа на предмет выявления нарушений валютного законодательства РФ, связанных с осуществлением незаконных валютных операций, а именно расчет между резидентом - физическим лицом (продавцом или покупателем) и нерезидентом- физическим лицом (продавцом или покупателем) без использования банковских счетов в уполномоченных банках, было установлено, что между резидентом Салаховой Е.А. и нерезидентом- гражданином ФИО10 ФИО7 заключен договор купли-продажи транспортного средства "Тойота Приус", 2012 года выпуска, дата регистрации владения 30.05.2017, дата прекращения владения 20.08.2018. В целях проведения проверки соблюдения валютного законодательства Салаховой Е.А. был направлен запрос от 16.01.2020 о предоставлении в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока документов: договора купли-продажи и платежных документов по данной сделке, в срок не позднее 21.02.2020, который был получен Салаховой Е.А. 14.02.2020, однако, документы по указанному запросу Салаховой Е.А. в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока предоставлены не были, т.о. 22.02.2020 Салаховой Е.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.

         Факт совершения Салаховой Е.А. административного правонарушения и ее вина подтверждаются собранными по делу доказательствами: поручением на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 16.01.2020; сведениями из базы ГИБДД; ответом УМВД России по Приморскому краю от 28.01.2020, согласно которого ФИО7 выдан вид на жительство в РФ 24.09.2018, таким образом, на момент совершения сделки данный граждан являлся нерезидентом; запросом о предоставлении документов и информации от 16.01.2020, согласно которого Салаховой Е.А. необходимо предоставить в срок не позднее 21.02.2020 следующие документы: договор купли-продажи транспортного средства, заключенный с ФИО7, платежные документы по указанной сделке; отчетом об отслеживании почтового отправления, из которого следует, что 14.02.2020 запрос был получен Салаховой Е.А.; протоколом об административном правонарушении от 06.05.2020, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Установив, что, с учетом положений ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Салахова Е.А., являясь гражданином РФ и резидентом, совершив сделку с гражданином ФИО10, являющимся нерезидентом, была обязана предоставить в ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока необходимые для проведения проверки документы, которые в силу ст. 24 указанного ФЗ она обязана хранить не менее трех лет, однако, Салаховой Е.А. документы предоставлены не были, мировой судья сделал обоснованный вывод о наличии в бездействии Салаховой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих отсутствие возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению запроса, Салаховой Е.А. не представлено.

При таких обстоятельствах Салахова Е.А. обоснованно привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Ссылка Салаховой Е.А. на то, что она не присутствовала при составлении протокола, а также не принимала участие в судебном заседании при рассмотрении дела, не является основанием для отмены постановления в силу следующего.

    В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

    Пунктом 4 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821 "О приостановлении личного приема граждан в судах" (действующим на дату составления протокола) предусмотрено, что с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима повышенной готовности, введенного в соответствующем субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, не указанного в пункте 3 настоящего постановления. В соответствии с пунктом 7 вышеназванного постановления ограничен доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов по делам, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего постановления.

    Согласно п.п. 1, 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, вопрос о необходимости отложения разбирательства дела, приостановлении производства по делу, продлении срока рассмотрения дела должен решаться судом, арбитражным судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ, статья 6.1 АПК РФ, статья 10 КАС РФ, статья 6.1 УПК РФ).

    Суд полагает, что вышеназванные положение относятся также и к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

    В судебном заседании установлено, что Салахова Е.А. была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола, назначенном на 06.02.2020 в 10.00, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в жалобе.

     02.05.2020 от Салаховой Е.А. поступило ходатайство о переносе даты и времени составления протокола, т.к. она желает лично присутствовать при составлении протокола, а программы Скайп у нее не имеется, данное ходатайство в порядке ст. 24.4 КоАП РФ было рассмотрено, по указанным в определении от 06.05.2020 основаниям, с которыми в полном объеме соглашается суд, полагая их обоснованными, с учетом сроков привлечения к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства Салаховой Е.А. отказано.

    При этом судом учитывается, что Салахова Е.А. имела возможность в письменном виде предоставить в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока свои доводы и возражения, а также направить доказательства.

    Довод Салаховой Е.А. о том, что ей не были предоставлены копии всех документов, находящихся в материалах дела, является несостоятельным, поскольку нормами КоАП РФ на должностных лиц не возложена обязанность направлять лицу, в отношении которого принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, копии документов, имеющихся в материалах дела, согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела.

    В силу п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

    В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления.

    О времени и месте рассмотрения дела Салахова Е.А. уведомлялась телеграммой, согласно отчета ФГУП "Почта России" от 20.05.2020 телеграмма, поданная 18.05.2020, Салаховой Е.А. не доставлена, дверь закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

    Таким образом, мировым судьей были приняты меры для извещения Салаховой Е.А. о судебном заседании, доказательства того, что Салахова Е.А. по независящим от нее причинам не имела возможности получить телеграмму до даты рассмотрения дела, в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не предоставлены, в связи с чем, суд считает, что вывод мирового судьи о возможности рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является обоснованным.

    Кроме того, отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, при рассмотрении дела в суде первой инстанции не влечет безусловную отмену постановления мирового судьи, поскольку согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления… Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

    Таким образом, суд полагает, что права Салаховой Е.В., предусмотренные ст. 25.1 КоАП, могли быть реализованы судом второй инстанции при рассмотрении жалобы, у Салаховой Е.А. имелось право высказать свою позицию, предоставить возражения и дополнительные материалы, в обоснование своих возражений, вместе с тем, Салахова Е.В. в судебное заседание не явилась.

    Поскольку при производстве по данному делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации, оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

жалобу Салаховой Екатерины Андреевны на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 20.05.2020 оставить без удовлетворения.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 20.05.2020 о привлечении Салаховой Екатерины Андреевны, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

    Судья                                                                                    Н.А. Ярошева

12-562/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Салахова Екатерина Андреевна
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Ярошева Наталья Александровна
Статьи

19.4.01

Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
25.06.2020Материалы переданы в производство судье
26.06.2020Истребованы материалы
25.09.2020Поступили истребованные материалы
19.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее