57RS0027-01-2022-000507-86 Производство № 5-443/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 апреля 2022 года город Орёл
Судья Заводского районного суда города Орла Кальная Е.Г., рассмотрев в судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Мараджабова Шерзода Байматовича, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), (информация скрыта), зарегистрированного и проживающего по адресу: (информация скрыта), ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
15.02.2022 в 14 часов 30 минут по адресу: г. Орел, пер. Артельный, д. 7, в ходе проведения административного расследования, возбужденного 01.02.2022, установлен факт привлечения индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) Мараджабовым Ш.Б. к трудовой деятельности гражданина (информация скрыта) ФИО1, (дата обезличена) года рождения, при отсутствии у него патента в качестве подсобного рабочего, а именно: 30.09.2021 года в 12 часов 20 минут по адресу: (адрес обезличен), гражданин (информация скрыта) ФИО1, осуществлял трудовую деятельность без патента в качестве подсобного рабочего (исполнял обязанности кассира, а также повара), - что является нарушением пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ИП Мараджабова Ш.Б. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ИП Мараджабов Ш.Б. вину в совершении административного правонарушения при обстоятельствах, изложенных в протоколе, признал, в содеянном раскаялся.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Мараджабова Ш.Б. – Попкова М.А. просила с учетом признания вины ИП Мараджабовым Ш.Б., поскольку ИП Мараджабов Ш.Б. является субъектом малого предпринимательства, при отсутствии причинения вреда и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, назначить ИП Мараджабову Ш.Б. наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, старший инспектор по особым поручениям отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО5 полагал, что все основания для привлечения ИП Мараджабова Ш.Б. к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ имеются, при назначении наказания полагался на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, его защитника, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Положениями статьи 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определено, что патентом признается документ, подтверждающий в соответствии с указанным Законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу п. 1 ст. 13.3 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 примечания к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
То есть, противоправным следует рассматривать привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг при отсутствие у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента.
Объективную сторону правонарушения, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Вина ИП Мараджабова Ш.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом (номер обезличен) от (дата обезличена); рапортом старшего инспектора ОИК УМВД России по Орловской области ФИО6 от (дата обезличена); рапортом старшего инспектора по ОП ОИК УМВД России по Орловской области ФИО5; протоколом (номер обезличен) об административном правонарушении от (дата обезличена) по факту совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а именно по осуществлению трудовой деятельности без патента; постановлением Заводского районного суда (адрес обезличен) по делу (номер обезличен) об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ в отношении ФИО1, от (дата обезличена); объяснениями ФИО1 от (дата обезличена); договором субаренды торгового павильона от (дата обезличена); объяснениями ФИО7 от (дата обезличена); объяснениями ИП Мараджабова Ш.Б. от (дата обезличена) и от (дата обезличена); фотоматериалом; выпиской из ЕГРИП; сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Факт совершения ИП Мараджабовым Ш.Б. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, нашел подтверждение в полном объеме совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Действия ИП Мараджабова Ш.Б., выразившиеся в привлечении к трудовой деятельности гражданина (информация скрыта) ФИО1, не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению правил, норм и ограничений, предусмотренных действующим законодательством по недопущению административного правонарушения, чем нарушил п. 4 ст. 13 и п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного ИП Мараджабовым Ш.Б. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Из части 3 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются данным Кодексом.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса (часть 3 статьи 3.4 указанного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 1563-О).
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства, критерии отнесения лица к таким субъектам, установлены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Как установлено материалами дела, Мараджабов Ш.Б. является индивидуальным предпринимателем, при этом допущенное им нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не имеет цели причинения вреда интересам граждан, обществу и государству.
При назначении вида наказания, учитывая фактические обстоятельства дела, личность виновного, то, что он ранее не привлекался к административной ответственности, принимая во внимание характер и тяжесть содеянного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить ИП Мараджабову Ш.Б. наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 29.10. – 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 18.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░