Решение по делу № 2а-1863/2021 от 12.11.2021

Дело № 2а-1863/2021

УИД 21RS0016-01-2021-002356-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2021 года пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике к Порфирьеву Игорю Николаевичу о взыскании обязательных платежей перед бюджетом,

установил:

    Административный истец, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике, обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Порфирьеву И.Н., в котором просит взыскать сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в размере 3090,82 руб., а именно пени по налогу на имущество физических лиц за период с 16.07.2009 по 30.12.2010. В обоснование административного искового заявления административный истец указывает, что в нарушение ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), которые устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, административным ответчиком до настоящего времени не исполнены. В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, следовательно, неполучение государством денежных средств. Согласно подп.7 п.1 ст. 228 НК РФ (в редакции 2008 г.) исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2008 году) налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 НК РФ. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ (в редакции 2008 г.) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик Порфирьев И.Н. представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2008 год с дохода от дарения земельного участка с суммой налога к уплате 150 руб. по сроку 15.07.2009; 07.10.2010 представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2009 год с дохода от дарения земельных участков, с суммой налога к уплате 10090 руб. по сроку 15.07.2010. Общая сумма налога за 2008, 2009 г.г. составила 10248 руб. Налог уплачен позже установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты. В отношении Порфирьева И.Н. была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 13.11.2010 о привлечении к ответственности, которым Порфирьеву И.Н. доначислен налог на доходы физических лиц в общей сумме 235300 руб., в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 15 842 руб. Указанным решением Порфирьев И.Н. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в общем размере 2000 руб. Налог, пени, штрафы по решению от 13.11.2010 уплачены позже установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2008, 2009 г.г., а также по решению от 13.11.2010 о привлечении к ответственности, налогоплательщику начислено пени в размере 3276,82 руб. за период с 16.07.2009 по 30.12.2010 (расчет пени приложен к требованию от 29.06.2020 , включено в требование 3090,82 руб.). Остаток по требованию от 29.06.2020 составляет 3090,82 руб. Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции до 23.12.2020) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике обращалась к мировому судье судебного участка Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением от 07.12.2020 о вынесении судебного приказа в отношении Порфирьева И.Н. Определением мирового судьи судебного участка Чебоксарского района Чувашской Республики от 15.02.2021 по делу судебный приказ от 04.02.2021 отменен. По состоянию на 10.11.2021 сумма задолженности в бюджет не уплачена и задолженность по требованию от 29.06.2020 составляет 3090,82 руб. Далее административный истец указывает, что в соответствии со ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле. Суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. По техническим причинам, в связи с большим объемом выполняемой работы, истец пропустил срок на предъявление заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам перед бюджетом с Порфирьева И.Н. В целях недопущения потерь бюджета и исключения не поступления денежных средств для обеспечения финансовых обязательств бюджетов, административный истец просит признать причины пропуска срока подачи административного искового заявления уважительными и в соответствии со ст. 31, п. 1, 2 ст. 48 НК РФ, ч. 1 ст. ст. 95, 286, 291 КАС РФ восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании с Порфирьева И.Н. задолженности в сумме 3090,82 руб.; взыскать с налогоплательщика Порфирьева И.Н. сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом - пени по налогу на доходы физических лиц за период с 16.07.2009 по 30.12.2010 в сумме 3090,82руб.

    На судебное заседание административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направила, представив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие ихпредставителя, иск поддерживают.

    На судебное заседание административный ответчик Порфирьев И.Н., надлежаще и своевременно извещённый, согласно требованиям ст. ст. 98 и 102 КАС РФ, не явился. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика, явка которого в судебное заседания обязательным не признается.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1).

Из материалов дела видно, что также не оспаривается сторонами, административным ответчиком не уплачены пени по налогу на доходы физических лиц за период с 16.07.2009 по 30.12.2010 в сумме 3090,82 рублей и в соответствии с требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов от 29.06.2020 и предложено добровольно уплатить задолженность по налогам и по пени в срок до 20.11.2020, которое до настоящего времени не исполнено.

Также административный истец обратился к мировому судье судебного участка Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением от 7.12.2020 о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика Порфирьева И.Н. о взыскании указанной выше задолженности, при этом 4.02.2021 мировым судьей по делу был вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанной суммы, который впоследствии определением от 15.02.2021 был отменён.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Также ст. 48 НК РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 2). Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

Административным истцом настоящий административный иск предъявлен 12.11.2021.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Принимая во внимание вышеизложенное и то, что мировой судья отменил судебный приказ о взыскании данной задолженности ещё 15.02.2021, а административный истец обратился в суд с настоящим административным иском только 12.11.2021, то есть за пределами вышеуказанного шестимесячного срока, то суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд с указанными административными исковыми требованиями.

При этом ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для взыскания настоящей задолженности остается без удовлетворения по следующим основаниям.

Так, в обоснование данного ходатайства указано, они пропустили срок на предъявление требований о взыскании этих требований по техническим причинам, в связи с большим объёмом выполняемой работы. Вместе с тем, административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного налоговым органом срока предъявления требований о взыскании задолженности по вышеуказанным страховым взносам и пени. О наличии других причин пропуска срока налоговым органом не заявлено.

Также необходимо отметить, что бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ. Однако при этом соответствующих доказательств тому административный истец не представил, равно как и не указал на то, каким образом вышеуказанные обстоятельства могли воспрепятствовать своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.

Таким образом, учитывая, что административным истцом не представлены убедительные доказательства наличия уважительных причин для пропуска данных сроков, то суд считает необходимым отказать административному истцу в восстановлении пропущенного срока для подачи данного административного искового заявления, так как указанные представителем административного истца обстоятельства, свидетельствующие, по их мнению, об уважительности причин пропуска, не являются таковыми ввиду того, что у них было достаточное время для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

При таких обстоятельствах у суда в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ имеются достаточные основания для отказа в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

    В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике к Порфирьеву Игорю Николаевичу о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Порфирьева Игоря Николаевича суммы задолженности по обязательным платежам перед бюджетом - пени по налогу на имущество физических лиц за период с 16 июля 2009 года по 30 декабря 2010 года в размере 3090 рублей 82 копейки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий, судья:                                                                   Афанасьев Э.В.

2а-1863/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике
Ответчики
Порфирьев Игорь Николаевич
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашии
Судья
Афанасьев Эдуард Викторинович
Дело на странице суда
cheboksarsky.chv.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация административного искового заявления
12.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее