Решение по делу № 33-5693/2022 от 04.08.2022

    В суде первой инстанции дело № 13-122/2022

    Дело № 33-5693/2022                                        г. Хабаровск

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Хабаровский краевой суд в составе председательствующего

    судьи Шапошниковой Т.В.,

    при секретаре Шишкине Д.А.

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании 27 сентября 2022 года частную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на определение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 27 мая 2022 года о прекращении исполнительного производства, процессуальном правопреемстве,

    УСТАНОВИЛ:

Судебный пристав ОСП по Николаевскому району Хабаровского края УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Медведева А.А., обратилась в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края с заявлением о прекращении исполнительного производства № 83825/21/27020-ИП от 18.10.2021 по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора к Управлению лесами Правительства Хабаровского края об обязании управление лесами Правительства Хабаровского края в течение 3-х лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Лазаревского лесничества на общей площади 440 231 га, ссылаясь в обоснование заявления на то, что с 24.01.2022 Комитет лесного хозяйства переименован в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российский Федерации по полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда Хабаровского края 01.01.2022 исключены из переданных полномочий в области лесных отношений и предусматриваются на федеральном уровне, в связи с этим финансирование лесоустроительных мероприятий на землях лесного фонда Хабаровского края в бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы отсутствуют.

Николаевский-на-Амуре городской прокурор возражая против прекращения исполнительного производства, предоставил ходатайство о замене стороны в исполнительном производстве, из которого следует, что с 24.01.2022 Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, являющийся правопреемником Управления, переименован в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Вместе с тем, в соответствии с п. 13 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда с 01.01.2022 исключены из переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений и отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (п. 22 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу п. 5.6(1) раздела II Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 27 мая 2022 года в удовлетворении заявления судебного пристава ОСП по Николаевскому району Хабаровского края УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о прекращении исполнительного производства отказано.

Произведена замена стороны в установленном решением суда правоотношении по делу по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора к Управлению лесами Правительства Хабаровского края об обязании управление лесами Правительства Хабаровского края в течение 3-х лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Лазаревского лесничества на общей площади 440 231 га, с управления лесами Правительств Хабаровского края на Федеральное агентство лесного хозяйства.

В частной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит определение суда отменить, заявление судебного пристава ОСП по Николаевскому району Хабаровского края УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО удовлетворить. Указывает, что вопрос о процессуальном правопреемстве должника по делу № 2-3772/2018 на обсуждение суда судебным приставом не выносился, прокурором заявлено ходатайство о замене стороны в исполнительном производстве, которое необходимо рассматривать как ходатайство привлечении Рослесхоза к участию в деле. Федеральное агентство лесного хозяйства в нарушении процессуальных норм не было надлежащим образом привлечено к участию в деле, копия ходатайства прокурора не направлялась, в связи с чем заявитель жалобы был лишен возможности представить свои возражения на ходатайство о замене стороны. ФЗ № 304-ФЗ не содержит условие о переводе обязательств, возникших до вступления его в силу, на иное лицо, не изменяет решение суда, возложившего обязанности на ответчика по организации проведении лесоустройства. Истцом не представлены доказательства того, что Рослесхоз является правопреемником ответчика по делу. Исполнительное производство по делу должно быть прекращено. Доводы жалобы подтверждаются судебной практикой.

Письменных возражений не поступило.

На основании ч. ч.3, 4 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.06.2018 по делу № 2-3772/2018, вступившим в законную силу 12.09.2018, на Управление возложена обязанность в течение 3-х лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Лазаревского лесничества на общей площади 440 231 га.

Судебным приставом ОСП по Николаевскому району Хабаровского края УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Медведевой А.А., было возбуждено исполнительное производство № 83825/21/27020-ИП от 18.10.2021.

24.01.2022 комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, являющийся правопреемником Управления, переименован в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.

По делу установлено, что до настоящего времени решение суда не исполнено.

В соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

На основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством и допускается на стадии принудительного исполнения судебных актов, где личность кредитора не имеет существенного значения для должника.

Доводы жалобы, что ФЗ № 304-ФЗ не содержит условие о переводе обязательств, возникших до вступления его в силу, на иное лицо, не изменяет решение суда, возложившего обязанности на ответчика по организации проведении лесоустройства, истцом не представлены доказательства того, что Рослесхоз является правопреемником ответчика по делу, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судом и получивших должную правовую оценку.

Из Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 9 следующего содержания: Мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, самостоятельно или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 1 января 2022 года утратил силу п.7 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

В силу постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2524 «Об отдельных полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений» Федерального агентства лесного хозяйства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подведомственное федеральное государственное бюджетное учреждение которого осуществляет на основании соответствующего договора подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Указанным постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2524 утверждены изменения, которые вносятся в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в том числе дополнен подпунктами 5.61 и 5.62.

Согласно п. 5.6(1) раздела II Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет, в том числе мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство Николаевского-на-Амуре городского прокурора о замене стороны в исполнительном производстве, исходил из того, что полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда с 01.01.2022 исключены из переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений и отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (п. 22 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу п. 5.6(1) раздела II Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Обязанности, вытекающие из осуществления соответствующей функции, в том числе наложенные по решению суда, также следуют такой передаче полномочий в порядке их перераспределения. Данное обстоятельство является основанием для правопреемства на стадии исполнительного производства. Иное означало бы отсутствие у первоначального должника определенных законодательством в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, функций и средств для исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем решение суда осталось бы неисполненным. Указанное противоречило бы требованиям статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязательность судебных постановлений и их неукоснительное исполнение.

Доводы, что вопрос о процессуальном правопреемстве должника по делу № 2-3772/2018 на обсуждение суда судебным приставом не выносился, прокурором заявлено ходатайство о замене стороны в исполнительном производстве, которое необходимо рассматривать как ходатайство привлечении Рослесхоза к участию в деле, федеральное агентство лесного хозяйства в нарушении процессуальных норм не был надлежащим образом привлечен к участию в деле, копия ходатайства прокурора не направлялась, в связи с чем заявитель жалобы был лишен возможности представить свои возражения на ходатайство о замене стороны, отклоняются, поскольку не опровергают выводов суда и не могут являться основанием к отмене определения суда, кроме того, опровергаются материалами дела.

Из протокола судебного заседания от 16.05.2022 следует, что от Николаевского-на-Амуре городского прокурора поступило ходатайство о замене стороны в исполнительном производстве, в связи с необходимостью направления ходатайства в Федеральное агентство лесного хозяйства судебное заседание отложено на 27.05.2022 в 09 часов 30 минут.

Согласно извещению на л.д. 46, а также поступившему по запросу суда апелляционной инстанции и приобщенному к материалам дела отчету электронной почты об извещении участников судебного разбирательства судебное извещение о судебном заседании, назначенном на 27.05.2022 в 09 часов 30 минут, и ходатайство Николаевского-на-Амуре городского прокурора о замене стороны в исполнительном производстве были направлены Федеральному агентству лесного хозяйства по электронной почте по адресу: Iesinfor@aha.ru.

В соответствии с ч.1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети "Интернет" информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" информация о принятии обращения в суд к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети "Интернет" с учетом сроков, предусмотренных процессуальным законодательством (часть 7 статьи 113 ГПК РФ, часть 1 статьи 121 АПК РФ, часть 7 статьи 96 КАС РФ).

Ч. 1,2,4 ст. 167 ГПК РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Материалы дела содержат доказательства, подтверждающие надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, в том числе Федерального агентства лесного хозяйства.

Доводы, что исполнительное производство по делу должно быть прекращено, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательств.

В соответствии с ч.1 ст.439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные судебным приставом обстоятельства не являются основанием для прекращения исполнительного производства, поскольку они не свидетельствуют о реальной и объективной утрате возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, поскольку по делу установлена возможность замены стороны в исполнительном производстве.

Доводы, что позиция заявителя жалобы подтверждаются судебной практикой, подлежат отклонению, поскольку разрешение настоящего дела основано на установленных в настоящем деле фактических обстоятельствах и исходя из представленных при рассмотрении настоящего дела доказательств.

Фактически все доводы частной жалобы по существу сводятся к несогласию с определением суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену определения, по делу не установлено.

При таком положении, избранная судом первой инстанции правовая позиция является законной и обоснованной, поэтому обжалуемое определение суда отмене по доводам частной жалобы не подлежит.

Определение постановлено при точном соблюдении норм материального и процессуального права, а потому подлежит оставлению без изменения.

    Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

    ОПРЕДЕЛИЛ:

    определение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 27 мая 2022 года о прекращении исполнительного производства, процессуальном правопреемстве оставить без изменения, частную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

    Судья                                                                       

33-5693/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Николаевский-на-Амуре городской прокурор
Ответчики
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края
Федеральное агентство лесного хозяйства
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО ОСП по Николаевскому району
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Шапошникова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
04.08.2022Передача дела судье
27.09.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2022Передано в экспедицию
27.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее