Дело № 2а-214/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 02 июля 2019 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Поротовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области к Кузнецовой Л.Н. о взыскании налогов и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кузнецовой Л.Н. о взыскании налогов и пени, из которого следует, что МИФНС проведена проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, по результатам которой установлено следующее. В соответствии со ст. 400 НК РФ Кузнецова Л.Н. признается плательщиком налога на имущество физических лиц, так как согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, налогоплательщик обладает правом собственности на объекты недвижимого имущества: трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № ***. В отношении указанного объекта недвижимого имущества ставка налога определялась решением *** городской думы № *** от __.__.______г.. Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Уплата налога физическими лицами должна была производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (срок для уплаты налога определяется в зависимости от редакции данной статьи Налогового кодекса, действовавшей на момент образования недоимки), на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии со ст. 52 НК РФ, в сроки не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Единое налоговое уведомление было направлено в адрес плательщика __.__.______г., что подтверждается реестрами об отправке. В установленный Законом срок налогоплательщик суммы налогов не уплатил, и в соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику выставлены требования об уплате налога и пени № *** от __.__.______г., № *** от __.__.______г., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2014 год по сроку уплаты __.__.______г. в размере 1 113 рублей. Налог на имущество физических лиц за 2014 год по сроку уплаты __.__.______г. за объект недвижимого имущества с кадастровым номером № ***, налоговая база (кадастровая стоимость) *** рублей * доля (1)*налоговая ставка (0,3): количество месяцев в году (12)* количество месяцев владения (12) = ****1*0,3:12*12= 1113 рублей. Пени за неуплату (неполную уплату) налога на имущество физических лиц требование № ***, в размере 9,23 рублей = 11,99 рублей (сумма по требованию) - 2,76 рублей (уменьшение). Пени за неуплату (неполную уплату) налога на имущество физических лиц требование № ***, в размере 36,3 рублей = 59,08 рублей (сумма по расчету) - 22,78 рублей (уменьшение).
В связи с тем, что исчисленные суммы налогов своевременно уплачены не были то, согласно п. 3 ст. 75 НК РФ была исчислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога или сбора. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора. В силу ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах или сборах сроки, налогоплательщики обязаны, уплатить пеню. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Административным ответчиком в срок, указанный в требовании, недоимка по налогу на имущество физических лиц и пени уплачены не были.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
15.02.2019 мировым судьёй судебного участка №1 Красноборского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ о взыскании с Кузнецовой Л.Н. налога на имущество физических лиц за 2014 год и пени за неуплату (несвоевременную уплату) налога на имущество физических лиц в размере 1161,24 рублей.
Определением от 26.03.2019 судебный приказ от 15.02.2019 о взыскании с Кузнецовой Л.Н. обязательных платежей, санкций и госпошлины в пользу МИФНС России № 1 по Брянской области отменен, в связи с поступившими от Кузнецовой Л.Н. возражениями.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отменен судебного приказа.
На основании изложенного, просили суд взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1113 рублей, пени за неуплату (неполную уплату) налога на имущество физических лиц в размере 45,53 рублей. Итого в сумме 1158,53 рублей.
В судебном заседании административный истец представитель МИФНС России № 1 по Брянской области участия не принял, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. В направленном в суд заявлении административный истец дополнительно указал следующее. В соответствии со ст. 400 НК РФ Кузнецова Л.Н. признается налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, так как согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, налогоплательщик обладает правом собственности на объекты недвижимого имущества, а именно в собственности у Кузнецовой Л.Н. имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый № ***, дата регистрации права собственности __.__.______г., дата прекращения права собственности отсутствует. На основании представленных сведений инспекцией произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2014 год. В отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговые льготы предоставлялись в соответствие с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В силу п. 2 ст. 4 Закона № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» пенсионеры, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, освобождены от уплаты налога на имущество с физических лиц. Согласно абз. 2 п. 1ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Предоставление налоговой льготы в отношении налога на имущество физических лиц носит заявительный характер. Учитывая, что по состоянию на 31.12.2014 Кузнецова Л.Н. с заявлением о предоставлении налоговой льготы в Инспекцию не обращалась (доказательств обращения с заявлением о предоставлении льготы с отметкой о получении Инспекцией такого заявления не представлено), налоговая льгота Кузнецовой Л.Н. не предоставлялась. Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и пунктах 1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом начисление Кузнецовой Л.Н. налога на имущество физических лиц за 2014 год Инспекцией произведено правомерно, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Административный ответчик Кузнецова Л.Н. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте его проведения извещена судом, надлежащим образом. В направленном в суд заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на наличие льготы как пенсионер, освобождающей её от уплаты налога на имущество, о которой налоговый орган по месту ее жительства был своевременно уведомлен. Налоговое уведомление за 2014 год она не получала и в соответствии с позицией неоднократно выраженной Конституционным Судом РФ в определениях факт получения налогового уведомления по почте заказанным письмом может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Поскольку стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как предусмотрено ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налог а в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми днейс даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
До 1 января 2015 года порядок налогообложения имущества физических лиц регулировался Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с 01.01.2015 вступила в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Исчисление налога за 2014 год и предыдущие налоговые периоды осуществлялось налоговыми органами с учетом положений Закона N 2003-1.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Расчет налога осуществляется на основании информации о налоговой базе, налоговых ставках, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества, а также о налоговых льготах.
Согласно норме пункта 2 статьи 4 Закона N 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 2003-1 установлено, что лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Согласно пункту 7 статьи 5 Закона N 2003-1 в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Кузнецова Л.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ***.
В адрес Кузнецовой Л.Н. __.__.______г. направлено налоговое уведомление № *** от __.__.______г. о перерасчете суммы налога по налоговому уведомлению № ***, что подтверждается списком № *** от __.__.______г. и общедоступными сведениями с сайта Почты России.
В уведомлении № *** было указано начисление суммы налога на имущество физических лиц, а именно на спорную квартиру за __.__.______г.-2014 годы, при этом к уплате указан только налог за 2014 год в сумме 1113 рублей с указанием срока уплаты налога не позднее __.__.______г..
По данным сайта Почты России указанное уведомление ответчиком получено не было, что не оспаривается и ответчиком. Согласно данных общедоступных сведений заказанное письмо с налоговым уведомлением прибыло в место вручения по месту жительства ответчика __.__.______г., попытка вручения была неудачной и __.__.______г. письмо было выслано обратно отправителю.
В связи с неуплатой налога и пени в установленный срок ответчику направлялись следующие требования:
№ *** от __.__.______г. о недоимке по налогу на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов со сроком уплаты налога в сумме 1113 рублей до __.__.______г.
и № *** от __.__.______г.: о недоимке по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 1113 рублей и пени в сумме 36,30 рублей по состоянию на __.__.______г..
Направление в адрес ответчика, данных требований подтверждается списками об отправке от __.__.______г. и от __.__.______г. и общедоступными сведениями с сайта Почты России, согласно которых требование № *** было получено административным ответчиком.
За 2015 год начисление налога за указанный объект налогообложения было произведено налоговым органом по месту жительства ответчика - Межрайонной ИФНС №1 по Архангельской области и НАО. При этом в налоговом уведомлении № *** от __.__.______г. в отношении указанного объекта была предоставлена льгота.
Аналогично указана льгота и в налоговом уведомлении № *** от __.__.______г. по налогам за 2016 год.
Из возражений ответчика следует, что она своевременно известила налоговый орган по месту своего жительства о наличии у нее льготы по уплате налога на имущество физических лиц, данная квартира является единственным объектом недвижимости данного вида у нее в собственности.
Данные возражения ответчика подтверждаются ответом на запрос суда, представленным Межрайонной ИФНС №1 по Архангельской области и НАО.
Из досье льгот физического лица Кузнецовой Л.Н. в графе «Код ИФНС добавившей льготу» указано ***, ИНН физического лица ***, категория льготирования лица - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке установленном пенсионным законодательством, дата начала действия - __.__.______г., наименование документа, подтверждающего льготу - другой документ, удостоверяющий льготу физического лица, серия и номер документа - ***, дата документа - __.__.______г., дата внесения записи - __.__.______г..
Содержание данного документа подтверждает, что в 2013 году ответчик сообщила о наличии льготы в связи с чем данная льгота должна была ей быть предоставлена на будущий период, то есть с 2013 года и могла быть предоставлена путем перерасчета налога за предыдущий период, начавшийся для нее с даты назначения пенсии, то есть с даты получения пенсионного удостоверения.
Административным ответчиком Кузнецовой Л.Н. представлено удостоверение № *** от __.__.______г., выданное ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>, подтверждающее, что с __.__.______г. Кузнецова Л.Н. является получателем трудовой пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 3 вышеупомянутого Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ лицо, указанное в пункте 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Как следует из сообщения Межрайонной ИФНС №1 по Архангельской области и НАО на 31 декабря 2014 года административному ответчику была предоставлена налоговая льгота по указанному виду налога.
В письме ФНС России от 18.12.2017 N БС-4-21/25757@ «Об экстерриториальном принципе взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - физическими лицами по вопросам налогообложения имущества» ФНС России в целях повышения эффективности взаимодействия с налогоплательщиками - физическими лицами по вопросам налогообложения имущества при исполнении полномочий налоговых органов были установлены экстерриториальные принципы взаимодействия с налогоплательщиками при приеме и предоставлении результатов рассмотрения следующих документов.
В п. 1 Письма указано, что заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота приведена в приложении N 1 к настоящему письму).
В срок не позднее трех рабочих дней филиалом ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (далее - филиал ФКУ) по месту предоставления Заявления обеспечивается ввод Заявления в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС) для рассмотрения налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика или по месту нахождения налогооблагаемого имущества, если иное не предусмотрено организационно-распорядительными документами ФНС России.
При этом под сноской указано, что до реализации режима ввода Заявления в АИС и возложения на филиалы ФКУ полномочий по обработке соответствующих документов Заявление и представленные с ним документы передаются сотрудником ОКП по принадлежности (через СЭД) в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика или по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
Указанные разъяснения ФНС в письме даны со ссылкой на ч. 6 ст. 407 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ч. 6 ст. 407 Налогового Кодекса РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы и подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, получив в январе 2013 года заявление о предоставление льготы по налогу на имуществу физических лиц налоговый орган по месту жительства налогоплательщика - Межрайонная ИФНС №1 по Архангельской области и НАО во исполнение письма 2017 года должна была сообщить в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения - Межрайонной ИФНС №1 по Брянской области о наличии льготы у налогоплательщика административного ответчика Кузнецовой Л.Н., а Межрайонная ИФНС №1 по Брянской области при получении данной информации - произвести перерасчет налога за три предыдущих периода, то есть 2016-2014 годы.
Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, право ответчика на предоставление налоговой льготы по оплате объектов недвижимости суд приходит к выводу о том, что начисление налога на данный объект недвижимости: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый № *** произведено МИФНС России № 1 по Брянской области правомерно, однако взыскание недоимки по нему не будет соответствовать требованиям закона, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени следует отказать.
Частью 2 статьи 114 КАС РФ установлено, что при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, то соответствующая пошлина не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления к Кузнецовой Л.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество, начисленному за 2014 год в размере 1113 рублей и пени за неуплату налога на имущество физических лиц в размере 45,53 рублей Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной судв течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз