Решение по делу № 2-579/2023 от 11.01.2023

Гражданское дело № 2-579/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Егорьевск Московской области                          23 марта 2023 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего:                                                Сумкиной Е.В.,

при секретаре:                                                                 Кутузовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-579/2023 по иску Демидова И. В. к администрации городского округа Егорьевск Московской области о взыскании денежных средств, штрафа и неустойки (пени),

УСТАНОВИЛ:

Демидов И. В. (далее истец) обратился в суд с иском о защите прав потребителей к Егорьевской администрации Московской области (далее ответчик, в настоящее время администрация городского округа Егорьевск Московской области), просит о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 800000 рублей, как компенсации за неисполнение требований закона, лишение его как гражданина РФ права на погребение; штрафа в размере 50% от причиненного ему ущерба в размере 400000 рублей и 720000 рублей - неустойки (пени), а всего 1920000 рублей (л.д. 32-34).

В обоснование заявленных требований Демидовым И.В. указано, что ДД.ММ.ГГГГ им было написано заявление о выдаче «удостоверения» о родственном захоронении - номер сектора , номер ряда , номер места . Удостоверение выдано ему многофункциональным центром (далее МФЦ) города Егорьевск. В удостоверении имеется запись - номер «умершего» - Демидов И. В., которого не существует, т. к. «он пока не умирал», о своем погребении ему ничего неизвестно, указана дата смерти — ДД.ММ.ГГГГ. Демидов И.В. обращался в администрацию г.о. Егорьевск по этому поводу, но его обращение оставлено без рассмотрения, ответ на досудебную претензию от ДД.ММ.ГГГГ - направлен несуществующему физическому лицу, юридическим лицом, не имеющим доверенности на необходимые действия, тогда как нерассмотрение обращений от граждан, предусматривает ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ. Демидовым И.В. было направлено обращение в прокуратуру, которое также не рассмотрено до настоящего времени. Несоблюдение МФЦ норм действующего законодательства причинило ему (учитывая нерассмотрение досудебной претензии - нарушение закона продолжается до настоящего времени) моральной вред в размере 800000 рублей, который он просит взыскать с администрации городского округа Егорьевск Московской области, а также по Закону о защите прав потребителей штраф и неустойку (штраф).

При проведении подготовки по делу от представителя администрации г.о. Егорьевск по доверенности Кузина А.Н. поступило ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу Муниципального казенного учреждения «Служба в сфере погребения и похоронного дела» (л.д. 46).

Поскольку истец Демидов И.В. в судебные заседания не является, о наличии требований к МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» не заявлял, настаивал на скорейшем рассмотрении поданного им иска к администрации, определением суда Муниципальное казенное учреждение «Служба в сфере погребения и похоронного дела» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 52-53).

Истец Демидов И.В. в судебное заседание не явился, извещен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии по заявленным им исковым требованиям (л.д. 63-64).

В силу статьи 155 ГПК РФ разбирательство дела происходит в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Информация о принятии обращения в суд к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети «Интернет» с учетом сроков, предусмотренных частью 7 статьи 113 ГПК РФ.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ.

В силу ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.

При указанных обстоятельствах, суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося истца Демидова И.В., стороны против этого не возражали.

Представитель администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности Кузин А.Н. иск не признал и показал, что Демидов И.В. действительно обращался в администрацию городского округа Егорьевск с жалобой на то, что в полученном им в МФЦ г.о. Егорьевск удостоверении о родственном захоронении, неверно указаны сведения об умерших, Демидову И.В. присвоен номер умершего , указана дата смерти ДД.ММ.ГГГГ, тогда как он не умирал, просил провести проверку, привлечь виновных лиц к ответственности. Жалоба от ДД.ММ.ГГГГ была направлена ими для подготовки ответа в созданное ими для обеспечения реализации полномочий в сфер организации ритуальных услуг специализированное муниципальное учреждение МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» (далее Служба погребения), которым истцу был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о том, что на памятнике, установленном в родственном захоронении, отсутствовала дата смерти Демидова И.В., в связи с чем, в удостоверение о захоронении информационной системой была внесена его условная дата смерти ДД.ММ.ГГГГ. Ответ Службы погребения содержал разъяснение со ссылкой на документ, регламентирующий деятельность общественных кладбищ и крематориев, о том, что надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших, истцу также предлагалось обратиться в Службу погребения для получения исправленного удостоверения о захоронении. Истцом на памятнике была отражена информация не соответствующая действительности, а именно о его захоронении, при этом ошибка в отечестве истца содержится на надмогильном сооружении. Таким образом, никаких нарушений при рассмотрении обращений гражданина Демидова И.В. допущено не было. При правовом обосновании своих исковых требований, истец опирается на нормы закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», однако, такая правовая конструкция не может применяться при разрешении спора по данной категории дел; администрация не является контрагентом Демидова И.В., не заключала, да и по сути своей не могла (в силу целей её создания и предоставленных ей полномочий), заключить с ним никакого гражданско-правового договора. В соответствии со статьей 40 Устава, администрация обладает широким кругом полномочий, но выполнение работ, оказание услуг и всё, что связано с предоставлением товаров и услуг потребителям в этот круг не входит. Более того документ, с которым истец не согласен был выдан не ими, а получен Демидовым И.В. через МФЦ (представлены возражения- л.д. 66-69).

Директор Муниципального казенного учреждения «Служба в сфере погребения и похоронного дела» Сафонов М.Н. в судебном заседании полагал исковые требования Демидова И.В. не подлежащими удовлетворению, показав, что путем электронного документооборота получив заявление истца Демидова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу неверного указания сведений об умерших в удостоверении о захоронении, ему было сообщено, что сведения об умерших вносятся в удостоверение о захоронении на основании компьютерной базы данных и формируются автоматически; при отсутствии сведений о дате смерти на памятниках или в книге регистрации захоронений, система ставит условную дату смерти - ДД.ММ.ГГГГ На памятнике, установленном на захоронении истца, указаны его данные («Демидов И. В. ДД.ММ.ГГГГ -…» /как буквально указано на памятнике/) без указания даты смерти, в связи с чем, в удостоверение о захоронении системой была внесена дата смерти ДД.ММ.ГГГГ. Ими истцу было разъяснено, что для получения исправленного удостоверения о захоронении, он может обратиться непосредственно в МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела». В соответствии с п. 57 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших; удостоверение о захоронении отражает сведения о захороненных на месте захоронений, полученные в результате проведения инвентаризации мест захоронений, которая проводится путем внесения сведений в электронную базу данных, полученных в результате визуального осмотра надписей на надмогильных сооружениях, а также полученных в ходе изучения книг регистрации захоронений при их наличии. В соответствии с законодательством Московской области оказание муниципальных услуг в сфере погребения производится с использованием РГИС; программное обеспечение РГИС не позволяет не вносить сведения о дате смерти (захоронения) или вносить буквенную информацию (например, запись «сведений нет»), т.е. ячейка с датой должна содержать цифры. По указанной причине подрядная организация, проводившая инвентаризацию, вносила сведения о дате смерти в случаях, если дата отсутствует или не читается в виде условной даты. В случае истца причиной внесения неправильной записи о захороненных в удостоверение о захоронении явилось нанесение на памятнике надписи о захоронении истца самим же истцом Демидовым И.В., причем в нарушение норм действующего законодательства; истец не обращался в установленном порядке за получением разрешения на установку надмогильного сооружения; вина ответчика или третьего лица отсутствует. По заявлению Демидова И.В. ему было выдано исправленное удостоверение о захоронении (представлены отзывы/объяснения, л.д. 59, 74).

Исследовав материалы дела, учитывая доводы и возражения сторон, суд находит исковые требования Демидова И.В. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Как следует из искового заявления, Демидов И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в МФЦ <адрес> с заявлением о выдаче ему удостоверения о родственном захоронении - номер сектора , номер ряда , номер места , которое ему было выдано. В данном удостоверении имеется запись: идентификационный номер умершего - Демидов И. В., дата смерти ДД.ММ.ГГГГ, однако, истец не умирал, в связи с чем, он обратился в администрацию городского округа Егорьевск с жалобой, в которой просил провести проверку, привлечь виновных лиц к ответственности, но должного ответа на свое обращение не получил, ввиду чего был вынужден обратиться в суд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

В статье 16 Закона N 210-ФЗ предусмотрены функции МФЦ, в том числе прием запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из исследованных материалов дела следует, что истец, обратившись в МФЦ г.о. Егорьевска, получил удостоверение о родственном захоронении (л.д. 87-90), в котором имелись сведения не соответствующие действительности, в связи с чем Демидовым И.В. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа Егорьевск Московской области была подана жалоба (л.д. 17), которая была зарегистрирована администрацией под от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70) и направлена для подготовки ответа в специализированное муниципальное учреждение МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела», которая создана муниципалитетом в целях обеспечения реализации полномочий в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского округа Егорьевск Московской области и учредителем которой является Муниципальное образование «<адрес>» в лице Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области (л.д. 75-82).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно статье 16 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Согласно статье 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах 1 и 2 настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения (пункт 67).

МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, а именно ДД.ММ.ГГГГ, Демидову И.В. был направлен ответ на его обращение за , содержащий сведения о разъяснении порядка внесения сведений об умерших в удостоверение о захоронении, а именно, что сведения об умерших вносятся в удостоверение на основании компьютерной базы данных и формируются автоматически; при отсутствии сведений о дате смерти на памятниках или в книге регистрации захоронений, система ставит условную дату смерти - ДД.ММ.ГГГГ На памятнике, установленном на захоронении истца, указаны его данные (при этом отчество Демидова И.В. на памятнике указано как В) без указания даты смерти, в связи с чем, в удостоверение о захоронении была внесена системой дата смерти лица, указанного на надгробном сооружении Демидова И. В.- ДД.ММ.ГГГГ Для получения исправленного удостоверения о захоронении истец истцу было предложено обратиться в МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела». Кроме того, истцу было сообщено для сведения, что в соответствии с п. 57 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших; ответ направлен истцу (л.д. 72, 85-86).

Демидовым И.В. было написано обращение на имя Президента Российской Федерации, направленное из администрации Президента в администрацию городского округа Егорьевск по вопросу его «незаконного погребения в 2000 году» и нерассмотрения ответчиком его заявления от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок.

На данное обращение, поступившее ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» был дан Демидову И.В. от ДД.ММ.ГГГГ ответ, повторно разъясняющий порядок внесения сведений об умерших в удостоверение о захоронении и что ответ на его первое обращение был направлен истцу почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ по адресу, указанному в заявлении: <адрес> (л.д. 19-20).

Демидовым И.В. направлялась в адрес ответчика досудебная претензия, которая поступила ДД.ММ.ГГГГ, была рассмотрена и на которую истцу был дан соответствующий ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 73).

Данные документы (ответы на обращения истца) были им получены, поскольку представлены суду они были именно Демидовым И.В. (л.д. 19—22) и что подтверждено документально.

По мнению суда, вышеуказанные требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответчиком были соблюдены, нарушений при рассмотрении обращений Демидова И.В. в администрацию городского округа Егорьевск не установлено, все заявления Демидова И.В. рассмотрены, в установленный законом срок истцу даны соответствующие ответы. Кроме того, удостоверение о захоронении с внесением в него уточнений в отношении Демидова И.В. также уже выдано истцу (л.д. 91-96).

Как уже было указано, истец не участвовал при поведении подготовки по делу, не явился в судебное заседание, просил о рассмотрении поданного им заявления в его отсутствие по заявленным им требованиям к администрации г.о. Егорьевск, при этом в исковом заявлении Демидов И.В. указывает, что ему было выдано в МФЦ г.о. Егорьевска удостоверение о захоронении, в которое внесены не соответствующие действительности сведения о его смерти, что нарушает его права как потребителя и что служит основанием для взыскания с администрации городского округа Егорьевск в его пользу компенсации морального вреда, неустойки и штрафа. Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и по следующим основаниям.

Положения Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяют различные формы погребения, реализуемые в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (статья 3), гарантируют исполнение волеизъявления умершего (пункт 4 статьи 8), устанавливают требования к выбору земельного участка для размещения места погребения для обеспечения неопределенно долгого срока существования места погребения (пункт 1 статьи 16) и предусматривают полномочия органов местного самоуправления по определению порядка деятельности общественных кладбищ (пункт 4 статьи 18). Данные нормы действуют в системе других гарантий погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, а также санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения (пункты 1 и 3 статьи 1 данного Федерального закона).

Так, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» (пункт 1 его статьи 7).

Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4.10, 4.11, 4.12 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, разработанных и рекомендованных НТС Госстроя России протоколом N 01-НС-22/1 от 25 декабря 2001 года, лицо, осуществляющее организацию погребения, должно выполнить весь процесс организации погребения от оформления документов до принятия на себя ответственности за место захоронения. Лицу, осуществляющему погребение, предоставляется право быть ответственным за могилу. Данное право включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным в этой могиле как в родственной, а также разрешать через установленный нормативными документами период времени захоронение в эту могилу родственников или близких умершего.

Пунктом 2.1.15 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст определено, что лицо, ответственное за место захоронения- это лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним.

Согласно примечания к пункту 2.2.4 ГОСТа под правом дальнейшего использования места захоронения ответственным лицом за захоронение подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т. д.

Также ГОСТом даны определения "место захоронения" (пункт 2.11.2), "родственное место захоронения (пункт 2.11.7), "семейное место захоронения" (пункт 2.11.8) и "родовое место захоронения" (пункт 2.11.9), которыми подразумевается захоронения родственников или членов семьи (рода), объединенные в рамках границ одного общего захоронения, в том числе общей оградой (по желанию ответственного за захоронение лица или родственников умерших на "оградных" участках-кварталах), намогильное сооружение: Архитектурно-скульптурное сооружение, содержащее мемориальную информацию, предназначенное для увековечивания памяти умерших или погибших и устанавливаемое на месте захоронения (пункт 2.6.1).

Согласно п. 1 ст. 11 Закона Московской области от 17 июля 2007 года N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» в целях этого Закона места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, а также захоронения в стенах скорби.

Под родственными захоронениями понимаются места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника (ст. 1 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»).

Как предусмотрено п. 1 ст. 12 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области», место для родственного захоронения предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе. Регистрация заявления о предоставлении места для родственного захоронения производится в РГИС в день его подачи. Заявление о предоставлении места для родственного захоронения направляется в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

На основании п. 3 ст. 12 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» удостоверение о родственном захоронении формируется в РГИС и выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, или его представителю уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на основании принятого им решения о предоставлении места для родственного захоронения, сформированного в РГИС, после осуществления захоронения, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем захоронения.

Подзахоронением является погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте родственного, воинского, почетного захоронения или в нише стены скорби, на которых (в которую) ранее произведены захоронения умерших родственников, а также погребение на территории семейных (родовых) захоронений (ст. 1 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»).

Приведенными положениями действующего федерального и регионального законодательства предусмотрено, что удостоверение о захоронении выдается лицу, ответственному за захоронение, и только таким документом может быть подтвержден статус лица, ответственного за захоронение. Сведения о выдаче удостоверения о захоронении умерших отражаются в книге регистрации захоронений.

Согласно пункту 57 раздела VIII Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. N 1178/52 (далее Порядок) надписи на надмогильных сооружениях (надгробиях) должны соответствовать сведениям о действительно захороненных в данном месте умерших.

В соответствии с п. 60 указанного Порядка, регистрация установки или замены надмогильных сооружений (надгробий) на территории общественных кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, производится с соблюдением требований Закона Московской области N 115/2007-ОЗ. Регистрация установки или замены надмогильных сооружений (надгробий) на иных общественных кладбищах осуществляется с соблюдением требований, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся данные объекты похоронного назначения, а также требований, установленных в пунктах 55-59, 61 настоящего Порядка.

В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Земельные участки под муниципальными кладбищами городского округа Егорьевск Московской области находятся в муниципальной собственности. Полномочный орган муниципального образования (в настоящее время МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела») предоставляет участки земли, находящиеся в муниципальной собственности для различных видов захоронений в соответствии с установленными муниципальными нормами размерами участков.

Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о погребении и похоронном деле на территории городского округа Егорьевск, согласно п. 4.1. которого к ведению специализированной службы- Муниципального казенного учреждения «Служба в сфере погребения и похоронного дела» относятся, в том числе, предоставление мест для захоронений, ведение книги регистрации захоронений, вопросы оформления и выдачи удостоверений о захоронениях, регистрация установки и замены надмогильных сооружений (надгробий) с внесением соответствующих записей в книгу регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и соответствующие удостоверения (л.д. 47-51).

Как следует из материалов дела, у истца имеется родственное захоронение - номер сектора , номер ряда , номер места , на котором установлено надгробие, содержащее сведения о захороненных Кротовой К.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, Гераськиной Е.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, Гераськина Е.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, Гераськиной М.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ и Демидова И. Валерьевича ДД.ММ.ГГГГ-…/дата смерти и/или захоронения отсутствует/ (л.д. 108).

Как уже было указано, в соответствии с п. 57 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших.

Удостоверение о захоронении отражает сведения о захороненных на месте захоронений, полученные в результате проведения инвентаризации мест захоронений на основании муниципального контракта. Инвентаризация мест захоронений проводится путем внесения сведений в электронную базу данных полученных в результате визуального осмотра надписей на надмогильных сооружениях, а также полученных в ходе изучения книг регистрации захоронений при их наличии. В целях предоставления муниципальных услуг в сфере погребения база данных, полученная в результате инвентаризации, вносится в региональную: географическую информационную систему (РГИС) Московской области. В соответствии с законодательством Московской области оказание муниципальных услуг в сфере погребения производится с использование- РГИС. Программное обеспечение РГИС не позволяет не вносить сведения о дате смерти (захоронения) или вносить буквенную информацию (например, запись «сведений нет»), т.е. ячейка с датой должна содержать цифры (л.д. 106-107). По указанной причине системой вносятся сведения о дате смерти в случаях, если дата отсутствует или не читается в виде условной даты.

Как показал представитель МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» Сафонов М.Н., сведения об умерших вносятся в удостоверение о захоронении на основании компьютерной базы данных и формируются автоматически; при отсутствии сведений о дате смерти на памятниках или в книге регистрации захоронений, система ставит условную дату смерти. Причиной внесения неправильной записи о захороненных в удостоверение о захоронении Демидова И.В. явилось нанесение на памятнике надписи о захоронении истца самим истцом, что нарушает действующее законодательство, поскольку надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных на данном месте умерших. Так, на памятнике, установленном на захоронении истца им самим были указаны его данные («Демидов И. В. ДД.ММ.ГГГГ -…») без указания даты смерти (л.д. 108), в связи с чем, в удостоверение о захоронении системой была внесена условная дата смерти Демидова И.В. как ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку на надмогильном сооружении (надгробии) значатся данные о захороненных, в том числе, Гераськиной М.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, соответственно данное надгробие было установлено после указанной даты, при этом Демидов И.В. в установленном порядке за получением разрешения на установку надмогильного сооружения, в том числе на себя, в Службу погребения не обращался.

В контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из содержания статьи 67 ГПК РФ следует, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, иных доказательств представлено не было.

При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, оценив установленные по делу обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии вины как администрации городского округа Егорьевск Московской области, так и МКУ «Служба в сфере погребения и похоронного дела» в указании в выданном МФЦ Демидову И.В. удостоверении о захоронении не соответствующих действительности сведений. При этом суд учитывает, что истцу по его обращению было выдано иное удостоверение о захоронении, в котором вышеуказанные сведения были изменены.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 800000 рублей, штрафа и неустойки со ссылкой на Закон о защите прав потребителей и на то, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, т. к. он претерпевает из-за произошедшего нравственные страдания.

По мнению суда, при заявлении требований о взыскании с администрации городского округа Егорьевск Московской области компенсации морального вреда, ссылка в иске Демидова И.В. на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», основана на неверном толковании им норм материального права, в связи с чем она отклоняется судом и не может служить основанием для удовлетворения данных исковых требований.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно основным понятиям, указанным в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;

заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги... с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 указанного Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Демидову И.В. на его обращение путем МФЦ г.о. Егорьевск была оказана услуга по предоставлению удостоверения о родственном захоронении, а также на его обращения в администрацию городского округа Егорьевск даны соответствующие ответы, в связи с чем, доводы истца относительно того, что со стороны ответчика имело место нарушения его прав как потребителя, суд признает несостоятельными, поскольку к сложившимся между сторонами по делу правоотношениям положения Закона РФ «О защите прав потребителей» не применяются.

Как предусмотрено ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.

Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Таким образом, гражданским законодательством возможность взыскания морального вреда предусмотрена лишь для случаев причинения гражданину такого вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место только при наличии указания об этом в законе.

Обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии противоправности деяния и вины указанных органов и лиц в причинении вреда, между тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении истцу физических и нравственных страданий незаконными действиями (бездействием) ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Причинно-следственная связь между действиями администрации городского округа Егорьевск и негативными последствиями для истца судом не установлена.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворении требований Демидова И.В. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, исходя из недоказанности истцом факта причинения ему морального вреда и поскольку доказательств подтверждающих причинно- следственную связь между действиями/бездействием администрации городского округа Егорьевск и перенесенными истцом нравственными страданиями материалы дела не содержат.

В силу требований пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, а также пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Согласно пункту 3 статьи 31 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона.

Поскольку в удовлетворении исковых требований Демидова И.В. отказано и, как уже было указано, Закон о защите прав потребителей к спорным правоотношениям не применяется, оснований для взыскании с администрации городского округа Егорьевск в пользу Демидова И.В. штрафа и неустойки у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Демидову И. В. в удовлетворении исковых требований к администрация городского округа Егорьевск Московской области о взыскании денежных средств в сумме 800000 рублей, как компенсации за неисполнение требований закона, лишение его как гражданина РФ права на погребение; штрафа в размере 50% от причиненного ему ущерба в размере 400000 рублей и неустойки в размере 720000 рублей, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                  Сумкина Е.В.

2-579/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Демидов Игорь Валериевич
Ответчики
Администрация г.о. Егорьевск
Суд
Егорьевский городской суд Московской области
Судья
Сумкина Елена Васильевна
Дело на странице суда
egorievsk.mo.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Подготовка дела (собеседование)
03.03.2023Подготовка дела (собеседование)
09.03.2023Подготовка дела (собеседование)
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Дело оформлено
23.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее