Гражданское дело № 11-3/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2018 года с Новый Некоуз
Некоузский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Данилюка В.Н.
с участием подателя жалобы Шалапанова Н.В. и представителя Шалапановой Г.А.
при секретаре судебного заседания Коньковой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шалапанова Н.В. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Некоузского судебного района от 15 января 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Шалапанова Н.В. к ФГУП «ЖКУ РАН» о взыскании излишне переплаченных денежных средств за коммунальные услуги, в размере 48568 рублей 99 копеек, взыскании материальной компенсации морального вреда, в размере 50000 рублей и взыскании расходов на ксерокопирование документов, в размере 245 рублей, оставить без удовлетворении.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение Шалапанова Н.В. и представителя Шалапановой Г.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
Шалапанов Н.В., обратилась в мировой судебный участок № 1 Некоузского судебного района с исковыми требованиями к ФГУП «ЖКУ РАН» о взыскании излишне переплаченных денежных средств, за коммунальные услуги, в размере 48568 рублей 99 копеек, взыскании материальной компенсации морального вреда, в размере 50000 рублей, а так же взыскании расходов, связанных с ксерокопированием документов, в размере 245 рублей, указав в обоснование заявленных требований что, в середине декабря 2016 года, до него была доведена информация о том что, согласно распоряжения Территориального Управления Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в Ярославской области № 764 от 28.10.2016 года, филиал ФГУП «ЖКУ РАН» в <адрес>, прекращает свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ и если у кого либо из жителей <адрес> имеется переплата за предоставленные коммунальные услуги, им необходимо обратиться в бухгалтерию организации для сверки расчетов.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он и его супруга Шалапанова Г.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
По данному адресу зарегистрированы пятеро человек: Шалапанов Н.В., его супруга Шалапанова Г.А., их сын ФИО1, бывшая сноха ФИО2 и внук ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Когда их сын, ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ женился, они зарегистрировали по указанному адресу его супругу, ФИО2 и внука, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые, оставаясь зарегистрированными в спорной квартире, там никогда не проживали, поскольку все это время проживали в <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ брак сына с бывшей снохой распался, но они остались в хороших отношениях, поэтому выписывать из квартиры бывшую сноху и внука не стали.
По требованию филиала ФГУП «ЖКУ РАН» <адрес> он, являясь ответственным квартиросъемщиком, оплачивал квитанции за предоставление коммунальных услуг, из расчета зарегистрированных в квартире членов его семьи, в количестве 5 человек, тогда как в реальности, все это время, в квартире проживали и проживают только два жильца: он (Шалапанов Н.В.) и его жена, Шалапанова Г.А..
Сын истца, ФИО1, его бывшая сноха, ФИО2, постоянно проживают и работают в <адрес>, где и производят оплатукоммунальных платежей за себя и свои семьи в полном объеме.
В связи с изложенным, Шалапанов Н.В. обратился в филиал ФГУП «ЖКУ РАН» <адрес>, о перерасчете излишне переплаченных коммунальных платежей, но его заявление было оставлено без рассмотрения, что и послужило основанием для обращения в суд.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении первоначального иска в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, нарушению процессуального права.
Представителем ответчика в лице ФГУП «ЖКУ РАН», принесены письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которого, решение мирового судьи судебного участка № 1 Некоузского судебного района ЯО от 15.01,2018 года, вынесенное по иску Шалапанова Н.В., является законным и обоснованным, вследствие чего, апелляционная жалоба Шалапанова, не подлежит удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы Шалапанова Н.В. и представителя Шалапанову Г.А., суд считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, с вынесением нового решения, об удовлетворении исковых требований Шалапанова Н.В. в полном объеме, не имеется.
С выводами мирового судьи судебного участка № 1 Некоузского судебного района ЯО, мотивами, изложенными в решении, суд апелляционной инстанции полностью соглашается, считает их правильными, основанными на правильном применении норм процессуального и материального права.
Как указано в обжалуемом решении мирового судьи, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Шалапанов Н.В., зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
По данному адресу, вместе с Шалапановым Н.В., зарегистрирована и проживает его супруга, Шалапанова Г.А..
В указанной квартире до ДД.ММ.ГГГГ, были зарегистрированы их сын, ФИО1, бывшая сноха, ФИО2 и внук, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В дальнейшем, с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 оформил регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 58).
ФИО2 и ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ, оформили регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 59-60)
В квартиру по адресу: <адрес>, филиалом ФГУП «ЖКУ РАН» в <адрес>, предоставлялись коммунальные услуги: водоснабжение: холодная и горячая вода, водоотведение и отопление, что предусмотрено п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.
Коммунальные услуги за холодное и горячее водоснабжение, а так же за водоотведение, начислялись по нормативу потребления, на всех зарегистрированных в квартире жильцов, поскольку указанный дом признан аварийным и установка индивидуальных приборов учета в данном доме нецелесообразна.
Шалапанов Н.В., являясь ответственным квартиросъемщиком, на основании присылаемых квитанций, оплачивал предоставляемые коммунальные услуги, следовательно между сторонами, сложились договорные отношения, то есть договор о предоставлении коммунальных услуг, был заключен путем совершения конклюдентных действий.
Шалопанов с письменным заявлением по вопросу заключения договора о предоставлении коммунальных услуг в Филиал ФГУП «ЖКУ РАН», а также в суд, с требованием о понуждении заключения такого договора, не обращался.
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Пункт 7 названных Правил устанавливает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п.п. 23 и 24 названных Правил, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.
Пункт 30 указанных Правил предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем, с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16и 17 настоящих Правил.
Таким образом, доводы Шалапанова Н.В. об отсутствии оснований у ответчика для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные в данной квартире, в связи с отсутствием письменного договора о предоставлении коммунальных услуг, являются несостоятельными.
Оснований не согласиться с доводами мирового судьи в этой части, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Пункт 4 ст. 154 ЖК РФ предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 11 и п. 12 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.
Отказывая Шалапанову Н.В. в удовлетворении исковых требований, мировой судья исходила из того что, на основании п.п. «з» п. 34 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», наниматель жилого помещения, обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Предоставляемая информация, является основанием для производства перерасчета за предоставленные коммунальные услуги, либо в сторону увеличения либо в сторону их уменьшения.
Пунктами 92 и 93 названных Правил установлено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
Пункт 93 указанных Правил предусматривает, что в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии.
Как было установлено в судебном заседании, с письменным заявлением о производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, за период временного отсутствия, с января ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в вышеуказанном жилом помещении ФИО1, ФИО2 и ФИО3, Шалапанов Н.В. обратился в Филиал ФГУП «ЖКУ РАН» только в декабре ДД.ММ.ГГГГ.
Самостоятельно Шалапанов А.Н.и Шалапанова С.А., по вопросу производства перерасчета оплаты за коммунальные услуги, в Филиал ФГУП «ЖКУ РАН» не обращались.
С выводами мирового судьи, изложенными в решении суда о том что, истцом Шалапановым Н.В., в установленные сроки, не выполнена обязанность по информированию исполнителя об уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом им жилом помещении, суд апелляционной инстанции полностью соглашается, поскольку выводы мирового судьи в этой части аргументированы исследованными в заседании доказательствами.
Доказательств, подтверждающих факт не проживания ФИО1 в спорной квартире, в период с января ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а так же ФИО2 и ребенка ФИО2 в период с октября ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ, Шалапанов Н.В. в судебном заседании не представил, а представленные справка с места работы ФИО2 и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, таковыми по мнению суда, не являются, поскольку не могут с полной достоверностью подтвердить факт не проживания указанных лиц в спорном жилом помещении в период отпусков, в выходные дни, в дни школьных каникул, в праздничные каникулы и другие случаи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были нарушены права третьих лиц: ФИО1 и ФИО2, являются необоснованными, поскольку, Шалапанов Н.В., являясь истцом по делу, указанных лиц, к участию в деле, при подаче искового заявления, не привлекал, ходатайств о привлечении их к участию в деле в качестве третьих лиц и вызове в судебное заседание, в ходе рассмотрения искового заявления по существу, не заявлял.
Установив указанные обстоятельства, судья мирового суда, обоснованно пришла к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Шалапанова Н.В.
В целом доводы апелляционной жалобы Шалапанова Н.В., сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании апеллянтом норм материального права, повторяют позицию ответчика в споре.
Эти доводы были тщательно проверены судом первой инстанции и основанием для отмены решения суда не являются.
При разрешении спора, суд полно и правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, собранные по делу доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и оснований для переоценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение суда перовой инстанции, является законным и обоснованным, основанным на правильном применении нор процессуального права и оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Некоузского судебного района
Ярославской области от 15 января 2018 года по иску Шалапанова Н.В. к ФГУП «ЖКУ РАН» о взыскании излишне переплаченных денежных средств за предоставленные коммунальные услуги, о возмещении морального вреда и расходов по оплате ксерокопирования документов, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шалапанова Н.В., без удовлетворения.
Судья Некоузского районного суда В.Н. Данилюк