УИД 19RS0004-01-2022-000602-30 Дело № 2а-478/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Торбостаевой Л.А.,
с участием представителя административного истца – ОМВД России по Аскизскому району Республики Хакасия в лице Чекурова А.Г.,
административного ответчика Ковалева А.А.,
помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Ермохиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Аскизскому району Республики Хакасия об установлении административного надзора в отношении Ковалева А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аскизскому району (далее - ОМВД России по Аскизскому району) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Ковалева А.А. Требования административного истца мотивированы тем, что приговором Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> Ковалев А.А. осужден по ч. № ст. № УК РФ к № годам лишения свободы, с ограничением свободы сроком на № год. Приговором мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> Ковалев А.А. осужден по ч. № ст. № УК РФ к № году лишения свободы, в соответствии с ч. № ст. № УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена не отбытая часть наказания в виде ограничения свободы по приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на № года № месяц, с ограничением свободы сроком на № год. <дата> Ковалев А.А. освобожден из ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>. <дата> Ковалев А.А. поставлен на учет в ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>, снят с учета <дата>. С учетом изложенного, сославшись на то, что в настоящее время Ковалев А.А., <дата> года рождения, проживая по адресу: <адрес>, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при <данные изъяты> рецидиве, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре), просил согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре установить в отношении Ковалева А.А., <дата> года рождения, административный надзор на срок № лет до погашения судимости по приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>, то есть сроком до <дата>; согласно ч. 1, ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре установить в отношении Ковалева А.А. следующие административные ограничения:
запретить пребывание в барах, ресторанах, питейных заведениях, клубах, кафе;
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов до 06 часов;
запретить выезд за пределы территории административных границ населенного пункта по избранному месту жительства – <адрес> Республики Хакасия;
обязать являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ОМВД России по Аскизскому району Чекуров А.Г., действующий на основании доверенности от <дата>, требования административного искового заявления поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Участвовавший в судебном заседании помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Ермохина Г.В. полагала требования административного истца об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Ковалева А.А., имеющего постоянное место работы, подлежащими удовлетворению в части запрета пребывания административного ответчика в барах, ресторанах, питейных заведениях, клубах, кафе, а также явки два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Административный ответчик Ковалев А.А. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражал, пояснив, что оснований для установления административного надзора не имеется, поскольку приговором мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия не предусмотрен опасный рецидив преступлений, кроме того, обратил внимание суда на то обстоятельство, что при отбывании наказания в виде ограничения свободы на него была возложена единственная обязанность явки для регистрации, исполнение которой он не нарушил. Кроме того, указал, что официально трудоустроен на территории <адрес>, где работатет охранником вахтовым методом с <дата>, осуществляя трудовую функцию с № до № часов, имеет заболевания сердца.
Заслушав объяснения сторон, прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Законом об административном надзоре в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно имеющемуся в материалах административного дела вступившему в законную силу <дата> приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> Ковалев А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. № ст. № УК РФ, с назначением ему наказания в виде лишения свободы на срок № года с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима, с ограничением свободы на срок №.
Данным приговором к числу обстоятельств, отягчающих наказание Ковалеву А.А., в соответствии со ст. № УК РФ, отнесен опасный рецидив преступлений.
Вступившим в законную силу <дата> приговором мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> Ковалев А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. № ст. № УК РФ, с назначением ему наказания в виде лишения свободы сроком на №.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы и дополнительного наказания в виде ограничения свободы по приговору Аскизского районного суда от <дата> и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на № года № месяц с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима, с ограничением свободы на срок № год.
Справкой № от <дата>, выданной ФКУ ИК№ УФСИН России по РХ, подтверждается, что Ковалев А.А. содержался в местах лишения свободы с <дата> по <дата>, откуда был освобожден по отбытии срока.
Согласно сообщению Аскизского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> от <дата> № Ковалев А.А. будет снят с учета в Аскизском межмуниципальном филиале ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> <дата> в связи с отбытием наказания в виде ограничения свободы, в соответствии со ст. 173.1 УИК РФ, Ковалев А.А. попадает под категорию лиц, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.
Из сообщения Аскизского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> от <дата> № следует, что <дата> Ковалев А.А. снят с учета в Аскизском межмуниципальном филиале ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> по отбытии срока наказания.
В силу части 4 статьи 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 218-ФЗ) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Принимая во внимание, что обстоятельства совершения Ковалевым А.А. тяжкого преступления при <данные изъяты> рецидиве установлены приговором Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>, при этом в последующем окончательное наказание по приговору мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> назначалось Ковалеву А.А. в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного назначенного наказания с назначенным по приговору суда от <дата> наказанием, срок погашения судимости будет исчисляться со дня отбытия назначенного по совокупности приговоров дополнительного наказания в виде ограничения свободы, то есть с <дата>, в связи с чем судимость Ковалева А.А. будет погашена <дата>.
В соответствии со ст. 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления, в том числе при <данные изъяты> рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы, что имеет место в рассматриваемом в отношении Ковалева А.А. случае.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом в силу части 4 статьи 5 Закона об административном надзоре в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
В соответствии с абзацами первым, третьим пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений в их взаимосвязи, учитывая установленные по делу обстоятельства наличия у Ковалева А.А. непогашенной судимости за совершение преступления при <данные изъяты> рецидиве, суд приходит к выводу о том, что установление в отношении него административного надзора в силу закона является обязательным на срок № лет, до погашения судимости по приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного наказания со дня отбытия Ковалевым А.А. наказания в виде ограничения свободы по приговору мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата>.
Разрешая требования административного истца об установлении административных ограничений, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
На основании части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
По смыслу абзаца первого пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Как указано в абзаце четвертом пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Из содержания приговора мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> следует, что Ковалев А.А. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 112 УК РФ, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Имеющейся в материалах дела характеристикой Ковалев А.А в период отбывания им наказания в ФКУ ИК№ УФСИН России по РХ характеризовался отрицательно, на меры воспитательного и профилактического характера не реагировал, имел два взыскания в виде устного выговора и водворения ШИЗО, поощрений не имел, состоял на профилактическом учете как лицо склонное к суициду и членовредительству, в учреждении не трудоустраивался.
Согласно адресной справке от <дата> Ковалев А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Из справки-характеристики, представленной УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес>, следует, что Ковалев А.А. проживает по адресу: <адрес>. По месту жительства административный ответчик характеризуется удовлетворительно, жалоб в его адрес не поступало, в употреблении спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ не замечен, к административной ответственности не привлекался, неоднократно привлекался к уголовной ответственности, на учете в ОМВД России по Аскизскому району не состоит.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Ковалев А.А. имеет постоянное место жительства, предпринимает меры к социализации после отбытия наказания путем трудоустройства, после освобождения из мест лишения свободы по месту жительства характеризуется удовлетворительно.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений в их взаимосвязи, учитывая, что административный ответчик совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 112 УК РФ, в состоянии алкогольного опьянения, будучи судимым за совершение тяжкого преступления при <данные изъяты> рецидиве, учитывая иные характеризующие административного ответчика данные, наличие у него постоянного места жительства, суд считает необходимым назначить Ковалеву А.А. административные ограничения в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку установление административного надзора и ограничений не ухудшает его положение, не отягчает ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания по месту его нахождения, что в полной мере соотносится с регламентирующими указанные правоотношения нормами материального права и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится с учетом личности Ковалева А.А. и обстоятельств совершенного им преступления.
При этом суд не усматривает оснований для назначения Ковалеву А.А. таких административных ограничений, как запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещения выезда за пределы территории <адрес> Республики Хакасия, поскольку обоснования установления данных административных ограничений и доказательств необходимости их установления суду не представлено, тогда как в силу части 2 статьи 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Устанавливая такой объем ограничений в отношении административного ответчика, суд также учитывает, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона об административном надзоре суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Обобщая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ОМВД России по <адрес> к Ковалеву А.А., как об установлении административного надзора, так и об установлении административных ограничений, подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел России по Аскизскому району удовлетворить.
Установить в отношении Ковалева А.А., родившегося <дата> в <адрес>, административный надзор на срок № лет до погашения судимости по приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Ковалеву А.А. административные ограничения в виде:
- запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;
- обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы по приговору мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата>.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева