УИД № 77RS0002-02-2024-000041-60 Дело №2-357/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 23 мая 2024 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Бадулиной О.В., при секретаре судебного заседания Подлесной Л.В., с участием: представителей истца - Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры – в лице помощников Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Кибалова А.С., Савельева С.А., помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Арушанян Р.С., представителя ответчика – ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Линника И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», в порядке ст. 45 ГПК РФ, об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», впоследствии уточненным в редакции от 23.05.2024, с требованиями: обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожных мостов <данные изъяты> находящихся в границах <адрес> муниципального округа, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности, а именно: оснастить ж/д мосты инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – системами и средставми сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также ограждением, предназначенным для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры.
Представители истца - Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры – помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Кибалов А.С., помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Арушанян Р.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Линник И.Ю. просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, случае удовлетворения заявленных требований, просил суд установить срок устранения недостатков до 31.12.2025 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора – Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела надлежаще уведомлены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд, считает возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения участвующих в рассмотрении дела представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
Частью 3 статьи 196 ГПК РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В судебном заседании установлено, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой осуществлены надзорные мероприятия по вопросам исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожных мостах Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
Согласно пп. 1, 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, под которыми понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 10.01.2023 № 17-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ж/д мосты, состоящие на балансе субъекта транспортной инфраструктуры - Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП - филиала ОАО «РЖД», являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Положениями ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.
В силу указанных требований действующего законодательства ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона 16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, в том числе не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение положений Закона 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).
На основании решений Росжелдора 11 ж/д мостов, состоящих на балансе Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, находящихся в границах Благодарненского муниципального округа, включены в раздел № 2 реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № 1635 в отношении данных ж/д мостов субъект транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами объектов, в течение одного года со дня вступлению в силу указанных требований.
В отношении указанных ж/д мостов в период времени с 24.10.2022 - 09.11.2022 в полном объеме разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - паспорта ОТБ).
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что до настоящего времени в отношении 11 ж/д мостов - <данные изъяты>, находящихся в границах <адрес> муниципального округа, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, а именно: оснащение объектов охранной инфраструктурой, необходимыми техническими средствами, а также привлечение для защиты ОТИ подразделений транспортной безопасности.
С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено, однако вышеуказанные мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, по оснащению объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не выполнены.
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры данных требований влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности транспортных средств, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности транспортных средств в целом, неопределенного круга граждан, перевозка которых осуществляется железнодорожным транспортом.
Непринятие достаточных и необходимых мер к реализации паспортов обеспечения безопасности свидетельствует об уклонении ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров и работников.
При таких обстоятельствах, выявленные нарушения требований действующего законодательства, ОАО "РЖД" должны быть исполнены в установленный срок.
Вместе с тем, заявленные в иске сроки (в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу) устранения выявленных нарушений требований законодательства суд считает недостаточными и полагает необходимым возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, с учетом допущенных со стороны ответчика нарушений, установлены основания для удовлетворения заявленных транспортным прокурором требований в полном объеме, так как отсутствие на железнодорожных мостах в границах Благодарненского муниципального округа технических средств нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности движения и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, вследствие чего на ответчика как субъекта транспортной инфраструктуры в полной мере подлежит возложение обязанности устранить выявленные нарушения.
Согласно части 5 статьи 198 ГПК РФ решение суда должно содержать указание на распределение судебных расходов.
В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, определяемая по настоящему делу в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, взыскивается судом с ответчика по делу, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 61.6 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных округов.
Поскольку у суда отсутствуют основания для освобождения ответчика от уплаты судебных расходов, доказательств обратного не представлено, государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» - удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры – в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожных мостов <данные изъяты> находящихся в границах <адрес> муниципального округа, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности, а именно: оснастить ж/д мосты инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – системами и средствами сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также ограждением, предназначенным для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 30 мая 2024 года.
Судья Благодарненского районного
суда Ставропольского края О.В. Бадулина