№2а-600/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 27 апреля 2021 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Мельник Н.С., с участием административного истца Фомина Ю.С., административных ответчиков судебного пристава – исполнителя Нерюнгринского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Саха (Якутия) Силаковой Ю.С., представителя Управлению ФССП России по Республике Саха (Якутия) В.М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомина Ю.С. к судебному приставу – исполнителю Нерюнгринского районного отдела судебных приставов УФССП по <адрес> (Якутия) Силаковой Ю.С., Управлению ФССП России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным действия,
установил:
Фомина Ю.С. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава – исполнителя возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с неё задолженности в размере 21 504,60 руб. В ходе совершения исполнительных действий, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем взыскана вышеуказанная сумма. На данный расчетный счет ежемесячно с 2013 года, а позднее с 2015 года перечисляются алименты на содержание несовершеннолетних детей. В связи с чем, судебным приставом – исполнителем была погашена задолженность за счет алиментов несовершеннолетних детей, являющихся их собственностью. Учитывая предоставленные Якутским отделением № Г1АО «Сбербанк» России выписок по расчетному счету №, где в последней графе указан вид платежа - алименты, банк знал, что денежные средства, поступающие на данный расчетный счет относятся к категориям доходов, указанным в ст.101 ФЗ «Об исполнительном производстве» и на них не может быть обращено взыскание. Соответственно данные сведения банк обязан был предоставить судебному приставу - исполнителю. Незаконными действиями Нерюнгринского районного ОСП УФССП России по Республике Саха (Якутия) ей причинен моральный вред, который оценивает в 50 000 рублей, который выражается в эмоциональных переживаниях, выраженных в отсутствие и поиске денежных средств на содержание, воспитание и образование детей. Какого-либо дохода она не имеет с 2015 года не работает, на учете в филиале ЦЗН «Нерюнгринского района» не состоит. С целью защиты своих нарушенных прав и отстаивания законных интересов понесла расходы на оказание мне юридических услуг в сумме 6 000 рублей. Просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административно-искового заявления. Признать действия судебного пристава-исполнителя Нерюнгринского районного ОСП УФССП России по Республики Саха (Якутия) Силакова Ю.С. по списанию со счета № открытом в Якутском отделении ПАО Сбербанк №, денежных выплат на содержание несовершеннолетних детей в размере 21 912,03 руб. незаконными. Обязать вернуть незаконно списанные денежные выплаты на содержание несовершеннолетних детей в размере 21 912,03 руб. на счет №. Взыскать за причиненный моральный ущерб 50 000 руб. Взыскать судебные расходы за оказанную юридическую помощь по защите нарушенных прав в сумме 6 000 рублей.
В судебном заседании административный истец на исковых требованиях настаивает в полном объеме и просит удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Нерюнгринского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Силакова Ю.С. исковые требования не признала и просит отказать.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) В.М.А. судебном заседании также с иском не согласна просит отказать в удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Административный истец обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, в связи с его пропуском по уважительной причине.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 данной статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, статьей 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» так же предусмотрено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно части 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как установлено судом, Фомина Ю.С. узнала о снятии денежных средств со счета по исполнительному производству ДД.ММ.ГГГГ, после того как пришло смс сообщение на мобильный телефон. ДД.ММ.ГГГГ она попыталась дозвониться на номер СПИ Силакова Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась на сайт НРО СП УФССП России по Республики Саха (Якутия) с жалобой. ДД.ММ.ГГГГ пыталась вновь дозвониться до СПИ Силакова Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с жалобой к начальнику НРО СП УФССП России по Республики Саха (Якутия) Г.Т.В.
ДД.ММ.ГГГГ Почтой России получила письменный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, данные подтверждаются приобщенными скриншотами, ответом СПИ, копией конверта со штампом.
В Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) Фомина Ю.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что причины для восстановления процессуального срока, указанные административным истцом применительно к обстоятельствам данного дела и исходя из необходимости восстановления прав административного истца, cуд считает возможным признать уважительными и восстановить указанный срок.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу вышеприведенных норм процессуального права в их системной связи с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (бездействие) и (или) постановление судебного пристава-исполнителя могут быть признаны судом незаконными лишь при наличии совокупности тех условий, что они, нарушая права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, обращающегося в суд за их защитой, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положениями ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов - исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно положениям ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - гражданина членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела, в производстве судебного пристава-исполнителя УФССП РФ по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) находилось исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Фомина Ю.С. в пользу С.Н.В. задолженности в размере 21 504,60 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем УФССП РФ по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) Силакова Ю.С. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
В постановлении об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на банковском счете должника ПАО «Сбербанк» указано, что при наличии сведений о поступлении на счет должника денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Представитель Управления Федеральной закона «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание, сообщить судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнить данное постановление в части обращения взыскания на такие денежные средства.
Кредитная организация, исполняя требование, содержащиеся в постановлении, самостоятельно оценивает правовую возможность списания денежных средств и несет ответственность за законность за законность осуществления списания.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о распределении поступивших на депозитный счет НРО УФССП РФ по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
В качестве доказательств административный истец предоставила копии свидетельств о рождении детей, на которых переводились алименты, а именно денежные средства на счет ПАО «Сбербанк».
Факт списания суммы денежных средств ДД.ММ.ГГГГ со счета № открытого в Якутском отделении ПАО Сбербанк № на имя Фомина Ю.С. в размере 21 912,03 руб. подтверждается выпиской по счету от ДД.ММ.ГГГГ.
И только с ДД.ММ.ГГГГ Фомина Ю.С. стала обращаться в НРО СП УФССП по Республике Саха (Якутия) по факту незаконного списания денежных средств со счета, на который производятся перечисления алиментов.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В статье 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор.
Согласно действующего законодательства, судебный пристав-исполнитель правомочен совершать лишь те действия, которые необходимы для того, чтоб побудить должника самому возвратить имущество являющееся предметом исполнительного производства.
При этом, судебный пристав - исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и интересов граждан и организаций (ст.13 ФЗ №) в том числе и не должны нарушаться социально-экономические, жилищные и иные права граждан.
В соответствии с ч.7 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник по требованию судебного пристава — исполнителя обязан предоставить сведения о принадлежащих ему правах на имущество в размере задолженности.
При этом, должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у него принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а так же имущества, которое является предметом залога. Эти положения позволяют, с одной стороны, защитить интересы должника в части исполнительского иммунитета, установленного Законом об исполнительном производстве, а с другой — соблюсти судебному приставу — исполнителю принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Указанные требования к должнику были изложены судебным приставом — исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Доказательств того, что административный истец (должник) по исполнительному производству предоставил с 2018 года с момента возбуждения исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие наличие у него принадлежащего ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, суду не представлено.
Как следует из представленных материалов исполнительного производства судебный пристав – исполнитель с момента поступления исполнительного документа, выполняла все необходимые действия.
Учитывая, что должником меры для погашения задолженности в добровольном порядке приняты не были с 2018 года, судебным приставом – исполнителем были применены меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства должника находящиеся в банках.
На момент вынесения постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете судебный пристав - исполнитель не располагала объективными данными о том, что на данный счет перечисляются денежные средства, не подлежащие взысканию.
Согласно п.7 ч.1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей.
При исполнении постановления судебного пристава-исполнителя кредитное учреждение обязано руководствоваться требованиями, изложенными в постановлении, а также учитывать требования ч.1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Владея информацией о целевом назначении и источниках выплаты денежных средств, находящихся на расчетном счете заявителя кредитная организация должна была убедиться о назначении денежных средств в целях проверки возможности их удержания и перечисления.
В соответствии с ч.8 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава - исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, к которым в частности, относятся случаи невозможности обращения взыскания на определенные виды доходов в соответствии с ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Следовательно, в соответствии со ст. 4 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем своевременно и правильно были применены меры принудительного исполнения, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Нарушения требований действующего законодательства в действиях судебного пристава-исполнителя Нерюнгринского РОСП УФССП по Республики Саха (Якутия) Силакова Ю.С., Управлением ФССП России по <адрес> (Якутия) не установлено, как и не установлено и нарушения прав и законных интересов административного истца.
Действия судебного пристава-исполнителя, были совершены в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о том, что действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя либо принятым им постановлениями, нарушены права административного истца как должника в исполнительном производстве, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено, в настоящее время исполнительное производство прекращено, в связи с чем, в требованиях Фомина Ю.С. о признании действия судебного пристава-исполнителя Нерюнгринского районного ОСП УФССП России по Республики Саха (Якутия) Силакова Ю.С. по списанию со счета № открытом в Якутском отделении ПАО Сбербанк №, денежных выплат на содержание несовершеннолетних детей в размере 21 912,03 руб. незаконными, обязании возвратить незаконно списанные денежные выплаты на содержание несовершеннолетних детей в размере 21 912,03 руб. на счет №, следует отказать.
Поскольку в основных требованиях Фомина Ю.С. отказано, не подлежат удовлетворению требования о взыскании морального ущерба и судебных расходов на оплату услуг Представитель Управления Федеральной, как производные.
В связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Фомина Ю.С. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.