Решение по делу № 2-404/2021 от 02.04.2021

№ 2-404/2020

10RS0017-01-2021-000504-38

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 июня 2021 г.                                                                                     г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Саниной Е.А.,

при помощнике судьи Пугач О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой ФИО6 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца,

установил:

Иск заявлен по следующим основаниям. С 01.09.2020 истец обучается на бюджетной основе по очной форме обучения в Федеральной государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» по направлению «36.03.02 Зоотехния». <Дата обезличена> умерла мама истца Морозова Н.А. Истец 21.01.2021 в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании статьи 10 указанного Федерального закона. К заявлению были приложены необходимые документы. Решением №10553/21 от 03.02.2021 ответчик отказал в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку она относится к категории лиц, имеющих право на получение соответствующего пенсионного обеспечения, так как не работает и обучается по очной форме обучения. В связи с изложенным, просит признать незаконным решение №10553/21 от 03.02.2021 ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК (межрайонное), обязать ответчика назначить пенсию по случаю потери кормильца с 30.12.2020 на период обучения по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не дольше, чем до достижения 23 лет.

В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям; полагали их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснили, что до смерти матери отказываемая ею материальная помощь была постоянным источником содержания истца, так как после окончания школы истец поступила в ВУЗ и обучалась по очной форме, работать и сама себя содержать не могла. Несмотря на регистрацию по месту жительства у отца, она также часто бывала у матери. Без ее помощи она не смогла бы учиться, оба родителя оказывали ей постоянную материальную поддержку. Несмотря на отсутствие у матери официальной работы, она постоянно подрабатывала - убирала подъезды, ездила на вахту, работала посудомойкой. Перед поступлением мама купила Дарье дорогой компьютер, на день рождения подарила телефон. Мама постоянно передавала ей продукты питания, денежные средства. Просили суд установить факт нахождения истца на иждивении матери на момент ее смерти, который будет являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика, действующая по доверенности, иск не признала, полагала не доказанным в судебном заседании факт нахождения истца на иждивении умершей матери.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Морозова Д.А., 23.01.2002 года рождения, является дочерью Морозовой Надежды Алексеевны.

30.12.2020 Морозова Н.А. умерла. На момент ее смерти Морозова Д.А. достигла возраста 18 лет.

Морозова Д.А. с 1 сентября 2020 г. обучается по очной форме обучения в ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», срок обучения в котором с 1 сентября 2020 г. по 31 августа 2024 г., обучение на бюджетной основе.

21.01.2021 истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от 03.02.2021 истцу отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по причине недоказанности факта нахождения ее на иждивении умершей матери, которая, согласно сведениям индивидуального лицевого счета, трудовой деятельности не осуществляла с 27.11.2016.

По мнению представителя ответчика, оснований полагать, что оказываемая Морозовой Н.А. помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию Морозовой Д.А., не имеется, исходя из представленных документов.

Возражения ответчика суд считает необоснованными в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода.

Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. №1260-О-О.

К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. N 36-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. N 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В силу статьи 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Данная обязанность не ставится законодателем в зависимость от факта совместного проживания родителя с ребенком.

Положения приведенных норм права о круге лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, и об условиях назначения данной пенсии дают основание для вывода о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Морозовой Д.А. страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Указывая на то, что факт нахождения Морозовой Д.А. на иждивении матери не нашел своего подтверждения, ответчик в обжалуемом отказе указывает, в том числе, на отсутствие у Морозовой Н.А. подтвержденного дохода с 2016 года. Однако, с 2016 года Морозова Д.А. была несовершеннолетней и достигла 18-летнего возраста только 23.01.2020.

Между тем, по общему правилу, закрепленному в части 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", иждивение детей умерших родителей до достижения детьми возраста 18 лет предполагается и не требует доказательств, в связи с чем по настоящему делу при разрешении вопроса о наличии у Морозовой Д.А. права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежат исследованию и оценке доводы Морозовой Д.А. и представленные ею доказательства того, что после достижения совершеннолетия (23.01.2020) и до смерти своей матери – Морозовой Н.А. (30.12.2020) она продолжала находиться на ее иждивении, обучалась в учебном заведении по очной форме обучения, своего дохода не имела, материальная помощь матери (денежные средства, продукты питания) была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.

Такие обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются объяснениями истца, показаниями допрошенного в качестве свидетеля Морозова А.В., который пояснил, что, несмотря на то, что дочь была зарегистрирована с ним, они с матерью одинаково исполняли свои обязательства по воспитанию и содержанию дочери. Мама Дарьи, не смотря на отсутствие официальной работы, всегда подрабатывала – уборщицей, ездила на вахты, и пр. Она постоянно помогала Дарье деньгами, продуктами питания, покупала одежду, в связи с чем у него никогда не было оснований взыскивать с нее алименты.

Доводы ответчика об отсутствии оснований полагать, что оказываемая матерью помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию Морозовой Д.А., поскольку не подтверждено наличие у нее заработка, несостоятельны. Законом способы оказания такой помощи, а также источники и виды доходов умершего кормильца для ее оказания не определены, эта помощь может быть оказана за счет не только заработной платы, но и иных доходов кормильца, и может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме, как-то: в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарственными средствами в целях жизнеобеспечения члена семьи и т.п.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что в силу установленных судом обстоятельств, приведенных нормативных положений и правовых позиций, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о нахождении ее на иждивении умершей матери Морозовой Н.А., а потому находит обоснованными и подлежащими удовлетворению ее требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей страховую пенсию по случаю потери кормильца со дня смерти матери до окончания ею обучения, но не дольше чем до достижения ею возраста 23 лет.

В силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца истец обратилась 21.01.2021 года, т.е. без превышения 12 месяцев со дня смерти Морозовой Н.А., то пенсия подлежит назначению с 30.12.2020.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение №10548/21 от 03.02.2021 Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) об отказе в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) назначить Морозовой ФИО7 пенсию по случаю потери кормильца с 30.12.2020 в порядке, установленном Федеральный законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», на период обучения по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Морозовой ФИО8 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                                                            Е.А. Санина

Решение принято в окончательной форме 07.06.2021

2-404/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Морозова Дарья Артемьевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное)
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Санина Елизавета Алексеевна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021Дело оформлено
21.12.2021Дело передано в архив
01.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее