Дело № 2-335/2024
УИД № 59RS0029-01-2023-002163-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Копытовой О.Г.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Нытвенского района Волковой П.Н.,
представителя ответчика МО «Нытвенский городской округ» - Мальцевой О.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств» - Кавардаковой Н.А., действующей на основании Устава учреждения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нытвенского района, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лица к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств <адрес>», Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор Нытвенского района, действующий в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа произвести финансирование МБУ ДО ДШИ <адрес> для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Возложить обязанность на МБУ ДО ДШИ <адрес> устранить выявленные нарушения и обеспечить наличие в МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>», расположенной по адресу: <адрес>
системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п. 25 (з) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
металлодетектора (ручной либо стационарный) (п.21 (г), п.22 (б), п. 23 (а, б) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- системы своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 24 (а) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами, в части обустройства нормативного ограждения объекта (ограждение объекта не соответствует требованиям ГОСТ Р 57278 -2016 «Ограждения защитные») (п.21 (б) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на МБУ ДО ДШИ <адрес> устранить выявленные нарушения и обеспечить наличие в Филиале МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>», расположенном по адресу: Нытвенский городской округ <адрес>
системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п. 25 (з) Постановления Правительства РФ от. 2017 № 176);
металлодетектора (ручной либо стационарный) (п.21 (г), п.22 (б), п. 23 (а, б) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами, в части обустройства нормативного ограждения объекта (ограждение объекта не соответствует требованиям ГОСТ Р 57278-2016 «Ограждения защитные») (п. 21 (б) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- системы своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 24 (а) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на МБУ ДО ДШИ <адрес> устранить выявленные нарушения и обеспечить наличие в филиале МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>», расположенном по адресу: Нытвенский городской округ, <адрес>:
- системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п. 25 (з) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- металлодетектора (ручной либо стационарный) (п.21 (г), п.22 (б), п. 23 (а, б) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами, в части обустройства нормативного ограждения объекта (ограждение объекта не соответствует требованиям ГОСТ Р 57278 -2016 «Ограждения защитные») (п. 21 (б) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176);
- запасного выхода (п. 20 (г) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 №176);
- системы своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 24 (а) Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района на основании решения коллегии прокуратуры Пермского края от 02.02.2023 проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризма, законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних на следующих объектах культуры: МБУ ДО ДШИ <адрес> по адресу: <адрес> филиал МБУ ДО ДШИ <адрес> в <адрес> по адресу: <адрес>»; филиал МБУ ДО ДШИ <адрес> в <адрес> по адресу: <адрес>.
Согласно Уставу МБУ ДО ДШИ <адрес>, утвержденного распоряжением администрации Нытвенского городского округа от 16.01.2020 №-р, учредителем учреждения является муниципальное учреждение «Нытвенский городской округ». ДШИ по своему типу относится к учреждениям дополнительного образования. Школа является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом.
В ходе проведенной проверки с участием представителя МОВО по Краснокамскому городскому округу - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» установлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности на объектах, находящихся в ведении МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>»:
МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» по адресу: <адрес>, Филиал МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» по адресу: <адрес> отсутствует (устарел) приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррориетической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности; отсутствует обход и осмотр зданий (сооружений) и территории, а также периодической проверки складских и подсобных помещений с целью Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (отсутствует журнал проведения обходов либо отметки в рабочем журнале вахтера/сторожа); отсутствует металлодетектор (ручной либо стационарный); отсутствуют наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); не проводится обучение работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения; отсутствует система своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации; отсутствует организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму.
Филиал МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>», по адресу: <адрес>: отсутствует (устарел) приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррориетической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности; отсутствует обход и осмотр зданий (сооружений) и территории, а также периодической проверки складских и подсобных помещений с целью Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (отсутствует журнал проведения обходов либо отметки в рабочем журнале вахтера/сторожа); отсутствует металлодетектор (ручной либо стационарный); отсутствуют наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); не проводится обучение работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения; отсутствует оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами (ограждение объекта не соответствует требованиям ГОСТ Р 57278 -2016 «Ограждения защитные»); отсутствует запасный выход; отсутствует система своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации; отсутствует организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 07.07.2023 директору МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, соответствующее финансирование на реализацию данных мероприятий органом местного самоуправления не запланировано.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, руководителем учреждения, не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования, а учредителем не произведено соответствующего финансирования, что в свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении.
Несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет угрозу возникновения кризисных ситуаций при попытке реализации террористических актов, невозможность создания безопасных условий нахождения несовершеннолетнего и взрослого населения Нытвенского городского округа, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Нытвенского района Волкова П.Н. требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, пояснила, что выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки показывают, что несоблюдение требований антитеррористического законодательства повлечет угрозу при попытке реализации террористических актов и возможность создания условий для безлопасного нахождения детей и взрослых. Руководством учреждения не принят полный комплекс по обеспечению мер безопасности нахождения в учреждениях. А муниципальным образованием не выделено соответствующего финансирования.
Представитель ответчика МО «Нытвенский городской округ» Мальцева О.Ю. не согласна с требованиями, пояснила, что часть нарушений со слов директора устранены. Не согласны с тем, что объекты относятся к объектам категорирования. Паспорт безопасности образовательного учреждения по адресу: <адрес> разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 года №. Согласно акта обследования и категорирования, места массового пребывания людей комиссией проведено изучение исходных данных, присвоена 2 категория опасности. При этом в паспорте безопасности не отражена необходимость оснащения в части обустройства нормативного ограждения объекта. Требования ГОСТ Р57278-2016 не могут применяться к учреждениям образования. Правила его применения установлены ст.26 ФЗ от 29.06.2015 года №162-ФЗ, где указано, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, либо если о применении национального стандарта заявлено изготовителем. Требования к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры и иные нормативные акты не предусматривают обязательное ограждение объектов культуры, относящихся ко второй и третьей категории опасности, в связи, с чем данное требование прокурора является не состоятельным. В сентябре 2024 года будет сформирован бюджет на очередной 2025 год, произвести финансирование в 2024 году не представляется возможным. Выделение денежных средств, в виду бюджетных ассигнований не предусматривается. Таким образом, срок для исполнения требований указанный в исковом заявлении в течение 6 месяцев является не выполнимым. Просит увеличить срок для выполнения требований до 31.12.2025 года.
Представитель ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств» Кавардакова Н.А. пояснила, что те мероприятия, которые были обозначены согласно требований антитеррористической деятельности, «Детская школа искусств <адрес>», выполнила, единственное, что не выполнено это установка забора. Все действия постарались выполнить, в соответствии с тем, на сколько выделены средства и имеется финансирование. Срок 6 месяцев для исполнения требований по ограждению не целесообразен, т.к. локально сметный расчет делался год назад, его нужно актуализировать, нужно время найти подрядчика, полгода для этого очень мало. В случае, если смета будет разработана и найден подрядчик, в зимний период времени не возможна установка забора. По запасному выходу ведутся работы, найден подрядчик, учебный год закончился, в июне месяце подрядчик приступит к работе, договор находится на стадии подписания. К приемке учебного года запасной выход будет обеспечен. Вокруг здания в <адрес>, есть ограждение деревянное, но оно старенькое. В <адрес> и <адрес> ограждений не было при строительстве зданий, это не было предусмотрено. В <адрес> возможен выход на тротуар, возможно провести ограждение частично, по всей школе не возможно сделать, часть земельного участка принадлежит муниципалитету, межевание земельных участков не проводилось.
Представитель третьего лица Межрайонного отдела вневедомственной охраны по Краснокамскому городскому округу - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по <адрес>" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие, представлен отзыв.
Представитель третьего лица Управления по социальной политике Администрации Нытвенского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются, в т.ч. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
П.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий) (п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176).
П. 20 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях);
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии п. 21 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами;
в) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
г) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
д) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеям терроризма в сфере культуры;
е) заключения договоров аренды помещений с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых площадей с возможностью расторжения договоров аренды при их нецелевом использовании;
ж) обеспечения контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).
Согласно п. 22 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем:
а) периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;
б) организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории);
в) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств;
г) своевременного информирования правоохранительных органов о фактах хищения и незаконного приобретения работниками объектов (территорий) оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
В соответствии п. 23 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) обеспечения обхода и осмотра зданий (сооружений) и территории, а также периодической проверки складских и подсобных помещений;
е) контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
ж) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 минимизация возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения;
в) своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации;
г) проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий террористического акта.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 25(2) постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, достигается путем:
а) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, а также попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории);
б) периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и прилегающих к ним территорий;
в) обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из материалов дела следует, что 23.06.2023 прокурором Нытвенского района вынесено решение о проведении проверки в отношении МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» с целью выявления нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры (л.д.19).
В справке ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» от 06.07.2023 года указано о выявленных недостатках при проведении проверки антитеррористической защищенности объектов культуры Нытвенского городского округа (л.д.20-23).
Директору МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» 07.07.2023 внесено представление Прокурора Нытвенского района об устранении законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних (л.д.24-35).
В ответе на представление МБУ ДО "Детская школа искусств <адрес>" 07.08.2023 года сообщает по МБУ ДО ДШИ <адрес>): устаревший приказ обновлен (Приказ от 12.07.2023г, № «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность и решение задач в области защиты обучающихся от ЧС, антитеррористической защищенности объектов»); на систему экстренного оповещения населения в 2023г. выделены целевые средства по субсидии «Оборудование и эксплуатация элементов автоматизированной системы централизованного оповещения. Монтаж системы речевого оповещения» в размере 57 200 руб. Локальный сметный расчет согласован с УКС, заключен договор монтаж с ИП ФИО1 Последние тренировки проведены 13.10.2021г, 29.09.2022г, очередная тренировка будет проведена в сентябре 2023г. Обходы в учреждении и его структурных подразделениях проводились, но не было журналов. Журналы заведены, с сентября все обходы будут отражаться в журналах. Средств на приобретение металлодетекторов не выделялось, требований по их приобретению не поступало. В настоящее время потребность приобретения металлодетекторов озвучена Учредителю, средства на их приобретение будут заложены в бюджет 2024г. Стенд имеется, отсутствующие номера телефонов служб на стенде разместили. Разработана инструкция по действию работников в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения. В сентябре на педсовете будет проведено ознакомление сотрудников с инструкцией и обучение с отметкой в журнале. КТС имеется, сигнал выведен на ЕДДС, разработан план взаимодействия в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности. По структурному подразделению МБУ ДО ДШИ <адрес> Устаревший приказ обновлен. На систему экстренного оповещения населения выделенных целевых средств по субсидии «Оборудование и эксплуатация элементов автоматизированной системы централизованного оповещения. Монтаж системы речевого оповещения» в размере 57200 руб. на все структурные подразделения не достаточно, о чем уведомили учредителя. Последняя тренировка проведена 29.09.2022г, очередная тренировка будет ведена в сентябре 2023г. Обходы в учреждении и его структурных подразделениях проводились, но не было журналов. Журналы заведены, с сентября все обходы будут отражаться в журналах. Средств на приобретение металлодетекторов не выделялось, требований по их приобретению не поступало. В настоящее время потребность приобретения металлодетекторов озвучена Учредителю, средства на их приобретение будут заложены в бюджет 2024г. Стенд имеется, отсутствующие номера телефонов служб на стенде разместили. Разработана инструкция по действию работников в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения. В сентябре на педсовете будет проведено ознакомление сотрудников с инструкцией и обучение с отметкой в журнале. Получено коммерческое предложение на приобретение материалов и монтаж КТС, разработан план взаимодействия в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности. На данные работы средства не выделялись, о чем уведомили Учредителя. Разработан план взаимодействия в вопросах антитеррористической защищенности. По структурному подразделению МБУ ДО ДШИ (<адрес>): Устаревший приказ обновлен. На систему экстренного оповещения населения выделеных целевых средств по субсидии «Оборудование и эксплуатация элементов автоматизированной системы централизованного оповещения. Монтаж системы речевого оповещения» в размере 57200 руб. на все структурные подразделения не достаточно, о чем уведомили учредителя. Последняя тренировка проведена 29.09.2022г, очередная тренировка будет проведена в сентябре 2023г. Обходы в учреждении и его структурных подразделениях проводились, но не было журналов. Журналы заведены, с сентября все обходы будут отражаться в журналах. Средств на приобретение металлодетекторов не выделялось, требований по их приобретению не поступало. Стенд имеется, отсутствующие номера телефонов служб на стенде разместили. Разработана инструкция по действию работников в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения. В сентябре на педсовете будет проведено ознакомление сотрудников с инструкцией и обучение с отметкой в журнале. УКС составлена смета на изготовление забора №. О потребности средств на ограждение Учредитель поставлен в известность. Также учреждение имеет два структурных подразделения с прилегающей территорией по адресам: <адрес>, р.<адрес>, не оснащенных современными инженерно-техническими средствами и системами ограждения. Здание, в котором размещено структурное подразделение ДШИ старое (износ 100%), ранее в нем находилась администрация сельского поселения. В настоящее время сделать запасной вход не предоставляется возможным по причине ветхости строения. Изменение конструкции может повлечь существенные капитальные вложения. Получено коммерческое предложение на приобретение материалов и монтаж КТС, разработан план взаимодействия в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности. На данные работы средства не выделялись, о чем уведомили Учредителя. Разработан план взаимодействия в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности (л.д.36-41).
В материалы дела представлено Положение об управлении по культуре, физкультуре, спорту и молодежной политики администрации Нытвенского городского округа (л.д.52-56), Положение об управлении по социальной политике (л.д.175-183), План взаимодействия в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности (л.д.57-58), локальный сметный расчет на устройство запасного выхода <адрес>, от 06.02.2024 года (л.д.59-69), договор оказания услуг с ИП ФИО1 от 19.07.2023 года (л.д.70), договор оказания услуг по контролю за средствами тревожной сигнализации № от 01.01.2024 года с ООО Капитал СК (л.д.71-74), договор об оказании услуг охраны при помощи кнопки тревожной сигнализации (КТС) вне зоны реагирования нарядов СПВО № от 29.02.2024 года (л.д.75-76, 192-194), расчет стоимости охраны объектов с 01.03.2024 года по 31.12.2024 года (л.д.77), счет на оплату от 20.02.2024 года № (л.д.78), товарная накладная от 19.02.2024 года № (л.д.79), счет на оплату от 09.02.2024 года (л.д.80), сообщение начальника МКУ «Служба гражданской защиты» от 28.07.2023 года № о прохождении вызова КТС на пульт ЕДДС (л.д.81), договор от 01.03.2024 года на монтаж системы автономного речевого оповещения <адрес> (л.д.82), счет на оплату от 20.02.2024 года № (л.д.83), товарная накладная от 19.02.2024 года № (л.д.84-85), счет на оплату от 09.02.2024 года №, от 20.02.2024 года № (л.д.86-87), товарная накладная от 19.02.2024 года № на металлодетектор (л.д.88), счет на оплату от 09.02.2024 года № (л.д.89), паспорт безопасности МБОУ ДО «Григорьевская детская школа искусств» (л.д.142-148), паспорт безопасности МБОУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» (л.д.149-155), паспорт безопасности МБУ ДО "Детская школа искусств <адрес>" (л.д.156-162), выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Капитал СК» (л.д.187-190), паспорт системы речевого оповещения «Ария ПС» (л.д.196, 198), паспорт на микрофон «Ария-ПС-МК-12» (л.д.197, 199), руководство пользования по установке и эксплуатации ручного мегафона (л.д.200-204), протоколы заседания комиссии по поступлению и выбытию активов № от 26.03.2024 года, № от 19.02.2024 года, № от 30.09.2023 года, акт проверки ручных металлодетекторов «Супер Сканер» от 14.02.2024 года, акт проверки речевого оповещения «Ария-ПС-БРО-М» от 14.02.2024 года.
На л.д.99-119 имеется Устав МБУ ДО "Детская школа искусств <адрес>", согласно которому учредителем учреждения является муниципальное образование Нытвенский городской округ. Школа относится к учреждениям дополнительного образования. Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Школа обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, в соответствии с нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников школы.
Также представлена информация из технического паспорта на здание школы искусств <адрес> от 27.12.2005 года, паспорт земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.122-128), технический паспорт домовладения <адрес> по состоянию на 27.07.2012 года (л.д.129-133), технический паспорт домовладения <адрес>, по состоянию на 12.04.2017 года (л.д.134-138), копия из землеустроительного дела по межеванию земельного участка представленное под здание музыкальной школы в <адрес> (л.д.139-141).
Специалист Хохлов М.Н. в судебном заседании 02.04.2024 пояснил, что участвовал в обследовании помещений принадлежащих Муниципальному бюджетному учреждению «Детская школа искусств <адрес>», в <адрес>-филиал и в <адрес>-филиал. Была проведена прокурорская проверка, была предоставлена справка о выявленных нарушениях. Действительно отсутствует ограждение, отсутствует система оповещения и еще ряд нарушений в справке отражены. Росгвардией заключены договоры со структурными подразделениями <адрес> и <адрес>, в <адрес> пока договор не заключен. Объект - это не только здание, но это еще территория, на которой находится учреждение. Если у юридического лица есть территория, то они несут за нее ответственность, как и за здание. Поскольку у здания есть территория, то требования по антитеррористической защищённости распространяется на весь объект, включая прилегающий участок. С точки зрения технической защиты одним из сценариев угроз является проникновение на объект и закладка взрывных устройств. Есть территория, в здании есть окна, и территория не огорожена. С этой стороны, возможен свободный доступ к зданию, есть возможность проникновения на объект и закладка взрывных устройств и это будет нарушением пункта постановления Правительства. На основании всех документов необходимо ограждение. Единственный ГОСТ, который регулирует ограждение, если у них нет специальных стандартов, где конкретно прописывают какие ограждения должны быть. В 2019 году, когда проводилась паспортизация, принимал участие. На сегодняшний момент, поскольку требования ужесточаются, угрозы растут, поэтому все необходимые требования нужно выполнить.
Исследованные судом доказательства признаются относимыми и допустимыми доказательствами, поскольку содержат информацию относительно предмета спора и по обстоятельствам, указанным в качестве оснований предъявленных исковых требований.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на объектах культуры МБУ ДО ДШИ <адрес>, филиал МБУ ДО ДШИ <адрес> в <адрес>, филиал МБУ ДО ДШИ <адрес> в <адрес>, была проведена проверка по соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности, в ходе которой выявлен ряд нарушений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушения требований антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении культуры, противоречат требованиям действующего законодательства, создают угрозу безопасности жизни и здоровью людей, особенно детей.
В настоящее время установленные нарушения устранены, кроме монтажа запасного выхода в здании структурного подразделения <адрес>; установки ограждения перечисленных объектов.
Из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Нытвенского района обоснованные и подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, произвести монтаж запасного выхода в здании структурного подразделения <адрес>; установить ограждения объектов (территорий) структурных подразделений МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>»: <адрес> «а»; <адрес> «а»; <адрес>.
Осуществление учреждением деятельности по дополнительному образованию при наличии выявленных нарушений законодательства не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности устранить выявленные нарушения законодательства.
При разрешении требований прокурора об оснащении объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57278-2016 «Ограждения защитные» суд принимает доводы представителя ответчика в лице Администрации НЫтвенского городского округа Мальцевой О.Ю. в части того, что требования ГОСТ Р 57278-2016 не могут применяться к учреждениям образования, поскольку, во-первых, они предназначены для добровольного применения, а во-вторых, являются продолжением нормативного регулирования, предусмотренного Методическими рекомендациями Р 78.36.034-2013 «Мониторинг применения и сравнительный анализ испытаний различных видов периметрового ограждения (основного ограждения, дополнительного ограждения, предупредительного внешнего и внутреннего ограждения). Классификация», утверждёнными МВД России 21.11.2013, разработаны для объектов, подлежащих обязательной охране полицией, объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, объектов органов внутренних дел Российской Федерации с целью обеспечения противокриминальной защиты указанных объектов, разработаны федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский Центр «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации, внесены Техническим комитетом по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты».
В данном случае необходимо учитывать следующее.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 5 указанного закона предусмотрено, что установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и утверждение формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее также – Требования).
В пунктах 1 и 2 Требований указано, что они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория) (пункт 1).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) (пункт 2). Таким образом, положения указанных Требований распространяются, в том числе и на учреждения дополнительного образования, каковым и является МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>»
Требованиями также установлено правило о необходимости категорирования объектов в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) (пункт 6 Требований), а к числу обязательных мер по антитеррористической защищенности отнесено воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе путем разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления, организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования (п.п. а, б, пункта 18).
Согласно пункту 29 Требований, инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий). По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно пункту пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, также относится к компетенции Правительства РФ.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815, при этом ГОСТ Р 57278-2016 в данный перечень не включен, а также не указан в качестве ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в перечень, что также свидетельствовало бы об обязательности его применения в соответствии с положениями указанного постановления.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Поскольку МБОУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» отнесена к третьей группе опасности объекта, в отношении нее, помимо иных мероприятий, определенных для объектов данной категории Требованиями, обязательными для выполнения являются требования, предусмотренные подпунктом и пункта 24 и подпунктов а, б пункта 25 Требований - исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из содержания ГОСТ Р 57278-2016 следует, что правила его применения установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно пункту 1, 3 которой, документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, либо, если о применении национального стандарта заявлено изготовителем и (или) исполнителем, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Поскольку иное законодательством РФ, как следует из изложенного выше, в целях урегулирования рассматриваемых правоотношений не установлено, Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, на необходимость применения ГОСТ Р 57278-2016 не указывают, оснований для возложения на ответчиков обязанности по применению указанного нормативного акта не имеется.
При этом следует учитывать, что Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации разработаны уполномоченным органом государственной власти, следовательно, содержат все условиях, необходимые для обеспечения безопасности учреждения образования.
В рассматриваемом случае, ограждение зданий МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» действительно не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, так как не исключает бесконтрольного пребывания на территории учреждения посторонних лиц и транспорта, что, однако, не является основанием для удовлетворения требований истца в заявленном виде, поскольку достоверных и объективных доказательств в подтверждение того, что установление заграждения, не соответствующего ГОСТ Р 57278-2016 нарушит права и законные интересы неопределенного круга лиц и будет противоречить требованиям законодательства, не имеется.
По мнению суда, в данном случае, в отсутствие иного нормативного регулирования при исполнении решения суда ответчикам следует руководствоваться пунктом 2.2.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, предусматривающим ограждение территории по периметру забором и зелеными насаждениями.
Также в настоящее время федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 разработаны Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, содержание, в том числе, рекомендации по устройству ограждений исходя из категории опасности объекта.
Суд, принимая во внимание, что данным решением затрагиваются интересы несовершеннолетних детей, создается реальная угроза жизни и здоровью, как несовершеннолетних детей, так и работников образовательного учреждения, также учитывает принцип исполнимости решения, характер заявленных требований, требования разумности, объем необходимой работы, доводы представителей ответчиков, о сроках исполнения заявленных прокурором требований, и возлагает на ответчика обязанность обеспечить осуществление работ в срок до 01.09.2025.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Учредителем МБУ ДО «Детская школа искусств <адрес>» является муниципальное образование «Нытвенский городской округ <адрес>».
Поскольку правоотношения Управления по культуре, физкультуре, спорту и молодежной политике администрации Нытвенского городского округа, школы и Муниципального образования Нытвенский городской округ в части реализации правомочий по обеспечению финансирования являются взаимосвязанными, администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления Нытвенского городского округа, осуществляет финансирование учреждения через главного распорядителя бюджетных средств, суд возлагает на муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность по финансированию учреждения для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, в срок до 01.03.2025.
При этом, суд обращает внимание, что в случае невозможности исполнения данного решения в указанный судом срок, ответчики вправе обратиться в суд для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Нытвенского района, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лица к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств <адрес>», Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность в срок до 01 марта 2025 года произвести финансирование Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств <адрес>»» в размере, необходимом для оснащения объектов (территорий) ограждениями и для монтажа запасного выхода из здания.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств <адрес>»» (ИНН №; ОГРН №) обязанность в срок до 01 сентября 2025 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а именно
- произвести монтаж запасного выхода в здании структурного подразделения, расположенного по адресу: <адрес>
- установить ограждения объектов (территорий) структурных подразделений Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств <адрес>», расположенных по следующим адресам: <адрес>.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Прокурору Нытвенского района, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лица к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств <адрес>», Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Пищикова
Мотивированное решение составлено 17 июня 2024 года.