Решение по делу № 33а-4480/2018 от 18.05.2018

          № 33а-4480/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 7 июня 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.

при секретаре Башатове И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Савченко С.П., Савченко В.И. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 марта 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Савченко С.П., Савченко В.И. к администрации г. Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, постановления администрации г. Оренбурга об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Савченко С.П., Савченко В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга об оспаривании акта обследования и заключения межведомственной комиссии и постановления об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд о признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, указав, что согласно требованию от 25 января 2017 года им предлагается совместно с другими собственниками в разумный срок осуществить снос жилого строения (адрес). За длительный период проживания в квартире в указанном доме неоднократно обращались в жилищные органы муниципального образования г. Оренбурга за разрешением на ремонт и реконструкцию квартиры. Но по различным мотивам намерено лишали возможности поддерживать жилье в нормальном состоянии.

Согласно акту обследования многоквартирного дома и заключения межведомственной комиссии от 28 декабря 2011 года (адрес) признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащими сносу. Фактически обследование дома не производилось, так как собственники жилого помещения и эксперты участия не принимали. Администрация города на основании постановления № 619-п от 8 февраля 2011 года включила дом по указанному адресу в список объектов подлежащих сносу, хотя перед этим разрешила его приватизацию без надлежащего ремонта.

Административные истцы считают, что постановлением администрации г. Оренбурга -п от 19 мая 2017 года «Об изъятии земельного участка по адресу: (адрес) и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» они фактически лишены права собственности и права на жилище.

Просили суд признать незаконным и отменить требование администрации муниципального образования г. Оренбург о сносе жилого дома от 25 января 2017 года , заключения межведомственной комиссии от 28 декабря 2011 года о признании (адрес) аварийным, подлежащим сносу, акт обследования от 28 декабря 2011 (адрес) о признании непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу; постановления администрации (адрес) от (дата) -п «Об изъятии земельного участка по адресу: (адрес) иных объектов недвижимости для муниципальных нужд»; распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 21 января 2017года -р «Об утверждении схем земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков в городе Оренбурге» в части 9.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 октября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Савченко С.П., Савченко В.И. о признании незаконным и отмене требования администрации города Оренбурга о сносе жилого дома от 25 января 2017 года , акта обследования многоквартирного жилого дома от 28 декабря 2011 года , заключения межведомственной комиссии от 28 декабря 2011 года о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес) непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу отказано.

Административное исковое заявление Савченко С.П., Савченко В.И. к администрации города Оренбурга в части требований о признании незаконным постановления администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года -п «Об изъятии земельного участка по адресу: (адрес) и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд», распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 21 января 2017 года -р «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков в городе Оренбурге» оставлено без рассмотрения.

Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 15 февраля 2018 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 октября 2017 года в части оставления без рассмотрения требований Савченко С.П., Савченко В.И. о признании незаконным постановления администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года -п «Об изъятии земельного участка по адресу: (адрес) и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» и распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 21 января 2017 года -р «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков в городе Оренбурге» отменено и направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела административные истцы просили удовлетворить требования в части признания незаконным постановления администрации (адрес) от 19 мая 2017 года -п «Об изъятии земельного участка по адресу (адрес) и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» и распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 21 января 2017 года -р «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков в городе Оренбурге». Также с учетом уточнения просили признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 14 августа 2017 года.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 марта 2018 года административное исковое заявление Савченко С.П., Савченко В.И. удовлетворено частично.

Суд признал незаконным постановление администрации г. Оренбурга «Об изъятии земельного участка адресу (адрес) и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» от 19 мая 2017 года -п.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Савченко С.П., Савченко В.И. к администрации г. Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконными решения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 14 августа 2017 года, распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 21 февраля 2017 года -р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков», возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказано.

С таким решением не согласились Савченко С.П. и В.И., подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить оспариваемое решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований административных истцов и принять новое решение.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административные истцы Савченко С.П., Савченко В.И. и их представитель Шаврина Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

Другие лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.

Судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Савченко В.И. и Савченко С.П. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит *** квартира, назначение жилое, расположенное по адресу: (адрес).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 октября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Савченко С.П., Савченко В.И. о признании незаконным и отмене требования администрации города Оренбурга о сносе жилого дома от 25 января 2017 года , акта обследования многоквартирного жилого дома от 28 декабря 2011 года , заключения межведомственной комиссии от 28 декабря 2011 года о признании многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: (адрес) непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу отказано.

21 февраля 2017 года Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга подготовлено распоряжение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков в г. Оренбурге -р. Согласно пункту 9 указанного распоряжения утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым путем его раздела, находящегося в государственной собственности.

Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок находится в государственной собственности.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года -п земельный участок по адресу (адрес), кадастровый квартал , согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 21 февраля 2017 года -р в целях сноса многоквартирного дома, а также жилые помещения в многоквартирном доме ***, расположенном на земельным участке, изъяты для муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, в адрес Савченко В.И. администрацией г. Оренбурга от 25 января 2017 года направлено требование о сносе (адрес).

Документальных доказательств, подтверждающих факт вручения истцам данного требования, в материалы дела со стороны ответчика не представлено.

Рассматривая и удовлетворяя административные исковые требования административных истцов в части признания незаконным оспариваемого постановления -п, суд пришел к выводу о том, что постановление администрации г. Оренбурга об изъятии земельного участка по адресу: (адрес), кадастровый квартал согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 21 февраля 2017 года -р в целях сноса многоквартирного дома, а также жилых помещений в многоквартирном доме ***, расположенном на земельным участке, вынесено с нарушением положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации (адрес) от 21 февраля 2017 года -р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков», суд пришел к выводу, что оно не противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Рассматривая требования Савченко С.П., Савченко В.И. о признании незаконным решения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 14 августа 2017 года, суд установил следующее.

17 июля 2017 года истцы обратились к начальнику УЖКХ администрации г. Оренбурга с заявлением о проведении оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: (адрес) требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Приложили отчет ООО «***» по результатам обследования технического состояния конструкций дома.

14 августа 2018 года состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Согласно выписке из протокола заседания от 14 августа 2017 года по вопросу 2 повестки заседания принято решение об отказе во внесении изменений в решение межведомственной комиссии от 2011 года.

Из материалов дела следует, что 15 августа 2017 года в адрес истцов было направлено уведомление о принятии оспариваемого решения от 14 августа 2017 года.

Выписка из протокола приобщена к материалам дела в судебном заседании при рассмотрении дела 10 октября 2017 года. Истцы присутствовали в судебном заседании.

Отказывая в удовлетворении требований административных истцов о признании незаконным решения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) к проживанию и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 14 августа 2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что требования о признании данного решения незаконным заявлены истцами только 20 марта 2018 года, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока.

Каких-либо уважительных причин пропуска срока административные истцы не привели, доказательств тому не представили.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая их законными и обоснованными.

Довод представителя Шавриной Е.В. о том, что в данном споре трехмесячный срок не применим, основан на ошибочном понимании процессуального законодательства, поскольку в данном деле административными истцами оспариваются действия должностных лиц и органов местного самоуправления, наделенных властными полномочиями, в связи с чем судом правильно рассмотрен настоящей спор, вытекающий из публичных отношений, в порядке административного судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Поскольку судом установлено, что административные истцы пропустили срок для оспаривания решения межведомственной комиссии от 14 августа 2018 года, и доказательства, свидетельствующие о пропуске срока исковой давности по уважительным причинам, отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Довод апелляционной жалобы о том, что постановление ДГиЗО администрации г. Оренбурга -р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для раздела земельных участков» противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, изымаемая часть земельного участка не стоит на кадастровом учете, не может послужить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку указанное распоряжение издано с целью утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории земельных участков в городе Оренбурге, а не с целью изъятия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).

Из материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором расположен (адрес), находился в государственной собственности, на момент вынесения оспариваемого распоряжения на кадастровый учет не был поставлен.

Следовательно, орган местного самоуправления в лице Департамента, к компетенции которого отнесены вопросы образования и предоставления земельных участков на территории г. Оренбурга, в целях определения границ земельного участка, необходимого для обслуживания жилого (адрес), вправе был утвердить схему расположения земельного участка.

Как усматривается из пункта 9 оспариваемого распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга от 21 февраля 2017 года -р, Департаментом утверждена схема расположения земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: (адрес), на земельном участке расположен двухэтажный жилой (адрес), земельный участок образован из земельного участка с кадастровым площадью ***.м.

Следовательно, права административных истцов распоряжением от 21 февраля 2017 года не нарушаются.

Убедительных доказательств того, утвержденная схема земельного участка не относится к дому , административными истцам не представлено.

Других доводов, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения апелляционная жалоба, не содержит.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 марта 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Савченко С.П., Савченко В.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4480/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Савченко В.И.
Савченко С.П.
Ответчики
Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г. оренбурга
Администрация г. Оренбурга
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Кудряшов Виталий Кузьмич
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
23.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Передано в экспедицию
07.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее