Судья Оплетина Е.С.
Дело № 33 –8314
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А., судей Варзиной Т.В., Смирновой М.А. при секретаре Араслановой О.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 14 августа 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Орловой Светланы Анатольевны на решение Ленинского районного суда города Перми от 22 мая 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Орловой Светланы Анатольевны к Товариществу собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «***» о возложении обязанности произвести перерасчет оставить без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя ответчика Шакировой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлова С.А. обратилась в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «***» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за пользование водоснабжением и водоотведением.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником квартиры по адресу: ****, получила квитанцию от ТСН «ТСЖ «***». В жилом помещении с 2010 года установлены индивидуальные приборы учета, поверка приборов была произведена и приборы признаны годными за пользование холодным водоснабжением, а так же водоотведением холодной и горячей воды. Однако в период с 01 мая 2017 года по 01 мая 2018 года ответчик производил расчет за коммунальные услуги по нормативу. На заявление истца о перерасчете ТСН «ТСЖ «***» ответило отказом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе истец Орлова С.А. по мотиву неправильного применения норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не принята во внимание сложившаяся судебная практика по подобного рода искам. Истцом в спорный период передавались показания индивидуальных приборов учета, о чем в деле имеются соответствующие документы.
В судебном заседании истец доводы апелляционной жалобы подержал.
Представитель ответчика полагает решение законным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В суд апелляционной инстанции не явилась истец Орловаа С.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: ****. Управление многоквартирным домом с апреля 2017 года осуществляет ТСН «ТСЖ «***». Ответчиком потребителям предоставляются коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению.
В квартире по ул. **** установлены ИПУ, о чем составлен акт приема монтажа и/или ввода в эксплуатацию узла учета расхода холодной и горячей воды от 21.04.2010 года. Согласно паспорта ПДЕК 407223.002ПС на счетчики холодной и горячей воды, межповерочный интервал при работе счетчиков на холодной воде – 6 лет, при работе счетчиков на горячей воде – 4 года, дата выпуска и дата поверки – 19.03.2010.
ТСН «ТСЖ «***» в адрес Орловой С.А. заказной почтовой корреспонденцией были направлены уведомления № 12 от 27.07.2017 и № 38 от 08.12.2017 о необходимости предоставления доступа в квартиру для проверки состояния приборов учета ХВС ГВС, почтовые конверты были возвращены в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения. 08.12.2017 представителями ТСН «ТСЖ «***» составлен акт о не допуске в квартиру по ул. **** для проверки ИПУ.
Согласно акта приема ввода в эксплуатацию узла расхода ХВС, ГВС в жилом помещении № ** ул. **** от 13.04.2018 года у прибора учета ХВС № 15472404 окончен межповерочный интервал 19.03.2016, дата поверки 03.04.2018, у прибора учета ГВС № 15520367, 19.03.2014 окончен межповерочный интервал, дата поверки 24.03.2018.
В период с мая 2017 года по апрель 2018 года размер платы за коммунальные услуги «холодное и горячее водоснабжение» определялся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь положениями Жилищного и Гражданского кодексов РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исходил из того, что действия ТСН «ТСЖ «***» по начислению платы за коммунальные услуги соответствуют закону, поскольку межповерочный интервал поверки индивидуальных приборов учета, установленных в квартире истца, истек, ИПУ вышли из строя, показания ИПУ при исчислении платы за холодное и горячее водоснабжение в силу положений Правил № 354 не могут применяться, расчет платы должен производиться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Доказательств, подтверждающих обеспечение доступа представителей ТСН «ТСЖ «***» в жилое помещение для проведения поверки приборов учета ХВС, ГВС в спорный период времени, истцом не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении, считая их основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательствах и нормах материального права.
Материальный закон судом применен правильно, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено. Исследованным доказательствам судом дана правовая оценка, результаты которой отражены в решении. Оценка доказательств произведена с соблюдением требований ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ. Оснований сомневаться в правильности оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, с учетом содержания ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), которыми определены порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (п.п. 36-79) и порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний (п.п. 80-85).
В силу положений п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Согласно п. 81(1) Правил исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Согласно п. 81(2) Правил в случае, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Таким образом, в силу указанных требований Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Из материалов дела следует, что с заявлениями о вводе в эксплуатацию установленных в квартире приборов учета истец в ТСН «ТСЖ «***» в спорный период не обращалась, акт приема монтажа и/или ввода в эксплуатацию узла учета расхода холодной и горячей воды от 21.04.2010 года не предоставляла.
В силу п. 82 Правил исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время (подпункт «б» п. 85 Правил).
Если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета (подпункт «г» п. 85 Правил).
27.07.2017 и 08.12.2017 в адрес истца Товариществом направлялись письма о необходимости предоставления доступа в помещение квартиры для произведения проверки состояния приборов учета ХВС ГВС, допуск исполнителя в жилое помещение истцом не обеспечен, 08.12.2017 ТСН «ТСЖ «***» составлен акт о не допуске в квартиру для проверки ИПУ.
Согласно подп. «в» п. 59 Правил в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета).
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил (п. 60 Правил).
Фактически собственником жилого помещения допуск к ИПУ обеспечен только 13.04.2018 года, при этом установлено, что у прибора учета ХВС № 15472404 межповерочный интервал окончен 19.03.2016, у прибора учета ГВС № 15520367 межповерочный интервал окончен 19.03.2014, т.е. данные приборы учета как на момент их проверки, так и в спорный период в силу пп. «д» п. 81(12) Правил № 354 считались вышедшим из строя.
Основания для перерасчета платы за коммунальные услуги исходя из показаний ИПУ с мая 2017 года по апрель 2018 года с учетом вышеуказанного отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым была дана надлежащая оценка. Указанные доводы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, а также предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловой Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: