Дело № 5-152/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 18 августа 2020 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Солоненковой А.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Кузнецовой Марии Алексеевны, <данные изъяты>, главного государственного инспектора труда (по охране труда) отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Ярославской области, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Ярославской области в феврале 2020 года на основании обращения <данные изъяты> ФИО 1 проведена проверка соблюдения Государственной инспекцией труда в Ярославской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В ходе проверки установлен факт грубого нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившийся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Так, главным государственным инспектором труда (по охране труда) отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Ярославской области Кузнецовой М.А. в период с 09.00 часов до 18.00 часов 15.01.2020 года при истребовании информации в рамках рассмотрения анонимного обращения фактически проведена внеплановая документарная проверка в отношении <данные изъяты>. При этом в нарушение требований закона распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки не издавалось, акт по результатам проверки не составлялся.
Таким образом, Кузнецовой М.А., являющейся главным государственным инспектором труда (по охране труда) отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Ярославской области, совершено грубое нарушение установленного законом порядка проведения внеплановой документарной проверки, предусмотренное ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, о чем 08.07.2020 года заместителем прокурора Ярославской области старшим советником юстиции ФИО 2 составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Ярославской области Бекенева Е.В. в судебном заседании доводы, изложенные в постановлении поддержала, просила привлечь Кузнецову М.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Кузнецова М.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена. Считаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В ст. 2 Закона РФ от 26.12.2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 5 ст. 2 указанного Закона, мероприятие по контролю – это действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 26.12.2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Положениями ч. 1 ст. 16 указанного Закона установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Из п.п. 4, 6 ч.2 ст. 20 Закона следует, что нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 16 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, непредставления акта проверки) отнесено к грубым нарушениям.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Частью 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения должностными лицами органов местного самоуправления своих должностных обязанностей при осуществлении муниципального контроля.
Из материалов дела усматривается, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Кузнецовой М.А. послужили результаты прокурорской проверки соблюдения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, из постановления заместителя прокурора Ярославской области от 08.07.2020 года следует, что прокуратурой Ярославской области в феврале 2020 года на основании обращения <данные изъяты> ФИО 1 проведена проверка соблюдения Государственной инспекцией труда в Ярославской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В ходе проверки установлено, что 27.11.2019 года в Государственную инспекцию труда в Ярославской области поступило анонимное обращение о фактах непрохождения работниками <данные изъяты> периодических медицинских осмотров.
В рамках рассмотрения указанного обращения главным государственным инспектором труда (по охране труда) отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Ярославской области Кузнецовой М.А. в <данные изъяты> направлен запрос от 15.01.2020 года о предоставлении не позднее 28.01.2020 года копий штатного расписания со списком работников организации, списка контингентов, подлежащих периодическим (первичным) медицинским осмотрам, поименного списка лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, медицинских заключений или заключительных актов по окончании прохождения работниками периодических осмотров с 2017 по 2020 годы, списка работников с датой приема, сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда. При этом директора <данные изъяты> ФИО 1 предупрежден к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредоставление или несвоевременное предоставление названных документов.
Таким образом, главным государственным инспектором труда (по охране труда) отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Ярославской области Кузнецовой М.А. в период с 09.00 часов до 18.00 часов 15.01.2020 года при истребовании информации в рамках рассмотрения анонимного обращения фактически проведена внеплановая документарная проверка в отношении <данные изъяты>. При этом в нарушение требований закона распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки не издавалось, акт по результатам проверки не составлялся.
Доводы Кузнецовой М.А. о том, что на предоставлении <данные изъяты> документов по запросу от 15.01.2020 года она не настаивала, суд во внимание не принимает, поскольку они являются несостоятельными.
Следовательно, действия Кузнецовой М.А. подлежат квалификации по ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Вина Кузнецовой М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ в полной мере подтверждается: объяснением Кузнецовой М.А., сообщением <данные изъяты> от 20.01.2020 года, запросом о предоставлении документов и информации от 15.01.2020 года.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Кузнецовой М.А. в совершении указанного административного правонарушения.
При получении названных доказательств и при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Кузнецовой М.А. требования закона были соблюдены.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. К числу малозначительных данное правонарушение не относится, поскольку направлено против порядка управления.
При назначении наказания подлежит учету характер совершенного правонарушения, личность виновного.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Кузнецовой М.А. не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом изложенного, характера совершенного правонарушения, считаю, что Кузнецовой М.А. должно быть назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Однако принимая во внимание, что правонарушение Кузнецовой М.А. совершено впервые, при этом вреда или возникновения угрозы причинения вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства, перечисленным ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, оно не повлекло, считаю, что в данном конкретном случае имеются все основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения Кузнецовой М.А. административного наказания в виде предупреждения.
Такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному, в полной мере соответствовать общим началам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
п о с т а н о в и л:
Признать Кузнецову Марию Алексеевну - главного государственного инспектора труда (по охране труда) отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Ярославской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.В.Петухов