Дело № 2-3183/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2017 года гор. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Акуз А.В.
при секретаре Андреевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцова С. М. к Шеменевой И. Е. о возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что 22.05.2014 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.290 УК РФ. Указанное дело было возбуждено по заявлению Шеменевой И.Е., которая, кроме заявления о совершении преступления, производила аудиофиксацию переговоров с Кравцовым С.М. Постановлением о прекращении уголовного дела от 11.10.2015 года уголовное дело в отношении Кравцова С.М. было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В период проведения предварительного расследования Кравцов С.М. был подвергнут домашнему аресту в течение двух месяцев, а после него находился под подпиской о невыезде в течение семи месяцев, в результате чего он не смог реализовать свое право на отдых, лишившись возможности совершить уже оплаченную им туристическую поездку. Истец в течение всего времени пребывания под домашним арестом был лишен права вести активную общественную жизнь, заниматься профессиональной деятельностью, как преподавательской в качестве профессора кафедры романской филологии ЮФУ, так и административной в качестве её заведующего. Кравцов С.М. широко известен в научных кругах, сведения о привлечении его к уголовной ответственности, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, стали известны значительному кругу, путем размещения статей в сети Интернет. Также органами следствия вызывались и допрашивались многие студенты, аспиранты, преподаватели ЮФУ, в ходе допросов изыскивались сведения, порочащие Кравцова С.М., тем самым максимально распространялась информация, наносящая вред его репутации. Кравцов С.М. был лишен возможности участия в жизни научного сообщества, а также общения с близкими для него людьми, что усугубило его моральные страдания и переживания, привело к нервному истощению и срывам. Пребывание под домашним арестом лишило Кравцова С.М. возможности реализовать свое право на отдых, так как запланированная на время его отпуска туристическая поездка в Израиль не состоялась. Истец просил взыскать с Шеменевой И.Е. в пользу Кравцова С.М. возмещение морального вреда реабилитированному 1 000 000 рублей.
В дальнейшем истцовой стороной были уточнены исковые требования в порядке ст. 39 ГПК. С учетом заявленных уточнений истец просил суд взыскать с Шеменевой И.Е. в пользу Кравцова С.М. возмещение морального вреда реабилитированному 2 000 000 рублей, госпошлину 300 рублей, почтовые расходы 400,49 рублей.
Истец Кравцов С.М. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В отношении истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Жорницкий Б.В., действующий на основании доверенности от 19.09.2015 года и ордера № от ..., в судебное заседание явился, заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Ответчик Шеменева И.Е. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отношении ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Лагутина Н.В., действующая на основании доверенности от 16.08.2017 года, в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования не признала в полном объеме, представила в суд письменные возражения, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ... старшим следователем по ОВД СО седьмого следственного управления СК РФ по ЮФО подполковником юстиции Антиповым М.Д. в отношении Кравцова С.М. возбуждено уголовное дело по факту получения им взятки в сумме 30 000 рублей, по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ.
Основанием для возбуждения уголовного дела явились материалы проверки, подтверждающие доводы Шеменевой И.Е., состоявшей в должности доцента кафедры романской филологии института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВПО ЮФУ) о вымогательстве и.о. заведующего кафедрой романской филологии ИФЖиМКК АОУ ВПО «ЮФУ» Кравцовым С.М. денежных средств в сумме 30 000 рублей с группы аспирантов и соискателей, курируемых Шеменевой И.Е. за предстоящую положительную сдачу ими кандидатского экзамена по французскому языку.
... в отношении подозреваемого Кравцова С.М. Ленинским районным судом районным судом ... избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на 2 месяца.
Постановлением о прекращении уголовного дела от ... уголовное дело в отношении Кравцова С.М., по ч. З ст. 30, ч. З ст. 159 УК РФ по факту получения им мошенническим путем денежных средств в сумме 30 000 рублей, прекращено в связи с отсутствием в действиях Кравцова С.М. состава преступления, по основанию предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Как указал истец в своем исковом заявлении, а также пояснил в судебном заседании, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, была подорвана его деловая репутация в научном мире, он был лишен возможности вести активную общественную жизнь и лишен возможности участия в жизни научного сообщества, заниматься профессиональной деятельностью.
Кроме того, распространению сведений о привлечении Кравцова С.М. к уголовной ответственности по обвинению в получении взятки в крупном размере, существенно способствовала публикация посвящённых этому материалов в сети Интернет, в частности, в шести электронных средствах массовой информации, прочтение этих статей Кравцовым С.М. нанесло ему серьёзный моральный ущерб и привело к тяжёлым нравственным переживаниям. Пребывание под домашним арестом на несколько месяцев доставили ему моральные и нравственные страдания, приведшие к нервному истощению и срывам, усугубило его моральные страдания и переживания.
В связи с тем, что уголовное дело в отношении Кравцова С.М. было возбуждено по обращению Шеменевой И.Е. в органы полиции, истец считает, что ответчик обязан возместить ему компенсацию морального вреда как реабилитированному 2 000 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20 УПК РФ в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
Частью 1 статьи 133 УПК РФ установлено право на реабилитацию, которое включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса (п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, вред причиненный гражданину вследствие его уголовного и частно-публичного характера, возмещается не должностным лицом и не лицом, подавшим заявление о совершении преступления, в причинной связи с действиями которых этот вред образовался, а государством, причем независимо от вины должностных лиц и независимо от того, в каком звене правоохранительной системы произошел сбой, где, на каком этапе движения уголовного дела допущенная ошибка усугублена, кто и в какой мере причастен к этой ошибке или злоупотреблению, повлекшему уголовное преследование невиновного и связанные с этим лишения.
Таким образом, обращение к ответчику Шеменевой И.Е. нарушает положения ч. 1 ст. 1070 ГК РФ, что говорит о том, что истцу надлежало обратиться в суд к надлежащему ответчику.
Кроме того, ч. 1 ст. 29 Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Согласно ст. 33 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Так в п. 9 ст. 152 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного ФЗ запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснил, что ст. 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. В случае, когда гражданин обращается в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.
Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ).
По смыслу приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в целях защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц. При этом гражданин может указать в обращении на известные ему факты, а также на предполагаемые события, которые, по его мнению, имеют отношение к существу поставленного в обращении вопроса и могут повлиять на его разрешение. То обстоятельство, что изложенные в обращении сведения могут не найти своего подтверждения, не является основанием для привлечения заявителя к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, если соответствующее обращение обусловлено его попыткой реализовать свои конституционные права, имеющие выраженную публичную направленность.
Иное означало бы привлечение лица к гражданско-правовой ответственности за действия, совершенные им в пределах предоставленных ему конституционных прав, а равно при исполнении им своего гражданского долга.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Шеменева И.Е. обращалась только в государственные органы, распространением информации о возбуждении уголовного дела в сети интернет ответчик не занималась, иного суду не представлено.
Также истцом Кравцовым С.М. каких-либо достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях ответчика Шеменевой И.Е. признаков злоупотребления правом, недобросовестности, намерения причинить вред не представлено.
Таким образом, обращение Шеменевой И.Е. в государственные органы не означает, что на нее ложиться обязанность возмещения морального вреда реабилитированному лицу Кравцову С.М., поэтому исковые требования о возмещении морального вреда в размере 2 000 000 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как следует из п. 1 ч. 88 ГПК судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку в удовлетворении основных требований о компенсации морального вреда истцу было отказано, требования о возмещении судебных расходов с Шеменевой И.Е. также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кравцова С. М. к Шеменевой И. Е. о возмещении морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения суда изготовлен 27.10.2017 года.
Судья