Решение от 22.09.2021 по делу № 2а-2848/2021 от 25.08.2021

УИД 38RS0003-01-2021-003768-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                                                                           22 сентября 2021 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при помощнике судьи Миличенко Т.И.,

с участием административного истца – старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Иркутской области Середкина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                           № 2а-2848/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области и Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации о способе подрыва лесных насаждений, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области и Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации о способе подрыва лесных насаждений, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование своих требований указал на то, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлен WEB-сайт содержащий материалы, противоречащие действующему законодательству об охране окружающей среды: https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941.

На данном сайте к просмотру предоставлен видеоролик, в котором наглядно отражены действия по подрыву лесных насаждений.

В силу пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон об информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).

В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так ч. 3 ст. 261 УК РФ установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений иным общеопасным способом.

Согласно ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Сеть «Интернет» является информационно - телекоммуникационной сетью. Предоставление возможности доступа с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет» к информации, содержащей общеопасный способ уничтожения лесных насаждений, за который законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. Размещенная информация находится в широком доступе. На выявленной странице сайта https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, размещена информация, оказывающая негативное влияние на правосознание граждан, формирующая искаженное представление о возможности уничтожения или повреждения лесных насаждений.

Помимо того, данная информация не только побуждает неопределенный круг лиц совершать преступления, но и воспитывает противоправное поведение. На опубликованном в сети «Интернет» - сайте https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, граждан фактически учат способу незаконного подрыва лесных насаждений.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включениям реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно сведений, содержащихся на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сайт, имеющий следующий адрес: https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» не внесен.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права РФ и права неопределенного круга лиц, оказывая негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о вседозволенности при пользовании лесными насаждениями.

Помимо того, данная информация не только побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступления, но и воспитывает противоправное поведение у подрастающего поколения, негативно влияя на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В судебном заседании административный истец – старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Иркутской области           Середкин Е.В. заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, поддержал, суду пояснил, что доступ к указанному сайту на сегодняшний день открыт.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав пояснения административного истца – старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Иркутской области                Середкина Е.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.

Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20.04.2018    № 78-КГ17-101 указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в том числе является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, ч. 6 ст. 10 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 261 УК РФ установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений иным общеопасным способом.

В части 5 статьи 33 УК РФ указано, что пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Судом установлено, что в ходе проведенного Братской межрайонной природоохранной прокуратурой мониторинга Интернет-ресурсов                    установлен Интернет-ресурс: https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, на котором наглядно предоставлен видеоролик, в котором наглядно отражены действия по подрыву лесных насаждений.

Данная информация, оказывает негативное влияние на правосознание граждан. Помимо того, данная информация не только побуждает неопределенный круг лиц совершать преступления, но и воспитывает противоправное поведение. На опубликованном в сети «Интернет» - сайте https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, граждан фактически учат способу незаконного уничтожения лесных насаждений путем подрыва.

Согласно представленным доказательствам, установлено, что вход на интернет-ресурс https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941 свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. В материалы дела были представлены скриншоты с указанного сайта.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая на интернет - странице с адресом: https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).

Так, согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

На момент рассмотрения дела сведения о включении страниц сайта с интернет адресом https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отсутствуют.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних.

При установленных обстоятельствах, заявленные требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с адресом https://yandex.ru/video/preview/?text=кaк%20пoдopвaть%20дepeвo%20лec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ https://yandex.ru/video/preview/?text=░a░%20░o░op░a░░%20░epe░o%20░ec&path=wizard&parent-reqid-1628755703647461-9279454979119977010-vlal-1283-vla-17balancer-prod-8080-BAL-4164&wiz_type=vital&filmld=17914648268277487941, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                 ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

2а-2848/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Братский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Роскомнадзор
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Павлова Татьяна Алексеевна
Дело на сайте суда
bratsky.irk.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация административного искового заявления
25.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее