Дело № 2-1-5704/2023 УИД: 64RS0042-01-2023-006480-31
Решение
Именем Российской Федерации
28.09.2023 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Оситко И.В.,
при помощнике Избасаровой С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости,
установил:
комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> (далее по тексту – Комитет) обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости – сооружение электроэнергетики ВО УО АС-25, 21 опора, протяженностью 1800 м., а ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости – сооружение электроэнергетики 4 опоры по адресу: <адрес>, просп. Строителей, район <адрес> протяженностью 80 м. В течение трех месяцев со дня постановки на учет указанных объектов недвижимости они являются бесхозяйными объектами недвижимости и <адрес> вправе требовать признания права муниципальной собственности на него. Просит суд, с учетом уточнений, признать право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> муниципального района на вышеуказанные объекты недвижимости.
Представители заявителя, заинтересованных лиц администрации Энгельсского муниципального района, муниципального казенного предприятия «Энгельсгорсвет муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>», акционерного общества «Облкоммунэнерго», публичного акционерного общества «Россетти Волга», территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу требований ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Исходя из смысла ст. 225 ГК РФ, юридически значимым обстоятельством при разрешении данной категории дел является наличие или отсутствие собственника недвижимого имущества, а также факта отказа собственника при его установлении от своего права. Отказ может быть выражен в совершении действий или в бездействии, определенно свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В соответствии с п. 5 Приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № к настоящему Порядку): орган местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 13 Приказа объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
В силу п. 14 Приказа запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости – сооружение электроэнергетики ВО УО АС-25, 21 опора, протяженностью 1800 м., а ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости – сооружение электроэнергетики 4 опоры по адресу: <адрес>, просп. Строителей, район <адрес> протяженностью 80 м.
В соответствии с Положением о Комитете, Комитет осуществляет постановку на государственный учет и обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное на территории Энгельсского муниципального района, и предназначенное для решения вопросов местного значения Энгельсского муниципального района.
Согласно письму территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведений об объектах недвижимого имущества – сооружении электроэнергетики ВО УО АС-25, 21 опора, протяженностью 1800 м., сооружении электроэнергетики 4 опоры по адресу: <адрес>, просп. Строителей, район <адрес> протяженностью 80 м. - отсутствуют.
Согласно письму ГБУ СО «Госкадасроценка» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о правообладателе указанных объектов недвижимости отсутствуют.
Согласно архивной справке МБУ «Архив» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о вводе в эксплуатацию указанных сооружений нет.
Согласно сведениям Министерства строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанных сооружений не выдавалось.
Согласно письму комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости - сооружение электроэнергетики ВО УО АС-25, 21 опора, протяженностью 1800 м., сооружение электроэнергетики 4 опоры по адресу: <адрес>, просп. Строителей, район <адрес> протяженностью 80 м. в реестре государственного имущества <адрес> не значится.
Поскольку спорные линейные объекты были поставлен на учет как бесхозяйные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, трехмесячный срок с даты постановки на учет истек, собственник недвижимости не установлен, о своих права на объект он не заявил, возражений относительно заявления суду не предоставил, требование Комитета о признании права муниципальной собственности на спорные объекты подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости, - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования <адрес> муниципального района на объекты недвижимости – сооружение электроэнергетики ВО УО АС-25, 21 опора, протяженностью 1800 м., сооружение электроэнергетики 4 опоры по адресу: <адрес>, просп. Строителей, район <адрес> протяженностью 80 м.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья И.В. Оситко
Помощник ФИО2