УИД 70RS0021-01-2024-000005-65
№ 2-13/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2024 года с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Жеуровой Т.О., с участием прокурора Тегульдетского района Томской области Чубуковой Екатерины Андреевны, в отсутствие истца Новокшановой Юлии Романовны, представителей ответчика Администрации Тегульдетского сельского поселения, Администрации Тегульдетского района, представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Новокшановой Юлии Романовны к Администрации Тегульдетского сельского поселения, Администрации Тегульдетского района о признании невозможным проживания в ранее занимаемом жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения, предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах Новокшановой Ю.Р. обратился в суд с иском к Администрации Тегульдетского сельского поселения о признании невозможным проживание Новокшановой Ю.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, возложении обязанности признать Новокшанову Ю.Р. нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Как следует из искового заявления, Новокшанова Ю.Р., /...../ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с /...../ по /...../ Новокшанова (/...../) Ю.Р. передана под возмездную опеку /...../, в указанный период органом опеки и попечительства не предпринимались меры по включению Новокшановой (/...../) Ю.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Новокшанова (/...../) Ю.Р. является собственником 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: /...../, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо менее учетной нормы площади жилого помещения. Органом опеки и попечительства решение о признании невозможным проживания Новокшановой (/...../) Ю.Р. в указанном жилом помещении не принималось. Новокшанова (/...../) Ю.Р. по уважительным причинам до достижения возраста 23-х лет не была поставлена на учет нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Новокшанова (/...../) Ю.Р. на дату, когда узнала о нарушении своих прав со стороны органа опеки и попечительства достигла возраста 23-х лет, не могла реализовать свое право ввиду длительного нахождения в медицинских учреждениях по причине протекания тяжелой беременности.
В обоснование своих требований прокурор Тегульдетского района Томской области ссылается на статью 40 Конституции Российской Федерации, статью 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», часть 1 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», часть 4 статьи 10 Закона Томской области от 6 сентября 2006 года № 212 «О специализированном жилищном фонде Томской области», Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 год, Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статью 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
С учетом увеличения исковых требований прокурор просит:
Признать невозможным проживание Новокшановой Юлии Романовны, /...../ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенным по адресу: /...../,
Обязать Администрацию Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области включить Новокшанову Юлию Романовну, /...../ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского /...../ и предоставить по договору найма специализированных жилых помещений, жилое помещение благоустроенное применительно к установленным условиям сельских населенных пунктов, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского /...../.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Тегульдетского района.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Томской области.
Представитель ответчика Администрации Тегульдетского сельского поселения– Глава Администрации Тегульдетского сельского поселения /...../, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменное заявление о том, что с исковыми требованиями прокурора согласен, положения ст. 39, ст. 173 ГПК РФ ему понятны, просил предоставить срок исполнения решения суда на три месяца, со дня вступления решения суда в законную силу и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Тегульдетского района Глава Тегульдетского района /...../, с исковыми требованиями прокурора Тегульдетского района Томской области согласен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Истец Новокшанова Ю.Р. в письменном заявлении поддержала требования прокурора, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки сведений не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
В соответствии с частями третьей, пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца Новокшановой Ю.Р., представителей ответчиков Администрации Тегульдетского сельского поселения, Администрации Тегульдетского района, представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области.
В судебном заседании прокурор Тегульдетского района Томской области Чубукова Е.А., поддержала исковые требования, основываясь на доводах изложенных в исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Заслушав прокурора Тегульдетского района Томской области Чубукову Е.А., исследовав доказательства и проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующему:
Как следует из части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурором Тегульдетского района Томской области представлена копия заявления Новокшановой Ю.Р. на его имя с просьбой обратиться в суд за защитой ее жилищных прав.
Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с иском в пределах своих полномочий.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью первой статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу четвертому статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно пункту 7 статьи 8 указанного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (Далее: Правила).
Из абзаца четвертого пункта 3 указанных Правил следует, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из пункта 17 указанных Правил уполномоченный орган (орган местного самоуправления) включает в список лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, на основании заявления о включении в список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На территории Томской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 указанного Закона Томской области (в редакции Закона Томской области от 06.01.2013 года № 10-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Как следует из абзаца первого пункта 3 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Из подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. 27-2 пункта 1 Закона Томской области от 28 декабря 2007 года № 298-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области» Администрация Тегульдетского района наделена полномочиями по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № 560а утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с подпунктом первым части первой статьи 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в редакции Закона Томской области от 11 ноября 2022 года № 105-ОЗ) данным Законом администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями: по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, посредством предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Согласно абзацам первому, третьему - пятому части 3 статьи 3 указанного Закона Томской области в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Как следует из части 4 статьи 10 Закона Томской области от 06 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда определен в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения и родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением Администрации Томского области от 29 декабря 2012 года № 562а.
Как установлено судом, Новокшанова Ю.Р., родившаяся /...../, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, является собственником 1/6 доли в праве на жилое помещение, проживание в котором Администрацией Тегульдетского района не было признано невозможным, по уважительным причинам до достижения возраста 23 лет не была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения, не включена.
Данные обстоятельства подтверждаются также исследованными в судебном заседании доказательствами, которые соответствуют друг другу, образуя непротиворечивую совокупность. Оценивая в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исследованные доказательства, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
/...../
/...../
/...../
/...../
Тот факт, что Новокшанова (/...../) Ю.Р. относится к категории лиц, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения родителей, подтверждается /...../
/...../
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества следует, что Новокшановой Ю.Р. принадлежит 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: /...../.
На дату передачи (Новокшановой) /...../ Ю.Р. под опеку /...../ положения абз. 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действовали в редакции от 21 ноября 2011 года, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в статью 8 указанного Федерального закона.
Так, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Как следует из подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После введения в действие вышеперечисленных законодательных изменений и положений об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, а также об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, вопрос о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в отношении Новокшановой (/...../) Ю.Р. решен не был.
Вместе с тем, в силу частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению Тегульдетского сельского поселения от 26 марта 2015 года № 6 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 12 квадратных метров; норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и по договору специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере не менее: 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина; 17 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящих из двух человек; 14 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Таким образом, размер общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: /...../ квадратных метров, приходящийся на Новокшанову Ю.Р., составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленного решением Тегульдетского сельского поселения от 26 марта 2015 года № 6, составляет 5,01 квадратных метра, что менее учетной нормы более, чем в 2 раза.
Иное жилье у Новокшановой Ю.Р. отсутствовало, прав на иные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, Новокшанова Ю.Р. не имела, таким образом, Новокшанова Ю.Р. являлась нуждающейся в жилом помещении.
Как следует из письменного заявления Новокшановой Ю.Р., в период с 18 -летнего возраста до 23-него возраста она обращалась в орган опеки и попечительству для постановки ее на учет в качестве нуждающейся и предоставления ей жилого помещения по договору социального найма и по договору специализированного жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ей было отказано в устной форме.
Установленные судом обстоятельства, не опровергаются показаниями свидетеля /...../, данными ею в судебном заседании.
Таким образом, начиная с 1 января 2013 года до наступления совершеннолетия Новокшановой (/...../) Ю.Р., органом опеки и попечительства должен был быть установлен факт невозможности проживания Новокшановой (/...../) Ю.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: /...../. Однако такое решение органом опеки и попечительства принято не было, в связи с этим Новокшанова (/...../) Ю.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского района Томской области, своевременно включена не была.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о ненадлежащем выполнении обязанностей органами опеки и попечительства по защите прав Новокшановой (/...../) Ю.Р. в тот период, когда она была несовершеннолетней.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так, справкой Администрации Тегульдетского района от 28 августа 2023 года № ИД-1453 подтверждается, что Новокшанова (/...../) Юлия Романовна относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из показаний свидетеля /...../ следует, что с 2015 года состоит в должности начальника органа опеки и попечительства Администрации Тегульдетского /...../. Знает о том, что с 2012 года под опекой находилась /...../ (Новокшанова) Ю.Р., которая относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Ей достоверно известно, что /...../ (Новокшанова) Ю.Р. обращалась в Администрацию района о постановке ее на учет для предоставления жилья по договору найма специализированных жилых помещений, однако на тот момент ей отказывали в этом, в связи с имеющимися рекомендациями, тогда как согласно Федеральному закону ее должны были поставить на учет. Ее два брата, которые младше ее, были поставлены на указанный учет. Так же Администрацией района по отношению к /...../, который является родным братом /...../ (Новокшановой) Ю.В. было вынесено заключение о невозможности проживания по адресу /...../.
Как следует из заявления Новокшановой Ю.Р. от 22 декабря 2023 года, поданного прокурору Тегульдетского района, она имеет статус сироты, в списки на получение квартиры на очередь ее не ставили, никто не говорил, что положено, ее брат обратился в суд, его включили в списки, она (Новокшанова Ю.Р.) своевременно не обратилась, так как долгое время находилась на лечении в медицинском учреждении, не обладала информацией, что ей положена квартира, указанная информация ей стала известно после предоставления жилья ее брату /...../ в 2023 году.
На дату обращения с заявлением к прокурору за защитой ее жилищных прав истец достигла возраста 25 лет.
Как следует из письменного заявления Новокшановой Ю.Р. в суд, она неоднократно устно обращалась к специалистам органа опеки и попечительства Администрации Тегульдетского района по вопросу обеспечения жилым помещением как сирота, ей поясняли, что жилье ей не положено, в списки на получение квартиры на очередь ее не ставили. Она юридически неграмотна, на территории Тегульдетского района юридические консультации отсутствовали, что лишало ее возможности получить консультацию по данному вопросу. О том, что ее право нарушено узнала, после того как ее брату предоставили жилье. Просит удовлетворить исковые требования.
Факт нахождения истца длительное время на лечении в медицинском учреждении подтверждается медицинской документацией, представленной истцом Новокшановой Ю.В., из которых следует, что она в период с /...../ по /...../ состояла на учете и наблюдалась у узких специалистов в медицинских учреждениях /...../.
Установленные судом обстоятельства, сторонами не оспаривались.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании невозможным проживание Новокшановой Ю.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: /...../, возложении на Администрацию Тегульдетского сельского поселения обязанности включить Новокшанову Ю.Р. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения, предоставить Новокшановой Ю.Р. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку гарантированное Новокшоновой Ю.Р. законом право на обеспечение жилым помещением не реализовано не по ее вине, проживание Новокшановой Ю.Р. в ранее занимаемом жилом помещении не было признано невозможным, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения она своевременно не была включена, поэтому нарушенное право истца на жилище подлежит восстановлению. Так как Новокшанова Ю.Р. не была обеспечена жилым помещением, она сохраняет данное право независимо от возраста, в котором она обратилась за его реализацией.
Следовательно исковые требования подлежат удовлетворению.
Прочие исследованные доказательства не опровергают выводов суда.
Представителем ответчика Администрации Тегульдетского района - Главой Тегульдетского района /...../ в суд представлено письменное заявление о признании иска.
Представителем ответчика Администрации Тегульдетского сельского поселения - Главой Тегульдетского сельского поселения /...../ в суд представлено письменное заявление о признании иска.
В соответствии с частью первой статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Согласно части второй статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком подлежит принятию судом, поскольку не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, способствует реализации конституционного права истца на жилище.
Как следует из части третьей статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного иск подлежит удовлетворению.
Согласно абзацу второму части четвертой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Как следует из положений частей 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Кроме того, положения части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность по установлению срока при вынесении решения суда по требованиям не связанных с передачей имущества или денежных сумм.
Таким образом, установление в рассматриваемом случае периода времени для исполнения решения суда не соответствует характеру заявленных требований, поскольку, исходя из природы защищаемого права, при наступлении обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает возникновение у истца права на обеспечение указанным жилым помещением, жилое помещение подлежит незамедлительному предоставлению, в связи с чем заявленные требования ответчика о предоставление срока исполнения решения суда на три месяца, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Новокшановой Юлии Романовны к Администрации Тегульдетского сельского поселения, Администрации Тегульдетского района о признании невозможным проживания в ранее занимаемом жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения, предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Обязать Администрацию Тегульдетского района признать невозможным проживание Новокшановой Юлии Романовны, /...../, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: /...../.
Обязать Администрацию Тегульдетского сельского поселения включить Новокшанову Юлию Романовну, /...../, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Обязать Администрацию Тегульдетского сельского поселения предоставить Новокшановой Юлии Романовне, /...../, по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, благоустроенное применительно к установленным условиям сельских населенных пунктов, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 07 апреля 2024 года.
Председательствующий подпись А.В. Красов