Дело № 2-4090/2023
УИД 59RS0007-01-2023-003909-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Зимаревой А.В.,
представителя ответчика Соболевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах Гуляевой Э. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился в суд в интересах Гуляевой Э.В. к ОСФР по <адрес> о компенсации морального вреда, причиненного в результате несвоевременного обеспечения техническими средствами реабилитации. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> по обращению Гуляевой Э.В. в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации в деятельности ГУ – ПРО ФСС РФ. Проверкой установлено, что Гуляева Э.В. является инвалидом-колясочником первой группы и согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации. На основании заявления Гуляевой Э.В. и ИПРА №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ Гуляева Э.В. поставлена на учет по обеспечению следующими техническими средствами рабилитации – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (размер «<данные изъяты>»). В рамках исполнения контракта Гуляева Э.В. ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> шт. до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем ее обеспечили подгузниками ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> шт. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> шт. на период до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, она не была обеспечена подгузниками в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по дату подачи иска. Несвоевременное обеспечение техническими средствами реабилитации причинило истцу физические и моральные страдания. Как указано в заявлении истца прокурору, из-за отсутствия технических средств реабилитации истец была вынуждена просить <данные изъяты> у других постояльцев <данные изъяты> отчего испытывала чувство стыда, дискомфорт перед персоналом центра.
На основании изложенного, прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Гуляевой Э.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Определением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Экспедиция», ИП ФИО5
В судебном заседании помощник прокурора Мотовилихинского района г. Перми требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Истец Гуляева Э.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указывая на отсутствие вины ответчика по причине несостоявшихся закупок технических средств реабилитации, также указал, что денежная компенсация является одним из видов обеспечения техническими средствами реабилитации, однако Гуляева Э.В. за компенсацией стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации к ответчику не обращалась.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу пунктов 4, 5 указанных Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида.
Уполномоченный орган рассматривает заявление в 5-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством.
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно названным нормам обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Получение технических средств реабилитации осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.
Материалами гражданского дела установлено, что Гуляева Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> и согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в том числе в обеспечении техническими средствами реабилитации – <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> шт. в сутки с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 13-27).
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гуляевой Э.В. в ГУ – ПРО ФСС РФ было подано заявление о предоставлении указанных подгузников (л.д. 27-28), на основании которого Гуляева Э.В. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями (л.д. 29).
С 01.01.2023 ГУ – ПРО ФСС РФ прекратило свою деятельность в связи с созданием Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Правопреемником ГУ – ПРО ФСС РФ является ОСФР по Пермскому краю.
Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подгузниками для взрослых Гуляева Э.В. не была обеспечена, в нарушение ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанное обстоятельство в ходе производства по делу не оспаривалось ответчиком.
Согласно возражениям ответчика, ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения государственного контракта, заключенного отделением Фонда на поставку в ДД.ММ.ГГГГ году подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов, проживающих на территории Пермского края, Гуляева Э.В. была обеспечена подгузниками в количестве <данные изъяты> шт., что позволило удовлетворить потребность в данных изделиях до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ отделением Фонда в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение об осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО7 заключен государственный контракт № на поставку подгузников для взрослых для обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ году инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
По условиям государственного контракта № (п. 1.1, 1.5, календарный план — Приложение № З) Поставщик обязан поставить весь объем товара на территорию города Перми в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
Однако ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес отделения Фонда от Поставщика поступили информационные письма об изменении сроков поставки в связи с тем, что товар ввозится на территорию Российской Федерации, производство <данные изъяты> приостановлено.
ДД.ММ.ГГГГ Гуляева Э.В. самостоятельно приобрела <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> шт. и ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники. Данное количестве приобретенных <данные изъяты> позволило обеспечить Гуляеву Э.В. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ отделением Фонда было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в связи нарушением ИП ФИО7 существенных условий контракта.
Таким образом, по независящим от отделения Фонда обстоятельствам государственный контракт № не был исполнен.
Тем не менее, с целью дальнейшего обеспечения граждан льготной категории подгузниками для взрослых ДД.ММ.ГГГГ отделением Фонда в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение об осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов, проживающих на территории Пермского края (номер извещения 0№).
ДД.ММ.ГГГГ с Общественной организацией инвалидов г. Пскова (ООИП ВОИ) – отделением Псковской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - Поставщик) заключен государственный контракт № на поставку <данные изъяты> для обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ году инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
По условиям государственного контракта № (п. 1.1, 1.5, календарный план — Приложение №) поставщик обязан поставить весь объем товара на территорию города Перми в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта. Товар на территорию г. Перми был поставлен поставщиком ДД.ММ.ГГГГ.
Данные Гуляевой Э.В. (контактный телефон, адрес проживания) были включены в реестр получателей товара, который передан поставщику ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акту приема-передачи товара получателю № от ДД.ММ.ГГГГ Гуляева Э.В. обеспечена <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штук (период обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенной отделением Фонда процедуры закупки ООО «ОПОРА-СЕРВЕР» (Поставщик) заключен государственный контракт на поставку подгузников для взрослых для обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ году инвалидов, проживающих на территорий Пермского края.
По условиям государственного контракта № (п. 1.2, 1.5 календарный план – Приложение №), поставщик обязан поставить весь объем товара на территорию <адрес> в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта. Товар на территорию г. Перми поставлен поставщиком ДД.ММ.ГГГГ, проверка товара на соответствие требованиям технического задания и спецификации государственного контракта была проведена ДД.ММ.ГГГГ.
Данные Гуляевой Э.В. (контактный телефон, адрес проживания) были включены в реестр получателей товара, который передан поставщику ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акту приема-передачи товара получателю № от ДД.ММ.ГГГГ Гуляева Э.В. обеспечена подгузниками для взрослых в количестве <данные изъяты> штук по ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ отделением Фонда в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещены извещения об осуществлений закупок в форме электронных запросов котировок (номера извещений: 0№, 0№, 0№).
ДД.ММ.ГГГГ отделением Фонда в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru были размещены протоколы подведения итогов определения поставщиков на участие в электронных запросах котировок на поставку подгузников для взрослых. Государственные контракты по итогам проведенных процедур закупок на поставку подгузников для взрослых для обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ году инвалидов, проживающих на территории Пермского края, заключены ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Экспедиция» (далее Поставщик).
По условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, поставщик обязан поставить товар на территорию города Перми течение 5-ти рабочих дней с момента заключения государственных контрактов.
В соответствии с п. 3.3.1 Контракта поставщик обязуется обеспечить поступление подгузников для взрослых (далее — Товар) в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 11 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.
Согласно п. 1.1 Контракта поставщик обязан поставить товар в Пермский край в соответствии техническим заданием (приложение № к контракту) спецификацией (приложение № к контракту) и календарным планом (приложение № к контракту).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ при проведенных выборочных проверках поставленного товара на территорию г. Перми выявлено несоответствие размерных характеристик, установленных в техническом задании, спецификации контракта, а также маркировке на упаковке.
Таким образом, ОСФР по Пермскому краю было направлено письмо в адрес поставщика об отказе в подписании Акта выборочной проверки поставленного товара до замены товара с соответствующими характеристиками. После поставки ООО «Экспедиция» надлежащего товара на территорию <адрес> ему был направлен реестр получателей товара, включая Гуляеву Э.В.
Согласно Акту приема-передачи товара получателю № от ДД.ММ.ГГГГ Гуляева Э.В. обеспечена <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> штук.
Таким образом, судом установлено, что истец не была обеспечена истцом техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец от реализации программы реабилитации не отказывалась.
Таким образом, истец, как инвалид, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, в связи с чем на ответчике лежит обязанность обеспечить его техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации.
При этом причины, по которым соответствующие органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации, при разрешении настоящего спора не имеют правового значения и не входят в предмет доказывания по данному делу, поскольку ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ответчик, указывает, что истец могла самостоятельно приобрести технические средства реабилитации, в последующем обратившись с соответствующим заявлением о выплате компенсации за приобретение.
Вместе с тем, нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости является правом, а не обязанностью инвалида, и может быть реализовано только при желании и возможности, тем более, что материалами настоящего дела установлено, что Гуляева Э.В. реализовала свое право именно на получение средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, о чем свидетельствует постановка ее на учет ответчиком.
Кроме того, судом учитывается, что истец является инвалидом-колясочником, проживает в ГБУЗ ПК «Верхне-Курьинский генторологический центр», и может испытывать затруднения в самостоятельном приобретении технические средства реабилитации в силу своего возраста, здоровья и социального положения.
В данном же случае ответчиком не представлено доказательств невозможности обеспечения истца техническими средствами реабилитации: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подгузниками для взрослых.
Недостатки организации процесса закупок технических средств реабилитации для инвалидов в ДД.ММ.ГГГГ году, не могут рассматриваться как основания для освобождения ответчика от предусмотренной законом обязанности по обеспечению техническим средствами и ответственности за нарушение прав инвалидов.
Таким образом, суд приходит к выводу о то, что имело место нарушение прав Гуляевой Э.В. в виде фактического лишения ее как инвалида гарантированных ей Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты на бесперебойное обеспечение техническими средствами реабилитации.
Доводы ответчика, что нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, в принципе не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда за нарушение прав инвалидов в указанной части, судом отклоняются, равно как и доводы об отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав истца.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах Гуляевой Э.В., с требованием о компенсации морального вреда, ссылался на бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанному вопросу сформулирована в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», согласно абзацу третьему пункта 37 которого моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Из материалов дела следует, что Гуляева Э.В., обращаясь в прокуратуру с заявлением о нарушении своих прав, указывала, что испытывает нравственные и физические страдания из-за непредставления ей средств реабилитации в необходимом количестве, нарушений и перебоев в непрерывном их обеспечении, испытывает чувство стыда перед иными постояльцами <данные изъяты> так как вынуждена просить у них <данные изъяты>, а также испытывает эмоциональный дискомфорт по этому поводу перед персоналом центра.
Исходя из представленных в деле доказательств выдачи истцу средств реабилитации и с учетом индивидуальной потребности истца в таких средствах, она не получала от ответчика мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде получения подгузников.
При таких обстоятельствах суд, установив, что Гуляева Э.В. не была своевременно обеспечена ответчиком техническими средствами реабилитации – подгузниками, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает преклонный возраст Гуляевой Э.В., наличие инвалидности первой группы, невозможность самостоятельного передвижения без коляски, наличие постороннего ухода, длительность нарушения прав истца, особенность технического средства реабилитации, которым не была обеспечена своевременно истец, как гигиеническое средство ежедневного ухода, в силу этого, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Определенный судом размер компенсации морального вреда в полной мере соответствует требованиям разумности и справедливости, конкретным обстоятельствам дела, а также степени вины ответчика.
В соответствии с частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьёй в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Истец и ответчик как государственные органы по настоящему делу освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах Гуляевой Э. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) в пользу Гуляевой Э. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС № компенсацию морального вреда в сумме 10 000,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2023 года
Судья: О.П. Берсенёва