Решение по делу № 2-360/2018 (2-3734/2017;) от 07.12.2017

дело № 2-360/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа                                                                                 29 января 2018 года

                                     

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Вахитовой Д.М.,

при секретаре Усмановой Г.А.,

с участием:

помощника прокурора Уфимского района РБ Гафиятуллина Д.И.,

Исхакова Р.Р.,

представителя администрации МР Уфимский район РБ - Чунарева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения,

установил:

<адрес> РБ в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет, указывая на то, что прокуратурой <адрес> РБ в связи с поступившим обращением ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства, связанные с непредставлением жилья ФИО1

Установлено, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.

Согласно военному билету серии АЕ ФИО1 прошел военную службу по призыву

Родители ФИО1: мать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и отец ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно решению Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.

Право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, сохраненное за ФИО1 постановлением администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ , уничтожено огнем в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ОНД и ПР по <адрес> РБ УНД и ПР ГУ МЧС России по ОБ от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

ФИО1не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма до настоящего времени администрацией муниципального района не обеспечен благоустроенным жилым помещением. Тем самым нарушены жилищные права ФИО1, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

На основании изложенного, <адрес> РБ в интересах ФИО1 просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах <адрес> РБ и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на <данные изъяты> лет.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ ФИО5 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Истец ФИО1 исковые требования прокурора просил удовлетворить.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан - ФИО3 исковые требования не признал, просил отказать, указывая на то, что у администрации отсутствуют средства для приобретения жилого помещения специализированного жилого фонда.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В части 2 статьи 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Частью 8 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 06.102003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации.

Согласно пункут 1 части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-З органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан (далее - государственные полномочия): по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-З государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.

Согласно военному билету серии АЕ ФИО1 прошел военную службу по призыву (л.д.).

Родители ФИО1: мать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и отец ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно решению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына (л.д. ).

Право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: РБ, <адрес>, сохраненное за ФИО1 постановлением администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ , уничтожено огнем в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ОНД и ПР по <адрес> РБ УНД и ПР ГУ МЧС России по ОБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Постановлением администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 10).

В настоящее время ФИО1, не являющийся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением, чем нарушены жилищные права ФИО1, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

В судебном заседании стороной ответчика не оспаривалось, что ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако средств для приобретения указанных помещений у ответчика не имеется.

Вместе с тем, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должно ставиться в зависимость от каких-либо условий, а должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.

При таких обстоятельствах дела, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах <адрес> Республики Башкортостан и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                                                Д.М. Вахитова

2-360/2018 (2-3734/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исхаков Р.Р.
Прокурор Уфимского района РБ
Ответчики
Администрация ++МР
Другие
Министерство образования РБ
Министерство финансов РБ
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
07.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2017Передача материалов судье
07.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2017Подготовка дела (собеседование)
20.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2018Предварительное судебное заседание
29.01.2018Судебное заседание
29.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее