Дело № 2а-1607/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Бадлееве Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Элисте к Осадчему Роману Анатольевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что Осадчий Р.А. на праве собственности обладает (обладал): автомобилем грузовым (кроме включенных по коду 57000), <данные изъяты>, дата регистрации права 19.05.2011, дата утраты права 02.02.2016; автомобилем грузовым (кроме включенных по коду 57000), <данные изъяты>, дата регистрации права 11.02.2017.
В адрес должника Инспекцией было направлено налоговое уведомление № 134439841 от 09.09.2016, в котором предлагалось добровольно уплатить налоги. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, Инспекцией направлено требование об уплате налогов и пени № 2703 от 11.02.2017.
30.01.2020 мировым судьей судебного участка № 5 Элистинского судебного района РК вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на взыскание с Осадчего Р.А. транспортного налога с физических лиц в размере 4 253 руб. за налоговый период 2015.
В судебное заседание представитель административного истца не явился.
В судебное заседание административный ответчик Осадчий Р.А. не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суд не известил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная повестка, направленная в адрес ответчика, возвращена в суд с почтовой отметкой «истек срок хранения», что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации также признается надлежащим извещением ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для уплаты транспортного налога признается календарный год.
Согласно ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и в сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ.
Как видно из материалов дела, административный ответчик на праве собственности обладает (обладал) автомобилем грузовым (кроме включенных по коду 57000), <данные изъяты>, дата регистрации права 19.05.2011, дата утраты права 02.02.2016; автомобилем грузовым (кроме включенных по коду 57000), <данные изъяты>, дата регистрации права 11.02.2017. Ему направлялось налоговое уведомление №134439841 от 09.09.2016 в котором предлагалось добровольно уплатить налоги. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, Инспекцией было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 2703 от 11.02.2017 с установлением срока оплаты до 03.05.2017 и, соответственно шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов в судебном порядке по требованию истекал 03.11.2017.
Вместе с тем, согласно представленной налоговой инспекцией информации с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени в отношении Осадчего Р.А. в судебный участок № 5 Элистинского судебного района РК Инспекция обратилась только 28.01.2020, то есть с пропуском установленного срока.
30.01.2020 мировым судьей судебного участка № 5 Элистинского судебного района РК вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Осадчего Р.А. в пользу Инспекции недоимки по налогам и пени в связи с истечением срока для обращении в суд.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
С настоящим административным иском Инспекция обратилась в суд 17.06.2020.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец причины пропуска срока подачи административного иска не указал, доказательств суду не представил, в материалах дела таковые отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные законом сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Налоговый орган является профессиональным участником страховых и налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов, страховых взносов и своевременностью их взимания; в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска подлежит отклонению, с отказом в удовлетворении административных исковых требований о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст.ст. 286 – 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Элисте к Осадчему Роману Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.З. Оляхинова