ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 мая 2019 года город Ноябрьск
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихоновой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-209/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа», юридический адрес: <адрес>, (ИНН/КПП 8905027532/890501001, ОРГН 1028900704953)
установил:
25 апреля 2019 года в отношении МУ «Дирекция муниципального заказа» ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Ноябрьск, Муравленко Степановой Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, согласно которому учреждением нарушено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, не исполнило надлежащим образом требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», нарушило требования ч. 1 ст.23, ст.11, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Должностное лицо ТОУ Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Ноябрьск, Муравленко Степанова Ю.А. при рассмотрении дела в суде протокол поддержала.
Представитель лица, в отношении которого составлен протокол - Синявская С.Д. с протоколом не согласилась, указав на то, что МУ «ДМЗ» не является субъектом данного правонарушения, так как является казенным учреждением. В связи с чем, просила прекратить производство по делу. В случае назначения наказания просила заменить штраф на предупреждение или применить малозначительность.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 11 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль.
В соответствии со ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарныхправили гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Данная норма направлена на обеспечение охраны здоровья населения и среды обитания человека во многих сферах его жизнедеятельности.
Как следует из материалов административного дела, 03 апреля 2019 года в ходе административного расследования возбужденного на основании заявления гражданки ФИО3 установлено, что уровень шума от светофоров с оповещением, установленных на перекрёстке <адрес> в ночное время (с 23-00 до 07-00 ) превышает гигиенические нормативы установленные СанПиНом 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Так, в нарушение п.6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к настоящим санитарным правилам.
По результатам измерений физических факторов неионизирующей природы согласно заключению эксперта от 10.04.2019 г. и протокола лабораторных испытаний №П860 от 9 апреля 2019г установлено, что основной источник шума - светофоры с оповещением, установленные на перекрестке <адрес>; характеристика шума: непостоянный колеблющийся широкополосный. В период с 23:20 до 23:35 установлен эквивалентный уровень звука при подаче звукового сигнала светофорами скорректированное значение с учетом поправки на фоновый шум в соответствии с п. 2.6. (Таблица 1) МУК 4.3.2194-07: эквивалентный уровень звука - 33 дБА, при гигиеническом нормативе - не более 30 дБ А, превышение на 3 дБА..
Из буквального содержания пунктов 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно - эпидемиологические требования, в том числе к эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания и разработаны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом, соблюдение санитарных правил в силу Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
По смыслу статьи 23 Федерального закона жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Несоблюдение этих требований при эксплуатации светофоров, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где установлены таковые, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а в соответствии со статьями 41 (часть 1), 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 3 того же Закона светофоры относятся к дорожным сооружениям как элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Пунктом 3 постановления Администрации МО г. Ноябрьск от 27 декабря 2010 г. № П-2437 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования город Ноябрьск» установлено, что организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется уполномоченным органом Администрации города Ноябрьска – МУ «ДМЗ».
Указанное также подтверждается Уставом МУ «ДМЗ», утвержденным Постановлением Администрации города от 01.07.2010 № П-1318.
Приведенные обстоятельства дают основания для вывода о том, что МУ «ДМЗ» является ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Приказом ДИО Администрации г.Ноябрьск от 19 марта 2019 года светофорный объект по <адрес> закреплен на праве оперативного управления за МУ «ДМЗ».
В силу изложенного, доводы представителя МУ «ДМЗ» о том, что учреждение не является субъектом данного правонарушения, не могут быть приняты в силу их несостоятельности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 25 апреля 2019 года, определением о возбуждении дела об административно правонарушении от 27 марта 2019 года, протоколом осмотра от 03 апреля 2019 года, протоколом взятия проб и образцов от 03 апреля 2019 года, заключением эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО», протоколом лабораторных исследований № П860 от 09 апреля 2019 года, Уставом МУ «ДМЗ», муниципальным контрактом на выполнение работ по ремонту; руководством по эксплуатации светофора, паспортом на светофор дорожный светодиодный; сертификатом соответствия, приказом о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МУ «ДМЗ» и другими доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достаточности.
Вопреки доводам представителя МУ «ДМЗ» о том, что при проведении экспертизы не учтен тот факт, что рядом с домом расположена автомобильная дорога и потому в силу пункта 6.1.2 СанПин 2.1.2.2645-10 при замерах допускается принимать результаты на 10 дБА выше, эксперт ФИО4 в суде пояснил, что указанный пункт применяется в работе в том случае, если замеры производятся на территории прилегающей к жилым домам, тогда как в рассматриваемом случае замер производился в помещении. Также эксперт суду пояснил, что измерение шума в квартире <адрес> проводилось в соответствии с порядком, предусмотренном СанПин 2.1.2.2645-10: при открытых форточках, при наличии и отсутствие звукового сигнала, то есть при наличии фонового шума.
В ходе рассмотрения дела с достоверностью установлено, что МУ «ДМЗ» было допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Таким образом, деяние МУ «Дирекция муниципального заказа» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.
Оснований для признания совершенного МУ «ДМЗ» правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности вопреки доводам представителя не имеется, поскольку характер совершенного правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, учитывая особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права при проведении административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Суд приходит к выводу, что назначение штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае позволит обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа», ИНН/КПП 8905027532/890501001, ОРГН 1028900704953, юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: ...
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предупредить муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа», об административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неуплаты штрафа в установленный срок.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья ...
...